Ровесница
первого спутника
Первый сеанс связи с космическим аппаратом отдельного командно-измерительного комплекса (ОКИК) состоялся 4 октября 1957 года. Объектом работы стал первый искусственный спутник Земли. С того момента средства части принимали участие во многих космических проектах и программах. В том числе и управляя полетом космического аппарата «Восток-1» с Юрием Гагариным на борту.
Наша справка
В 1970 г. средства части приняли участие в осуществлении полетов автоматической межпланетной станции «Луна-16», которая совершила полет по схеме «Земля - Луна - Земля» и доставила на Землю пробы лунного грунта.
В 1973 г. работали по объекту «Луна-21», который доставил на спутник Земли самоходный аппарат «Луноход-2».
В 1974 г. состоялись работы по объектам типа «Союз» и космических кораблей «Союз-Аполлон».
В 1988 г. - по космическому комплексу «Энергия - Буран».
С 1986 по 2001 год - по орбитальной пилотируемой станции «Мир» вплоть до схода ее с орбиты.
С 1999 г. ведутся работы по международной космической станции (МКС) и космической навигационной системе ГЛОНАСС.
Сегодня ОКИК - это современные средства управления, измерений, связи, мощнейшие вычислительные системы, сотни километров коммуникаций... Основная его задача - управление космическими аппаратами военного, социально-экономического, научного и двойного назначения. Личный состав части ежегодно проводит тысячи сеансов управления: если в 1969 г. их было порядка трех тысяч, то в ХХI веке - более двадцати тысяч в год.
Бинокль на Марс
Из Москвы расстояние что до Марса, что до Уссурийска кажется одинаковым. Непреодолимым. Только когда попадаешь на отдельный командно-измерительный комплекс в с. Галенки под Уссурийском, понимаешь, что до Марса отсюда в общем-то рукой подать. Для этого нужно преодолеть всего-то высоту в 100 метров, чтобы оказаться в «глубине» самой широкой антенны в России, называемой «Квант-Д». Создана она была для приема телеметрической информации с космических аппаратов для дальнего космоса в 70-х годах ХХ века. По замыслу создателей станция «Квант-Д» позволяла осуществлять обмен различными видами информации с межпланетными космическими аппаратами в пределах всей Солнечной системы. Радиолокация Меркурия, Венеры и Марса с помощью станции «Квант-Д» позволяла создать уточненную теорию движения планет Солнечной системы.
Но после неудачного запуска космического аппарата «Марс-96» в 1990-е она была «заморожена». Да и интерес к этим программам по экономическим причинам снизился: в те годы важнее было управлять орбитальной группировкой без сбоев. Но технические характеристики и потенциал в станцию были заложены столь серьезные, что она и в наши дни сохраняет свои непревзойденные в мире свойства. Например, диаметр зеркала антенны составляет 70 метров, диаметр вспомогательного зеркала (контррефлектора) - 7 метров, эффективная площадь раскрыва - 2.500 квадратных метров (поэтому специалисты называют ее просто «П2500»). Но вся эта махина может еще и поворачиваться: масса поворотной части при вращении по азимуту - 4,5 тыс. тонн, масса антенны с основным зеркалом, поворачивающимся от 90 до
5 градусов по углу места, - 1,7 тыс. тонн. Чтобы оценить размеры П2500, нужно мысленно представить вращающийся вокруг своей оси 10-этажный дом... Как говорится, комментарии излишни.
.
Второе дыхание антенны
Спустя 10 лет после вынужденного простоя антенный комплекс П2500 начал восстанавливаться, и на его базе создаются радиотехнические комплексы нового поколения для управления космическими аппаратами «Спектр» и «Фобос-Грунт». Наземный радиотехнический комплекс с антенной П2500 обеспечит прием телеметрической информации о состоянии приборов КА «Фобос-Грунт», параметров КА, находящегося на удалении в миллионы километров, с точностью до трех метров, скорости полета КА на протяжении всей программы в течение трех лет и передачу на «Фобос-Грунт» команд для управления режимами работы.
- После введения в эксплуатацию эта антенна будет обеспечивать точность положения на орбите космических аппаратов серии «ГЛОНАСС». В случае необходимости может получать сигналы не только с космических аппаратов дальнего космоса, но и с КА военного и социально-экономического назначения, - рассказывал заместитель командира части по вооружению подполковник Юрий Салеев, когда мы с ним поднялись в чашу царь-антенны.
Там, на «дне» белоснежной антенны, можно играть в футбол (площадь позволяет), укрыться от палящего уссурийского солнца в тени отражателя. А вот с прической и на высоких каблуках туда подниматься не рекомендуется: сильный ветер и крутые скользкие ступеньки могут стать непреодолимыми для слабого пола. Кстати, корреспондент «Красной звезды» стала первым представителем СМИ, побывавшим на зеркале этой гигантской антенны, чем гордится. И подняться на нее стоило: вид, открывающийся из-за сложных металлических конструкций, потрясает красотой и необъятностью. Оттуда даже внушительные по размерам командно-измерительные системы «Квант-П», радиотехнический комплекс «Сатурн-МК», командно-измерительная система «Куб-Контур» и радиотелеметрические станции «Ромашка» кажутся спичечными коробками, хотя они выше обычной пятиэтажки.
Управляет этим уникальным антенным устройством отдел командно-измерительных систем. В разное время этот коллектив принимал участие в специальных работах по космическим аппаратам : «Союз», «Салют», «Венера», «Аполлон», «Прогноз», «Астрон», «Вега», «Вояджер», «Пионер», «Гранат».
- Радостно, что уникальный антенный комплекс П2500 возрождается на наших глазах, - прокомментировал обстановку командир части подполковник Андрей Калюта. - Пока что сборку и монтаж антенны, а также изучение ее тактико-технических характеристик наши специалисты проводят совместно с представителями промышленности. Это значит, что наши офицеры и гражданский персонал обучаются ее эксплуатации, что скажется в период реализации космических программ по дальнему космосу. В частности по программе «Фобос-Грунт» планируется создание совместных с промышленностью боевых расчетов. Отрадно, что у нас есть специалисты, способные эксплуатировать П2500, в том числе и молодые офицеры - недавние выпускники высших военных учебных заведений.
Когда деревья были маленькими
До сих пор в части уже в качестве начальника клуба работает ее ветеран Александр Степанович Ситник, который был свидетелем и монтажа этой антенны, и ее вынужденного простоя в течение 10 лет.
- Помню, как ее начинали строить, чаши еще не было, но нам, молодым лейтенантам, почему-то не верилось, что вся эта громадина будет полноповоротной, - рассказывает Александр Степанович. - Мы гордились, что на наших глазах строится столь уникальная антенна. В мире на тот момент похожих было всего три. Сегодня она у нас в России одна.
Будущее части - это управление космическими аппаратами дальнего космоса, а пока ОКИК управлял и управляет не только различными КА, но и обитаемыми космическими станциями. Под его контролем ныне Международная космическая станция. С помощью измерительных и радиотехнических средств офицеры контролируют доставку на орбиту экипажей и грузов, а также спуск их на Землю.
Кстати, офицеры части не только принимали на сопровождение космические аппараты, но и уводили с орбиты уже отработавшие свой срок. Так, 23 марта 2001 г. под их присмотром орбитальная станция «Мир» была затоплена в Тихом океане.
- Смена, которой командовал я, принимала непосредственное участие в затоплении станции «Мир». На борт были переданы программы спуска. Спуск прошел по основной программе без сбоев, - поделился воспоминаниями Ситник. - Нам, ветеранам, очень хочется, чтобы страна имела возможность осуществлять как можно больше пусков и создавать современные средства, позволяющие эффективно управлять космическими аппаратами самого различного назначения.
На границе с Китаем
И все-таки уникальность отдельного командно-измерительного комплекса, во-первых, в его колоссальном удалении от ГИЦИУ КС (разница во времени составляет
7 часов), во-вторых, в близости к границе с Китаем (всего 30 км). Это, естественно, накладывает определенный отпечаток как на организацию повседневной службы, так и на обеспечение всеми видами довольствия и материальными средствами.
- Перспективы у части есть, как и у всей космической отрасли России. И, в частности, по развитию средств управления военной составляющей орбитальной группировки космических аппаратов, - рассказывал нам подполковник Андрей Калюта. - Меняются типы космических аппаратов - совершенствуется аппаратура, которая ими управляет. На смену старому оборудованию приходит новое поколение вычислительных средств. Есть программа последовательной модернизации всего измерительного комплекса.
- По вопросам защищенности части и жилого городка мы тесно взаимодействуем с Федеральной службой безопасности, с пограничным управлением по Приморскому краю, с отделом внутренних дел и местной администрацией, - продолжил рассказ Андрей Николаевич. - Из-за близости к границе порядка 50 офицеров заступают в суточный наряд для охраны и обороны объектов.
Несмотря на то что часть в Галенках не самая восточная в стране (есть еще ОКИК на Камчатке), она считается одной из самых загруженных по количеству проводимых сеансов управления. Это возможно благодаря большому количеству измерительных средств, находящихся на вооружении части: всего их порядка 40.
Удаленность от центра накладывает отпечаток и на повседневную жизнедеятельность части. Это в большей степени касается обеспечения части различными видами материальных средств и в первую очередь конечно же подготовки к зимним условиям эксплуатации. Но, несмотря на целый ряд сложностей, только за последний год удалось многое сделать: от замены кровли на технических зданиях до ремонта душевых в общежитиях и вентиляции в столовой. Для некоторых это может показаться пустяковыми задачами, но в условиях резко континентального климата и высокой влажности даже эти работы представляются командованию чрезвычайно ответственными.
Лейтенант Тоцкая
Впервые в этом году в часть была направлена девушка - выпускница Новочеркасского высшего военного командного училища связи
2009 г. лейтенант Александра Тоцкая. Сегодня она выполняет обязанности начальника станции ЗАС.
- Я всегда хотела поступить в военный вуз, правда, родители были против. Окончила училище с отличием и золотой медалью, поэтому по окончании его у меня было право выбора места службы, - признается Саша. - Я мечтала о Дальнем Востоке, поэтому остановила выбор на ОКИКе под Уссурийском. Решила, что пока молодая, не обременена семьей, самое время испытать себя в столь экзотичном месте.
Конечно, приняли ее в части настороженно. Наблюдали, присматривались. Работать Саше приходилось на тех средствах связи, которые она изучала в училище, так что профессионально освоилась быстро. Теперь уже чувствует уважительное к себе отношение и подчиненных, и командиров. Самое большое удивление у лейтенанта Тоцкой вызвали размеры антенн, с которыми работают офицеры ОКИКа. Кстати, сразу же после поступления Александры в часть ее, как и большинство выпускников, обеспечили служебной квартирой. Значит, в будущем можно подумать и о семье. В том, что Саша не останется надолго в одиночестве, сомневаться не приходится: глаза бездонные, как зеркало антенн, румянец, словно лепестки лотоса, цветущего неподалеку от Галенок...
...Многое здесь поражает: величие антенн, пристально всматривающихся в небо, мазанки села Галенки среди безграничных дальневосточных просторов, постоянный пронизывающий ветер и прохлада нежно-рубинового морса из дальневосточного лимонника... А главное - люди, увлеченные техникой и справляющиеся с ней с такой же легкостью, как с обычной спутниковой тарелкой.
На снимках: антенны с зеркалом размером с футбольное поле; Александра ТОЦКАЯ - краса Галенок; командир части подполковник Андрей КАЛЮТА и главный инженер подполковник Юрий САЛЕЕВ в курсе военных новостей.