Иран готов принять у себя гостей и сесть за стол переговоров по ядерной программе. Он также пообещал показать представителям МАГАТЭ завод по обогащению урана в районе города Кум, ввод в строй которого вызвал на прошлой неделе новую волну беспокойства и критики за рубежом.
Такова главная новость, поступившая из Женевы, где в четверг состоялись переговоры иранской делегации с представителями «шестерки» в лице США, РФ, КНР, Великобритании, Франции и Германии.
Иранскую делегацию возглавлял главный переговорщик по ядерным делам Саид Джалили. Его коллегами по переговорам были высокопоставленные дипломаты указанных стран, включая верховного комиссара Евросоюза по внешней политике и безопасности Хавьера Солану, который, кстати, и открыл встречу. Россию представлял заместитель министра иностранных дел Сергей Рябков.
Обсуждение позиций сторон проходило за закрытыми дверями, но его основное содержание, как это чаще всего бывает, «по секрету всему свету» было доведено до мировых СМИ.
Самое главное: Тегеран сделал встречное движение, ответив на соответствующий сигнал Вашингтона. В результате состоялось рукопожатие, ранее избегаемое американцами. Это сделали Саид Джалили и заместитель государственного секретаря США Уильям Бернс. Тридцатилетний бойкот прерван, и некоторые наблюдатели уже назвали этот факт историческим.
Впрочем, другие наблюдатели не спешат с выводами, полагая, что на столь «капризном» переговорном поле возможны самые неожиданные сюрпризы. Некоторые эксперты уже поспешили высказаться в том плане, что за выраженной готовностью Тегерана вести цивилизованный политический диалог может скрываться его стремление оттянуть время и воспользоваться разрядкой в отношениях с Западом для завершения работ по созданию первой атомной бомбы.
Но это все из области предположений. Как в действительности будут развиваться события, покажет время. Сейчас пока известно, что уже через две недели группа специалистов МАГАТЭ может быть допущена к инспекции на заводе, распложенном в 50 километрах от города Кум. Если это произойдет на самом деле, ситуация существенно упростится уже в силу того, что иранцы не делают тайны из своих работ на ядерном поприще. И тогда будет удовлетворен глава МАГАТЭ Мухаммед аль Барадеи, заявивший, что иранское руководство «должно было проинформировать агентство в день, когда принималось решение о постройке комплекса центрифуг, но оно этого не сделало».
Вообще же представляется, что дело сдвинулось с мертвой точки прежде всего по причине смягчения позиции «шестерки». На этом, как известно, все время настаивала российская сторона, призывая западных коллег поменьше угрожать Ирану и не спешить с санкциями. В таком духе, в частности, прошел недавно обмен мнениями между Дмитрием Медведевым и главой французской дипломатии Бернаром Кушнером. И вот уже в четверг на берегу Женевского озера никто из участников переговоров не предлагал обсуждать вопрос о санкциях «прямо сейчас». Тот же Кушнер якобы заявил, что он не «фанатик санкций», он за «продолжение диалога».
А на прошлой неделе, на сессии Генассамблеи, как сообщало РИА «Новости», иранский лидер Махмуд Ахмадинежад говорил о готовности его страны получать обогащенный до 19,75 процента уран (стандарт МАГАТЭ для гражданских ядерных материалов) из-за границы, в том числе из США. По словам неназванного агентством источника, Россия вполне может стать поставщиком такого урана. Она может «дообогатить» иранский уран (4-процентного содержания) до указанного выше уровня в рамках проекта МАГАТЭ для изготовления топлива для тегеранского исследовательского реактора.
Пока же в Женеве, по словам Хавьеры Соланы, «шестерка» и Иран пришли к соглашению «по принципу экспорта иранского урана в третьи страны для его полного обогащения».
На переговорах была также достигнута договоренность о новой встрече, которая должна состояться не позднее конца октября. Глава иранского МИД Манучехр Моттаки подтвердил возможность ее проведения в таком же формате, но уже на уровне глав государств.