В Культурном центре Вооруженных Сил Российской Федерации на Суворовской площади столицы открылась выставка молодой художницы Ирины Лесик «Сновидения». На ее первую персональную выставку в Москве пришли руководитель народной изостудии Культурного центра заслуженный художник РФ Виталий Пасечников, заслуженный деятель искусств РФ Павел Бойко, народный художник РФ Николай Соломин, представители студии Военных художников им. Грекова, Академии художеств России: заслуженный работник культуры РФ Евгений Спиридонов, Юрий Первов и многие другие.
Как рассказала заведующая выставочным залом центра искусствовед Татьяна Трибушинина, организация таких выставок - одна из многочисленных задач головного в Вооруженных Силах учреждения культуры. Возможности старинного здания - памятника архитектуры начала ХХ века, в котором в феврале 1928 года был открыт Центральный дом Красной Армии, ныне - Культурный центр, - позволяют разместить в его стенах сразу несколько экспозиций. В том числе и благодаря этому тематическое разнообразие здешних вернисажей впечатляет. В преддверии Дня ВМФ «Красная звезда» сообщала, например, о выставке «Золотой век акванавтики», которая была посвящена истории водолазного дела в России с конца XIX века до наших дней. Кстати, ее экспонаты еще можно будет изучать по крайней мере до мая 2010 года. Совсем недавно закрылось «маленькое окошко в мир» - фотовыставка Игоря Ослякова «Путешествие в пространстве Намибии».
Художественные работы российских мастеров здесь демонстрируются гораздо чаще. А на этот раз посетители Культурного центра могут познакомиться с творчеством представительницы дружественного государства - участника Содружества Независимых Государств - Республики Молдова.
Ирине Лесик 26 лет. Окончив в Молдавии в 2007 году Академию театра, музыки и изобразительного искусства, она уже в январе 2008-го занимает второе место на престижной выставке-конкурсе современного искусства «Noi ineri creatori». Свое художественное видение окружающего Ирина успешно переносит в мир фотографии. После показа ее фоторабот в 2007 году на выставке в Кишиневе у молодой художницы появились поклонники в этой сфере.
«Сновидения»... Название экспозиции на самом деле навеяно снами Ирины, которые она воплотила наяву на бумаге и на металле. По технике и мастерству исполнения ее офорты (вид гравюры: рисунок процарапывается гравировальной иглой в слое кислотоупорного лака, покрывающего металлическую пластину, процарапанные места протравливаются кислотой, а полученное углубленное изображение заполняется краской и оттискивается на бумагу) выполнены на самом высоком художественном уровне. О таланте молодой художницы говорит уже то, что ее работы публикуются в разных изданиях, находятся в частных коллекциях Германии, Италии, ЮАР, России.
Отличительная особенность ее творческой манеры - это разнообразие стилей. Фэнтези, сюр, реализм в самом классическом художественном воплощении... Картины эти хочется именно изучать. Сложно сказать, в каких пропорциях смешаны в сюжетах сон и явь. Влияние прозы Михаила Булгакова на творчество Ирины проявляется особенно ярко. Лесик это и не скрывает. Она любит читать, и чувства, мысли, которые переполняют ее так, что словами не передашь, она и выражает через рисунок, через цвет. Ирина к живописи пришла именно так: через эмоции, через тонкое мировосприятие. Когда оказалось, что перенести свое духовное воспарение на бумагу карандашом или кисточкой можно яснее, глубже, полнее. Ее видение целого интересно решается то через преобладание силуэта на рисунке, то оригинальным композиционным построением, то игрой цветом.
Вот нежная акварельная работа «Разговор о бабочках». На ней - словно бы девушка-мотылек в небе. Воздушность картине придает цветовая гамма. Оттенки сиреневого - как видение цветения сакуры. Удивительно, но «размытости» рисунка, нарочитого оттенения некоей «дымки» нет. Наоборот, прорисовка «крыльев» - словно бы вязь веток деревьев в пору цветения. И вроде бы есть на картине ощущение солнца, но не поймешь, то ли бабочка порхает в холодный рассветный час, то ли она улетает в закат...
На рисунке - только ветви-прожилки, а видится словно бы все дерево - с корнями, стволом, хрупкой кроной. Изображено девичье лицо, а в нем черты и девочки, и девушки, и женщины, и старухи, в чьих глазах - весь мир с его расцветом и увяданием.
Ирина работает в разной манере, в том числе смешанной. Кроме акварельных работ, есть и те, что выполнены тушью, пастелью, в технике «высокой печати», когда на картоне рисунок процарапывается, а потом прокатывается валиком с красками. это сложно, но Ирина - натура ищущая, говоря современным языком, креативная. Выразить свои сновидения через живопись художники пытаются во все времена. Вроде бы повторений не избежать. Но в той же работе «Полет» из серии «Мои сны» Лесик сумела органично показать ощущение погружения в сновидения через переход палево-серого цвета в приглушенный красно-коричневый. Как удалась ей эта магия с редкими всполохами на полотне черно-белой перспективы - вопрос к глубинам подсознания, которые можно познать как раз через возможности таланта художницы.
А вот рисунок пастелью «Ночная кошка». Это грациозное создание само по себе ассоциируется с чем-то мистическим. Скажем, булгаковский кот Бегемот неспроста представляется олицетворением скрытой человеческой сущности. Вот и кошка, изображенная художницей, так и норовит прыгнуть из рисованного сна прямо на руки тому, кто решил полюбоваться картиной. Да и кошка ли это?
...Одна из работ Ирины Лесик называется «Подари мне желание быть рядом с тобой». Скажете, как можно изобразить акварелью на бумаге столь сложную гамму чувств? Оказывается, можно. Приходите в Культурный центр на Суворовской площади и посмотрите на окружающий мир глазами тех, кого Господь одарил великим даром - видеть все душой.