на главную страницу

6 Октября 2009 года

Разговор начистоту

Вторник

Кому нужны такие специалисты,
или Как и чему учат в ДОСВАМ

Андрей ГОЛОВАТЮК, член Общественного совета при Министерстве обороны РФ.



Нагрянувший мировой финансовый кризис заставил на многие вещи посмотреть по-другому, с иной точки зрения. Коснулось это и сферы обеспечения безопасности государства.

     Поставленная Президентом России задача по строгому учету финансовых средств, выделяемых из федерального бюджета, в том числе и на оборону Отечества, активизировала проведение контрольных мероприятий за расходованием государственных средств в организациях и учреждениях, работающих в сфере обеспечения безопасности и обороны.
     Одна из таких проверок по выполнению государственного контракта на оказание услуг по подготовке граждан Российской Федерации, подлежащих призыву на военную службу, по военно-учетным специальностям (ВУС) солдат, матросов, сержантов и старшин в общественной организации «Добровольное общество содействия военным автомобилистам и механикам», или сокращенно ДОСВАМ, была проведена специалистами Министерства обороны.
     
Справка

     ДОСВАМ - общественная организация, созданная в сентябре 2001 года на базе Тольяттинской автомобильной школы РОСТО (ДОСААФ) России, которая была основана в 1957 году. При молчаливом согласии прежнего руководства РОСТО (ДОСААФ) новой организации перешли в собственность пятиэтажный учебный корпус, корпуса лабораторно-практических занятий, гараж на 25 автомобилей, пятидесятиметровый тир, автодром, трехэтажное общежитие на 154 места. Все здания - постройки 1980 - 1983 годов. По предварительным оценкам, стоимость переданного имущества составляет около 230 миллионов рублей. ДОСВАМ осуществляет подготовку специалистов для Вооруженных Сил РФ на территории Центрального, Южного, Приволжского и Уральского федеральных округов по четырем военно-учетным специальностям.
     Результаты проведенной проверки привели в состояние шока как убеленных сединой, так и только начинающих трудиться в сфере финансового контроля ревизоров.
     Было установлено, что ДОСВАМ, будучи исполнителем услуг по государственному контракту, не имея собственной учебно-материальной базы, оказалось посредником между Министерством обороны и многочисленными учебными организациями Министерства образования, в которых и осуществлялась подготовка граждан, подлежащих призыву в Вооруженные Силы.
     Но не это вызвало удивление у проверяющих. Возмутило то, как ловкие руководители ДОСВАМ, мягко говоря, «вводят в заблуждение» представителей системы образования. Умело «распределяя» бюджетные деньги при расчетах с учебными организациями Министерства образования и серьезно занижая цену за обучение одного специалиста.
     Используя несовершенство Федерального закона № 94 «О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», ДОСВАМ осенью 2008 года выиграло конкурс на подготовку почти 31 тысячи специалистов для Вооруженных Сил на сумму около 640 миллионов рублей. При этом государство оплачивает подготовку одного специалиста из расчета: водитель автомобиля категории «С» - 24 тысячи 745 рублей; механик-водитель легкого многоцелевого гусеничного плавающего транспортера-тягача МТЛБ - 20 тысяч 731 рубль; специалист компрессорных установок - 46 тысяч 476 рублей; водитель-электромеханик - 47 тысяч 46 рублей; водитель авто- и пневмоколесных кранов - 46 тысяч 476 рублей.
     В приведенной ниже таблице удалось воссоздать схему распределения бюджетных средств, оплаченных ДОСВАМ учебным организациям Министерства образования за подготовку специалистов по военно-учетным специальностям в 2009 году.
     Данные по другим регионам, где ДОСВАМ готовит специалистов для Вооруженных Сил, примерно такие же. Из таблицы видно, что ни одно из образовательных учреждений субъекта Российской Федерации полностью финансовых средств не получило. Проведя небольшие арифметические вычисления, можно подсчитать, что до образовательных учреждений Карачаево-Черкесской Республики, где готовится 260 специалистов, не дошло почти 2 миллиона 790 тысяч рублей, до Ростовской области, готовящей 1.115 специалистов, не дошло больше 13 миллионов рублей, а до Пермского края, где обучаются 1.400 будущих воинов, не дошло уже около 18 миллионов рублей.
     Сразу возникает масса вопросов: куда деваются государственные средства и как оплачивается труд инструктора и преподавателя, какого качества водитель будет выпущен из ДОСВАМ при таком финансировании?
     Доводы о том, что инструктор по вождению и преподаватель безвозмездно занимаются с призывником из чувства долга и патриотизма, принять еще можно. Но автомобиль на патриотизме и чувстве долга ехать не может. Ему как минимум нужна солярка или бензин, не говоря уже о регулярном техническом обслуживании, которое тоже стоит немалых денег, и эти деньги заложены в стоимость подготовки специалиста. О качестве подготовки этих горе-водителей говорить не приходится, в армии их все равно придется доучивать. Но это не проблема ДОСВАМ, а проблема отцов-командиров и родителей, которые верят в хороший уровень подготовки призывников, отчаянно рискуя потерять их в первые месяцы службы.
     Автору этих строк во время нахождения в одной из воинских частей, расположенной недалеко от столицы, удалось переговорить с несколькими военнослужащими, прошедшими обучение в ДОСВАМ. Рядовой П. Ботовец призван из Свердловской области, обучался по специальности автокрановщик, но автокран видел один раз, когда всем обучаемым показывали на стройке, как он работает. Помимо этого, со слов солдата, родители... заплатили деньги за его обучение. Рядовой
     А. Волков призван из Белгородской области, водитель категорий «В, С», практическое вождение - всего 24 часа вместо 60. Рядовой И. Елисеев призван из Курганской области, водитель категорий «В, С», вся практика составила два заезда с инструктором по 15 минут. Рядовой А. Анисимов призван из Краснодара, водитель категорий «В, С», имел практику вождения личного автомобиля, родители заплатили за курс обучения, и в течение недели были оформлены права.
     В материалах проверки учебных заведений ДОСВАМ Южного федерального округа отражено, что проверялось 51 учебное заведение в 12 субъектах округа, экзаменовались 1.495 человек. Из 51 учебного заведения 12 получили неудовлетворительные оценки, 21 оказалось не готовым к обучению ввиду неудовлетворительного состояния учебно-материальной базы и 12 просто уклонилось от проведения экзаменов, неоднократно перенося сроки их проведения. В результате из 51 образовательного учреждения 48 оказались неспособны выполнять задачи по подготовке специалистов для Вооруженных Сил. И это в регионах, призывники из которых в основном поступают на комплектование воинских частей, постоянно выполняющих боевые задачи и участвующих в боевых действиях.
     В ходе проверки установлено, что обучение ведется на учебно-материальной базе и экспонатах машин народного хозяйства (ГАЗ-53, ЗИЛ-130, тракторов), которых в войсках никогда не было! Практически нигде не изучаются автомобили повышенной проходимости, которые составляют основу автомобильного парка Вооруженных Сил РФ. Особую тревогу вызывает слабая методическая подготовка преподавательского состава учебных заведений в соответствии с требованиями, предъявляемыми «Программой подготовки водителей транспортных средств категорий «С», «ВС». В ходе обучения основной упор делается на изучение Правил дорожного движения, а не на практическое вождение и изучение устройства автомобилей.
     А самое главное, отмечена низкая заинтересованность большинства учебных заведений ДОСВАМ в организации качественного обучения и подготовки водителей для Вооруженных Сил РФ. Вот заключение, сделанное по результатам проверки: «В условиях сокращения сроков военной службы такая подготовка водителей категорий «С» и «ВС» для ВС РФ не удовлетворяет требованиям, предъявляемым к водителям, призываемым на военную службу».
     Невольно напрашивается вывод: целесообразно ли тратить бюджетные деньги на подготовку горе-водителей в ДОСВАМ, если потом их все равно приходится переучивать, доучивать, а то и просто без учета военной специальности, полученной в ДОСВАМ, назначать на должности, не требующие специальной подготовки?
     Низкое качество подготовки специалистов по ВУС в ДОСВАМ вынудило командование военных округов и руководство Министерства обороны принять решение в дальнейшем отказаться от услуг данной организации в вопросах подготовки будущих воинов.
     Кроме вышеперечисленных вопросов, имеющих место в обучении призывников, одной из серьезнейших проблем для солдат первых месяцев службы является их психологическая неготовность к резкому изменению привычного образа жизни. Проблемой является и слабая физическая подготовка молодежи, что вызвано в первую очередь развалом существовавшей ранее системы физподготовки, ориентированной на военную службу.
     Сокращение сроков службы по призыву в условиях оснащения армии современными системами вооружений и военной техники предполагает перевод на качественно новый уровень систему допризывной подготовки молодежи. Об этом было сказано Президентом России Дмитрием Медведевым на заседании президиума Государственного Совета по вопросам совершенствования системы допризывной подготовки молодежи.
     Система допризывной подготовки молодежи должна быть ориентирована на цель, при достижении которой приходящий в войска призывник уже имеет не только первичные военные навыки, но и достаточную физическую и морально-психологическую готовность к военной службе.
     Данную статью прошу считать обращением в Федеральную антимонопольную службу России с просьбой рассмотреть вопрос о включении общественной организации ДОСВАМ в реестр недобросовестных поставщиков.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex