на главную страницу

6 Октября 2009 года

Страна и мир

Вторник

ПРО: новый шанс?

Владимир БАТЮК, научный сотрудник Института США и Канады.



Главной темой переговоров министра иностранных дел России Сергея Лаврова и госсекретаря США Хиллари Клинтон 13 октября станут подготовка нового договора по СНВ, Иран, КНДР и проблемы противоракетной обороны. Таким образом, будет обсуждена значительная часть двусторонней и многосторонней повестки дня российско-американских отношений.

     В Москве шеф американской дипломатии проведет три дня с 12 по 15 октября в рамках поездки в Великобританию, Ирландию и Россию, дабы совместно с главой МИД России сопредседательствовать на первом заседании двусторонней президентской комиссии по развитию сотрудничества. Решение о создании этого органа было принято президентами Дмитрием Медведевым и Бараком Обамой на встрече в Москве в июле этого года.
     В ходе работы комиссии планируются заседания целого ряда рабочих групп, в том числе по нераспространению и борьбе с терроризмом, сотрудничеству в сфере ядерной энергетики, образования, гражданского общества. И тем не менее вопрос ПРО остается одним из важнейших в ходе предстоящих обсуждений.
     По словам официального представителя МИД РФ Андрея Нестеренко, Москва готова к детальному обсуждению сотрудничества с США в области ПРО с выходом на взаимоприемлемые договоренности. «Отказ администрации Барака Обамы от планов по размещению элементов третьего позиционного района (ТПР) ПРО в Восточной Европе - это шаг в правильном направлении, и он отражает российские соображения о том, как устраивать систему ПРО в мире», - считает Нестеренко.
     Отказ США от развертывания третьего позиционного района ПРО в Восточной Европе не только открывает перспективы для скорейшего заключения российско-американской договоренности по стратегическим наступательным вооружениям, но и вновь ставит на повестку дня вопрос о совместной российско-американской противоракетной обороне.
     Напомним предысторию. Еще президент США Рональд Рейган рассматривал свою программу «Звездных войн» как советско-американский проект. После распада СССР Москва предлагала совместно разработать, создать и эксплуатировать глобальную систему защиты вместо СОИ, но официальный Вашингтон проигнорировал российскую инициативу.
     Похожие инициативы выдвигались Россией и в дальнейшем. Так, в интервью американской телекомпании Эн-би-си 1 июня 2000 года Президент России высказался о возможности создания совместной российско-американской системы ПРО, предназначенной для отражения угроз, направленных против США, России и их европейских союзников. Сторонами на этом пути были заключены и некоторые конкретные соглашения в области ПРО. «Меморандум о договоренности между РФ и США о создании совместного центра обмена данными от систем раннего предупреждения и уведомлениями о пусках ракет» от 4 июня 2000 года предусматривал создание российско-американского центра обмена данными (ЦОД). Он должен был не только обеспечивать обмен информацией о пусках баллистических ракет и космических ракет-носителей, но и в перспективе создать условия для подготовки и обслуживания единой базы данных по многостороннему режиму обмена уведомлениями о пусках ракет. «Американо-российская инициатива по сотрудничеству в обеспечении стратегической стабильности» от 6 сентября 2000 года предусматривала взаимодействие сторон в области тактической ПРО, в том числе совместные учения, совместное использование систем тактической ПРО и «совместную разработку концепций возможного сотрудничества в нестратегических системах ПРО».
     После ликвидации по инициативе Вашингтона режима контроля над стратегическими оборонительными вооружениями обе стороны неоднократно заявляли о своем намерении наладить сотрудничество в стратегической и нестратегической ПРО. Эта взаимная заинтересованность в сотрудничестве в области нестратегической ПРО нашла свое отражение в «Совместной декларации президента Владимира Путина и президента Джорджа Буша о новых стратегических отношениях между РФ и США» от 24 мая 2002 года. В ней, в частности, говорилось о том, что «Россия и США согласились осуществить ряд мер, направленных на укрепление доверия и расширение транспарентности в области противоракетной обороны, в числе которых обмен информацией по противоракетным программам, испытаниям в этой области, взаимные посещения в целях наблюдения за противоракетными испытаниями и ознакомительного осмотра противоракетных систем». Стороны договорились предпринять шаги, необходимые для начала функционирования совместного центра обмена данными от систем раннего предупреждения, а также изучить возможные направления сотрудничества в области противоракетной обороны, в том числе расширение практики совместных учений по ПРО, изучение возможных программ совместных исследований и разработок в области технологий ПРО.
     Этим Москва и Вашингтон сделали серьезную заявку на установление более тесных и доверительных связей в области ПРО, нежели существуют между США и отдельными их союзниками по НАТО. Однако очень скоро в Москве поняли, что американские круги не желают обсуждать свои противоракетные планы не только с Россией, но и с европейцами. Тогдашний постоянный представитель России при НАТО Константин Тоцкий заявил, что «консультации - это обмен мнениями, дискуссия, учет мнения партнера. А нам устраивают брифинг, то есть объявляют об уже принятом решении США разместить элементы своей ПРО, дают некоторые параметры... Раз наши общие угрозы - это иранские ракеты, ядерное оружие «проблемных» стран, так давайте вместе сядем и оценим их, давайте вместе строить противоракетную оборону. Нет, не будем вместе, говорят они, вот мы построим, а потом вас пригласим».
     Явное недоумение российского руководства вызвало намерение США разместить третий позиционный район ПРО на территории Восточной Европы. В этом случае, по мнению Москвы, американская противоракетная оборона обретала бы способность существенно влиять на эффективность российских средств ядерного сдерживания и приводила бы к достижению абсолютного военного превосходства Соединенных Штатов.
     Российско-американский диалог по проблемам ПРО был реанимирован только после прихода к власти Барака Обамы и объявления им политики «перезагрузки». В Совместном заявлении президентов двух стран от 1 апреля 2009 года указывалось на «новые возможности для равноправного международного взаимодействия в области ПРО, учитывающего совместные оценки ракетных вызовов и угроз и направленного на укрепление безопасности наших стран, а также безопасности наших союзников и партнеров». А в Совместном заявлении Медведева и Обамы по вопросам ПРО было подчеркнуто, что «наши эксперты активизируют диалог по созданию центра обмена данными, который должен стать основой многостороннего режима уведомлений о ракетных пусках».
     Пересмотр американских планов по развертыванию противоракетной обороны в Европе, о чем было объявлено 17 сентября этого года, открывает новые перспективы для российско-американского сотрудничества в сфере ПРО. Официальный Вашингтон делает упор не на оборону от иранских стратегических ракет, которых нет в природе, а на защиту от иранских ракет меньшей и средней дальности, которые уже теперь способны угрожать и американским военным базам на Ближнем и Среднем Востоке, и американским союзникам в регионе. Ракеты типа SM-3, которые американцы в соответствии с их новыми планами собираются развернуть как на наземных, так и на морских пусковых установках, предназначены для перехвата не стратегических, а тактических и оперативно-тактических ракет и в силу этого обстоятельства не могут вызывать подозрения у Москвы.
     Российская сторона уже выдвигала предложение о создании российско-натовской ПРО театра военных действий (ТВД) с участием российских систем С-300 - С-400 и американской системы «Пэтриот». Министр обороны США в своей статье в «Нью-Йорк таймс» от 20 сентября, в свою очередь, не исключал возможности использования российских радаров в будущей системе ПРО в Европе, а также Габалинской РЛС в Азербайджане. «Все предложения России в области совместной работы над созданием системы ПРО, в том числе по использованию радиолокационной станции «Габала», остаются в силе», - отметила недавно пресс-секретарь Президента РФ Наталья Тимакова, подчеркнув, что в этом конкретном случае, конечно, необходимо согласие азербайджанской стороны.
     Кроме того, в ближайшее время Министерство обороны по поручению Президента РФ подготовит предложения относительно отказа США размещать элементы ПРО в Чехии и Польше. Об этом заявил министр обороны РФ Анатолий Сердюков по итогам российско-французской встречи в формате «два плюс два» (главы внешнеполитических и оборонных ведомств). По его словам, Россия «позитивно оценивает такую инициативу американской стороны, отказ ее от размещения в Европе ПРО».
     В любом случае, готовность американской стороны учитывать российские озабоченности по противоракетной обороне открывает новые возможности в диалоге двух стран по проблемам ПРО.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex