на главную страницу

1 Октября 2009 года

Страна и мир

Четверг

ОБОРОНА МОЖЕТ ОКАЗАТЬСЯ НАПАДЕНИЕМ

Вадим МАРКУШИН, «Красная звезда».



В среду в Брюсселе прошло заседание Совета Россия - НАТО на уровне послов. Рассматривался вопрос о военно-техническом сотрудничестве. Свой доклад представил глава Федеральной службы по ВТС Михаил Дмитриев. Таким образом, можно говорить о начале восстановления связей, прерванных в результате кризиса на Кавказе в августе прошлого года.

     О готовности «перезагрузиться» свидетельствует и недавнее выступление нового генерального секретаря НАТО Андерса Фог Расмуссена, посвященное теме развития стратегического партнерства альянса с Россией в интересах европейской безопасности. По его мнению, стороны «слишком много энергии тратили на то, что их разъединяет». Теперь же альянс хотел бы, чтобы Россия стала «полноправным держателем акций в европейской и международной безопасности».
     Напомним, что возобновить в полном масштабе прерванные отношения стороны собирались еще в мае, когда планировалось провести заседание Совета на уровне министров иностранных дел. Однако оно не состоялось. Точнее сказать, было сорвано фактом проведения Грузией и НАТО командно-штабных учений на грузинской территории. Москва это расценила как недружественный в свой адрес жест. И вот теперь, вслед за некоторым ослаблением напряженности в вопросе о противоракетной обороне, а также демонстрацией большей лояльности к российской позиции со стороны нового руководства НАТО, взаимное сближение вполне возможно.
     Сразу заметим, что в интересах Европы честные, доверительные отношения стран альянса с Россией могли бы быть налажены давно. По меньшей мере по горячим следам подписанного в мае 1997 года в Париже Основополагающего Акта о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности между Российской Федерацией и Организацией Североатлантического договора. Этот документ, как мы помним, был принят на высшем уровне. Он подтверждал «решимость наполнить конкретным содержанием общее обязательство России и НАТО по созданию стабильной, мирной и неразделенной Европы, единой и свободной, на благо всех ее народов». Эта решимость, как было прописано, являлась «началом фундаментально новых отношений между Россией и НАТО».
     Говорят, что политические декларации ничего не стоят. Это как посмотреть. Политику довольно часто оценивают с позиции нравственности. Так вот, за честной, искренней политической риторикой непременно должны следовать столь же честные шаги по юридическому оформлению взаимных обязательств. К сожалению, с этим всегда были сложности, вытекавшие из «праведного» стремления Запада обыграть Россию, поставить ее в невыгодные условия. Поскольку же в России сидят не одни дураки, как кто-то полагает, на американо-европейские «секреты» всегда отыскивались соответствующие отмычки. В результате реальный процесс нормализации сотрудничества стоял на месте. Потеряно двенадцать лет после торжественного подписания упомянутого акта. И ведь никто не выиграл.
     Что теперь? Есть определенные основания полагать, что уроки худо-бедно, но извлекаются. В то же время было бы наивно рассчитывать на то, что политика перестанет быть политикой. То есть тем, что отражает совершенно конкретные интересы. А потому нет абсолютно никакого повода для расслабления и панибратства. Особенно в обстановке, когда все рассуждают о якобы сугубо оборонительном предназначении тех или иных систем вооружений, той или иной стратегической концепции. Как в этой связи заметил на встрече с журналистами во вторник постоянный представитель РФ при НАТО Дмитрий Рогозин, «гонка наступательных вооружений всегда порождает гонку оборонительных вооружений, которые ничем не лучше наступательных».
     Развивая тему, он, в частности, заявил, что российская сторона пойдет на сотрудничество с НАТО в сфере противоракетной обороны только после полного прояснения смысла американских планов, о которых говорил Барак Обама. Совместные усилия, по его мнению, возможны лишь в том случае, «если мы поймем, что на самом деле инициатива европейской противоракетной обороны не будет частью противоракетной обороны США».
     Как считает постпред, Россия и НАТО могли бы в будущем применять совместную систему для реагирования на несанкционированные, то есть случайные, пуски ракет малой и средней дальности или при спланированных провокациях. Если стороны об этом договорятся, то после оценки угроз смогут оценить и методы сдерживания. Но сначала, по словам Рогозина, необходимо отработать все варианты политико-дипломатических методов сдерживания.
     Дипломат еще раз подчеркнул, что к пересмотру Соединенными Штатами планов ПРО в Европе Москва отнеслась без какой бы то ни было эйфории. «Все очень спокойно, сухо, профессионально. Никто от радости из штанов не выпрыгивал». По его словам, у России есть опасения, что элементы новой системы могут оказаться в Северном Ледовитом океане или на Балтике. Если эта система обретет подвижный вариант, то нет никаких гарантий, что такая «мобильная штука» (лодка, катамаран, крейсер, линкор с установленной системой противоракетной обороны, с ракетами-перехватчиками) не окажется в наших северных водах.
     На заданный вопрос, был ли все-таки российский ответ на грузинскую агрессию обоснованным и пропорциональным, Рогозин ответил в присущей ему манере. «Я не знаю, что такое пропорциональный ответ в такой ситуации. Когда вам кислотой плещут в лицо, а вы достаете кастет и даете оплеуху нападавшему - это пропорционально или непропорционально? Если бы ответ России был непропорциональным, то, я думаю, наши войска стояли бы в Тбилиси», - сказал он.
     Высказываясь по вопросу относительно перспектив дальнейшего расширения НАТО, постпред, в частности, указал, что в последние годы альянс расширялся за счет молодых демократий, то есть нестабильных режимов, и потому получал лишь дополнительные проблемы. «Коэффициент конфликтности», по его выражению, в итоге резко увеличился. В то же время приобретенный военный потенциал близок к нулю.
     Шанс вступления в НАТО Украины и Грузии, по мнению Рогозина, равен шансу падения на Землю кометы. Нынче у Европы своих проблем полно. «Никто не собирается втягивать себя в ту постоянную «санта-барбару», которая проистекает. Смотреть на это со стороны интересно, а держать у себя дома этот табор очень тяжело», - сказал он.
     Сообщая о том, что Андерс Фог Расмуссен посетит Москву в начале декабря, Рогозин сказал, что этот визит может иметь «серьезный политический шлейф» для наших отношений с альянсом.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex