на главную страницу

30 Сентября 2009 года

Иностранный опыт

Среда

Вертолеты заходят с моря...

Андрей ГАВРИЛЕНКО, «Красная звезда».



Сообщения средств массовой информации о возможности появления в составе российского ВМФ десантного вертолетоносца зарубежной постройки вызвало оживленные отклики экспертов. Начальник вооружения Вооруженных Сил - заместитель министра обороны РФ Владимир Поповкин в программе «Военный совет» в эфире телеканала «Звезда» и радиостанции «Эхо Москвы» отметил: «Мы ведем переговоры и ничего пока не закупаем. Это очень тонкая сфера. Говорить об этом до того, как получены результаты, я считаю преждевременным...»
И, может быть, это будет первый шаг, чтобы потом построить свой авианесущий крейсер, авианосную группу. Ведь Петр Первый не боялся идти в Европу и учиться там строить корабли. В советское время мы много обеспечивающих кораблей закупали и в Германии, и в той же Норвегии. Подчеркну, речь идет только о кораблях обеспечения, а не об ударных...»

     Десантные вертолетоносцы имеются в составе ВМС ряда западных государств. Кораблей такого класса в ВМФ России нет. Они способны нести вертолеты различного предназначения, функционировать и как десантный, и как штабной корабль.
     Во времена СССР в состав нашего ВМФ вошли два вертолетоносца, но это были противолодочные крейсера («Москва» и «Ленинград» проекта 1123). В западных же странах вертолетоносцы представляют собой большие десантные корабли, оснащенные вертолетами для высадки и прикрытия десанта.
     Правда, построенные в СССР большие десантные корабли проекта 1174 («Иван Рогов») имели по четыре корабельных транспортно-боевых вертолета Ка-29, каждый из которых был способен принимать на борт 16 десантников и оказывать огневую поддержку десанту. Но БДК этого проекта существенно уступали западным универсальным десантным кораблям.
     

     Наша справка.Многоцелевой десантный вертолетоносец класса «Mistral» имеет стандартное водоизмещение 16.500 тонн, полное - 21.300 тонн, при заполненном доке - 32.300 тонн. Длина - 199 м, ширина - 32 м, осадка - 6,2 м. Скорость полного хода - 18,8 узла, дальность плавания - до 19.800 миль.
     Вертолетная группа корабля включает 16 машин (8 десантных и 8 штурмовых боевых вертолетов). Одновременно на взлетной палубе может размещаться 6 вертолетов. Кроме того, в арсенале корабля имеется четыре легких десантных катера или два десантных катера на воздушной подушке. На грузовой палубе (длиной 122 м и шириной 13,5 м) можно перевозить 1.100 тонн грузов: до 470 десантников (кратковременно до 900), до 40 танков или до 70 автомашин. Вооружение корабля состоит из двух пусковых установок ЗРК Simbad, двух 30-мм артустановок Breda-Mauser, четырех 12,7-мм пулемета. На корабле есть госпиталь на 69 коек и возможность размещения 150 человек штабного персонала. Экипаж - 160 человек (в том числе 20 офицеров). На сегодняшний день в составе ВМС Франции два вертолетоносца класса «Mistral» и ведется строительство третьего корабля.

     

     Известно, что ведущие морские державы неоднократно заказывали военные корабли за рубежом, разумеется, с учетом международной обстановки. И традиция эта уходит корнями в глубь веков. Так, еще во времена крестовых походов европейские короли заказывали военные суда средиземноморским республикам - Пизе, Венеции и Генуе. И в России, еще когда Петр Великий порешил «морскому флоту быть», многие заказы были размещены на голландских верфях. Такие державы, как Бразилия, Чили, Аргентина, во второй половине XIX - начале XX века практически все свои военные суда первого ранга - броненосцы, линкоры и крейсера - заказывали в европейских странах, в основном в Англии.
     Российская империя при императорах Александре III и Николае II строила корабли и за границей. Так, во Франции были построены бронепалубный крейсер «Адмирал Корнилов» (1887 г.), эскадренный броненосец «Цесаревич» (1903 г.), броненосный крейсер «Баян-I» (1901 г.); в США - эскадренный броненосец «Ретвизан» (1903 г.), бронепалубный крейсер «Варяг» (1901 г.); в Англии - броненосный крейсер «Баян-II» (1906 г.); в Дании - бронепалубный крейсер «Боярин» (1902 г.); в Швеции - мореходная канонерская лодка «Кореец» (1886 г.); в Германии - бронепалубные крейсера «Аскольд» (1900 г.), «Новик» (1901 г.) и «Богатырь» (1904 г.).
     Накануне Первой мировой войны на немецких верфях строились для России легкие крейсера типа «Светлана», с началом войны конфискованные для германского флота. Стоит тут вспомнить и об учебном корабле «Комсомолец», ранее носившем наименование «Океан», история которого началась 28 мая 1901 года, когда на стапелях судостроительной фирмы «Говальдсверке» в немецком Киле состоялась его закладка. 8 февраля 1902 года корабль был спущен на воду и в том же году вступил в строй. Спроектированный и построенный специально для обучения личного состава «Океан» в те годы был крупнейшим представителем своего класса. При водоизмещении более 11.000 тонн он имел длину 149,4 м, ширину - 17,4 м, осадку - 8,4 м. Мощность главных механизмов составляла 11.064 л.с., максимальная скорость хода - 18 узлов, экономическая - 11, дальность плавания - 7.000 миль. Экипаж корабля достигал 180 человек. Уже в 1903 году «Океан» выдержал первое серьезное испытание, совершив дальнее учебное плавание из Балтийского моря в Порт-Артур и обратно. В первом походе нового корабля принял участие видный ученый-кораблестроитель, профессор Морской академии А.Н. Крылов. «Океан» явился и первым советским кораблем, совершившим поход за границу.
     Кстати, советское правительство при создании РККФ также использовало иностранные производственные мощности и специалистов. Например, сильнейшие советские легкие крейсера типа «Максим Горький» были построены по проектам итальянских специалистов из фирмы «Ансальдо». В Италии был построен и лидер миноносцев «Ташкент». В Германии накануне Великой Отечественной войны был приобретен тяжелый крейсер типа «Лютцов», переименованный в «Таллин», который, правда, так и не успели достроить.
     После Великой Отечественной войны корабли для нашего флота также строились за рубежом. Так, в ГДР построены малые противолодочные корабли, гидрографические суда, в Польше - десантные и учебные корабли, госпитальные суда. Некоторые из этих боевых единиц и сегодня успешно продолжают службу на нашем флоте, совершают дальние походы. Например, большие десантные корабли проекта 775 (775М) «Азов», «Новочеркасск», «Ямал», совершившие совсем недавно переход из Севастополя в Балтийск, во время которого преодолели более 4.600 морских миль, были построены в Гданьске. Они рассчитаны на перевозку усиленной роты морской пехоты, но не оснащены вертолетами.
     Белоснежные лайнеры, представляющие не имеющую аналогов в мировом судостроении серию кораблей - госпитальные суда «Енисей», «Свирь», «Иртыш», строились в Щецине.
     Говоря о судах, построенных за границей, стоит вспомнить и об учебных парусниках, также многие годы обеспечивающих насыщенной морской практикой будущих флотоводцев. Барк «Крузенштерн», продолжающий в настоящее время участвовать в экспедиции, посвященной сразу трем знаменательным датам - 65-летию Победы в Великой Отечественной войне, 90-летию образования российской рыбной промышленности и 60-летию первой российской сельдяной экспедиции, например, был построен в германском Бремерхафене на верфи «Иоганн Текленборг». А парусное судно «Седов» - на верфи Круппа в Киле...
     Так что немалый опыт эксплуатации кораблей и судов, построенных на заграничных верфях, у нас имеется. Нельзя исключать и того, что в составе нашего флота может быть новая продукция иностранных корабелов, причем не только французских. Опыт создания универсальных десантных кораблей имеет, например, Италия. Именно в этой стране был построен десантный корабль-док «Сан-Джорджо». При длине всего чуть больше 130 метров на этой боевой единице удалось создать взлетно-посадочные места для пяти крупных вертолетов. «Сан-Джорджо» может садиться носом на отмель и выпускать свою технику через носовые ворота. Если головной корабль этого проекта строился как десантный корабль, то его собрат «Сан-Марко» был заказан министерством гражданской обороны как специальное судно для эвакуации в случае крупных катастроф. Для этой цели на нем, в частности, оборудовали специальные помещения для госпиталя и медицинского персонала. Итальянскому кораблю удалось даже проявить себя в качестве госпитального судна в войне в Персидском заливе в 1991 году.
     Разработкой подобных кораблей занимаются и в других странах. Ряд морских держав имеют в своем составе десантно-вертолетные корабли-доки (ДВКД). Одним из них является ДВКД класса «Rotterdam», который был создан совместно с голландскими и испанскими инженерами и получил в Королевских ВМС Нидерландов обозначение «Rotterdam», а в ВМС Испании «Galicia». Десантный вертолетоносец корабль-док «Rotterdam» был заложен в 1996 году на верфи «Schelde Shipbuilding», которая входит в компанию «Royal Schelde Company», и введен в состав голландского Королевского военно-морского флота в 1998 году.
     При проектировании ДВКД предполагалось, что его прикрытие от ударов с воздуха будет обеспечивать авиация палубного или наземного базирования, а от атак надводных кораблей и подводных лодок - корабли соединения, поэтому собственное оборонительное вооружение десантных вертолетных кораблей-доков довольно слабое. Чего нельзя сказать про радиолокационные средства корабля. Мощные радиолокационные станции предназначены для обнаружения воздушных и надводных целей. Также корабли такого класса оснащены автоматизированным пунктом управления высадкой десанта.
     В настоящее время на вооружении ВМС Нидерландов состоят 2 десантно-вертолетных корабля-дока (ДВКД). Проект корабля «Johan de Witt» разработан на базе судна типа «Rotterdam» и превосходит его по размерам. Контракт на постройку второго корабля для ВМС Нидерландов был подписан в 2001 году. Общая стоимость соглашения составила 232,9 млн. евро, включая 167 млн. евро на постройку корпуса.
     

     Наша справка. «Johan de Witt» представляет собой судно длиной 177 м, шириной 29,2 м, осадкой 5,9 м и полным водоизмещением 16.800 т. Размеры вертолетной площадки - 56х25 м. Корабль оснащен дизель-электрической главной силовой установкой мощностью 16.320 л.с., позволяющей развивать максимальную скорость 19 узлов. Дальность действия - 6.000 морских миль на скорости 12 узлов, экипаж - 113 человек. ДВКД оборудован современными системами навигации, управления и связи, включая спутниковую, а также аппаратурой систем передачи данных «Линк-11», «Линк-16» и «Линк-22».
     Вооружение судна составляют 2 30-мм зенитно-артиллерийских комплекса «Голкипер» и 8 12,7-мм пулеметов. На ДВКД могут базироваться 6 вертолетов NH-90 или 4 EH-101 «Мерлин». Судно способно транспортировать к месту высадки до 611 десантников с полной экипировкой, 170 БТР или 33 ОБТ, а также использоваться в качестве командного пункта. Для высадки могут использоваться 6 десантных катеров для личного состава и автомобильной техники или 4 десантных катера общего назначения.

     

     Общее желание заполучить универсальные суда для десантных операций захватило не только Европу. Многие страны, прямо скажем, малоизвестные в прошлом как морские державы, ухитряются находить все новые и новые технические решения. Так, в 1980 году, когда англичане еще только думали, как приспособить свой контейнеровоз «Атлантик Конвейор» под вспомогательный вертолетоносец для высадки на Фолклендские острова, Малайзия заказала в двух отстоящих друг от друга на десятки тысяч километров ФРГ и Корее аналогичные по назначению, хотя и гораздо меньшие по размерам, суда «Шри Индера Шакти» и «Махавангза». Малайзийский вариант контейнерного транспорта предназначался для военного применения, в частности для десантных операций. Помимо того, их можно использовать как учебные суда, плавбазы для катеров, суда снабжения и войсковые транспорты. Внешне они несколько напоминают транспорты-доки, хотя как раз доковой камеры у них нет. Однако для доставки людей и грузов на берег предусмотрена полетная палуба на два вертолета, а трюмы и кладовые могут вместить до 1.500 т топлива или питьевой воды, а также пару сотен тонн провизии, автомобили, легкие бронетранспортеры, орудия и другую технику. При желании на верхнюю палубу можно принять еще десять стандартных 7-метровых контейнеров.

     

     Вертолетоносец класса «Mistral».
     Десантно-вертолетный корабль-док «Johan de Witt».



Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex