на главную страницу

8 Октября 2009 года

Армия и общество

Четверг

СПЛАВ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И ОПЫТА

Олег ЩЕБЛЫКИН. Санкт-Петербург. Фото автора.



Менее года прошло с момента поручения Президента РФ Дмитрия Медведева о формировании перспективной сети высших военно-учебных заведений. Изменения системы военного образования и науки, которые осуществлены за этот год в Вооруженных Силах РФ, без преувеличения, можно назвать беспрецедентными. В соответствии с распоряжением Правительства РФ создано, в частности, федеральное государственное военное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Военный учебно-научный центр Военно-морского флота «Военно-морская академия имени Адмирала Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова».
   Сегодня на наши вопросы отвечает начальник Военного учебно-научного центра ВМФ вице-адмирал Адам Римашевский.

     ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА
     Адам Адамович Римашевский родился в 1952 году в Минской области. Мечту о море реализовал, поступив в Черноморское ВВМУ имени П.С. Нахимова, которое успешно окончил в 1974 году. На кораблях Черноморского флота прошел путь от командира группы минно-торпедной БЧ до командира сторожевого корабля «Безукоризненный» и командира крейсера управления «Жданов». Служил в штабах Черноморского и Балтийского флотов.
     В системе военно-морского образования с 1998 г. возглавлял Балтийский военно-морской институт имени адмирала Ф.Ф. Ушакова (г. Калининград), Высшие специальные офицерские классы ВМФ, Военно-морскую академию имени Н.Г. Кузнецова. В настоящее время - начальник Военного учебно-научного центра ВМФ «Военно-морская академия имени Адмирала Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова». Доктор педагогических наук, профессор.


     - Адам Адамович, с какими чувствами вы встретили начало учебного года в новом качестве?
     - С чувством возросшей ответственности. Одно дело - научное обоснование необходимости преобразований, другое - реализация наших замыслов на практике и получение конкретных результатов. Нам, как представляется, удалось создать новое и не разрушить старое.
     Некоторые скептики предрекали затяжной характер начатых преобразований. Могу их разочаровать. Уже 31 августа Военный учебно-научный центр ВМФ был зарегистрирован в качестве юридического лица, и вся наша работа получила необходимую правовую основу. Кстати, в этот день, так уж совпало, мы произвели и символический полуденный выстрел из пушки Нарышкина бастиона Петропавловской крепости. Его эхо разнеслось над страной от Калининграда до Владивостока. Расположенные там военно-морские институты тоже с 15 июля входят в состав ВУНЦ ВМФ ВМА.
     - Не слишком ли быстрыми оказались перемены? Ведь при спешке неизбежны если не ошибки, то издержки...
     - Путь от замысла до реализации только на первый взгляд выглядит коротким. Это если формально подходить к вопросу. В действительности эта работа имеет глубокие исторические корни.
     В истории военно-морского образования и военно-морской науки неоднократно происходили преобразования, которые были вызваны социально-экономическими и научно-техническими изменениями в Российском государстве. Таких реформ было три. Первая была вызвана поражением России в Крымской войне и заменой парусного флота паровым броненосным. Вторая реформа в 1917 году стала следствием смены государственного строя. Третья - наиболее продолжительная и масштабная - проводилась в 50-е годы XX века в связи с созданием атомного ракетно-ядерного флота и его выходом в океан. За прошедшее время произошли значительные, если не сказать революционные изменения в развитии науки и техники, технологиях. Нынешнюю реформу военного образования нельзя также рассматривать без учета двух одновременно протекающих сегодня процессов - перехода Вооруженных Сил РФ к новому облику и реформы всей системы образования России.
     Наша совместная деятельность с начальником ВУНЦ Сухопутных войск «Общевойсковая академия Вооруженных Сил Российской Федерации» генерал-полковником В. Поповым и начальником ВУНЦ Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» генерал-лейтенантом В. Малащицким на одном из наиболее сложных этапов, связанных с разработкой организационно-штатных структур центров, помогла выработать наиболее эффективные решения.
     - Каковы же полученные на сегодняшний день результаты? Что уже сделано?
     - Во-первых, ВУНЦ ВМФ приступил к функционированию в новой организационно-штатной структуре. В состав Военного учебно-научного центра ВМФ вошли: три факультета подготовки офицеров с высшей военной оперативно-тактической подготовкой; пять филиалов - военно-морских институтов, осуществляющих подготовку офицеров и старшин; Высшие специальные офицерские классы, осуществляющие переподготовку и повышение квалификации в системе дополнительного профессионального образования; три научно-исследовательских института; научно-исследовательский центр проблем развития и функционирования ВМФ; научно-исследовательский центр оперативно-тактической подготовки; центр образовательных и информационных технологий; центр по скрытности и защите кораблей с соединением опытовых судов.
     Во-вторых, сформирована новая структура командования и управления ВУНЦ ВМФ. При этом отмечу, что значительному сокращению подверглись административно-командные должности.
     В-третьих, и это, наверное, главное, в организационных мероприятиях нами был реализован замысел создания объединенных по образовательным уровням, как мы говорим, «единых» кафедр, таких как: тактики ВМФ; военно-экономического обеспечения и военной экономики; истории военно-морского искусства; физической подготовки; воздушно-космической обороны. Эти кафедры по сути - пионеры на пути создания действенной системы непрерывного, многопрофильного, многоуровневого военно-морского образования. Их опыт для других будет бесценен.
     - Что показал набор курсантов этого года? Ведь этим парням и девчатам придется на себе испытать новые требования.
     - В целом результаты профессионального отбора в военно-морские институты в 2009 году являются удовлетворительными. Основу составила гражданская молодежь. Флотскую карьеру для себя традиционно избрали нахимовцы, суворовцы, кадеты. Курсантский строй пополнили и военнослужащие, имеющие за плечами опыт срочной службы.
     При этом отмечается выросший уровень общеобразовательной подготовки, хорошая физическая подготовленность граждан, устойчивое морально-психологическое состояние. И, главное, повысилась мотивация кандидатов к поступлению в военно-морские учебные заведения, основанная на чувстве патриотизма, уверенного выбора своей будущей профессии - офицер ВМФ.
     В этом году к учебе на первом курсе в ряде военно-морских институтов приступили девушки. В перспективе они придут в воинские коллективы связистами, экологами. Если так можно выразиться, слабый пол усилит офицерский корпус флота. Прежде всего, за счет присущей дамам исполнительности, ответственности, добросовестности, тщательности в выполнении порученного дела.
     - Как известно, ВУНЦ призван готовить не только офицеров флота, но и специалистов, которые придут на корабли в звании старшина. Как организована эта работа?
     - Еще с 2008 года в пяти военно-морских институтах ВУНЦ ВМФ осуществляется подготовка специалистов со средним специальным образованием. В институтах, дислоцирующихся в Санкт-Петербурге, юноши обучаются по 16 специальностям, объединяющим 104 военно-учетные специальности.
     Существующая система подготовки, по оценкам командования ВМФ, сегодня работает недостаточно эффективно. Сказываются невысокий уровень состояния учебно-лабораторной базы факультетов среднего профессионального образования, нехватка квалифицированного преподавательского и инструкторского состава. Эти недостатки могут быть устранены концентрацией начального и среднего профессионального образования путем создания в структуре ВУНЦ ВМФ военно-морского колледжа, а в последующем и военно-морского лицея. Решение по этому вопросу принято главнокомандующим ВМФ, и нам поставлена задача создать военно-морской колледж в 2010 году.


     Наша справка. Военный учебно-научный центр ВМФ «Военно-морская академия имени Адмирала Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова» (ВУНЦ ВМФ ВМА) на данный момент представляет собой интегрированное, многоуровневое, многопрофильное образовательное учреждение. Его управление сформировано на базе ВМА имени Н.Г. Кузнецова. В ВУНЦ вошли высшие учебные заведения: Высшие специальные офицерские классы ВМФ, Военно-морской инженерный институт, Морской корпус Петра Великого - Санкт-Петербургский военно-морской институт, Санкт-Петербургский военно-морской институт радиоэлектроники, Балтийский военно-морской институт и Тихоокеанский военно-морской институт. Научный блок представляют 1-й и 24-й Центральные НИИ, 40-й Государственный НИИ.


     - На данном этапе создания ВУНЦ его обособленные подразделения находятся в разных местах, в том числе в Калининграде и Владивостоке. При удалении на таких расстояниях и даже различных часовых поясах как вы предполагаете решать единые задачи?
     - С целью объединения всех территориально распределенных учебных и научных заведений в единый контур управления на основе единого информационного пространства и для обеспечения командования, курсантов и слушателей эффективными средствами информационно-аналитической поддержки образовательного процесса, научных исследований и управления повседневной деятельностью создается единая информационная система на основе широкого внедрения средств вычислительной техники и современных информационных технологий.
     Заместителем министра обороны РФ Д. Чушкиным, отвечающим за формирование и проведение в военном ведомстве единой военно-технической политики в сфере информационных и телекоммуникационных технологий, 2 сентября утверждена Концепция создания информационной системы Военного учебно-научного центра ВМФ. Мы приступили к ее практической реализации.
     - В своем интервью вы сказали об особой роли ВМФ в модернизации системы военного образования. В чем она проявляется?
     - Надо отметить, что Военно-морской академии отведена ведущая роль среди всех реорганизуемых образовательных и научных учреждений Вооруженных Сил. Уникальность заключается в том, что одновременно с реорганизацией ведется сложнейшая работа по подготовке к проектированию и строительству таких объектов, аналоги которым трудно найти даже в мире.
     Утвержденная министром обороны РФ 13 июня 2009 года концепция создания ВУНЦ ВМФ предусматривает его размещение в Кронштадте. Но еще до передислокации нам предстоит осуществить дальнейшее развитие структуры ВУНЦ с созданием единого военно-морского института, колледжа, лицея и Нахимовского училища, слияние научно-исследовательских институтов и только после этого произвести передислокацию ВУНЦ ВМФ в Кронштадт.
     - Что-либо уже предпринято, если так можно выразиться, на пути в Кронштадт?
     - В настоящее время совместно с комитетом по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга в рамках тематического плана по разработке «Концепции комплексного освоения территории в Кронштадте» согласован вариант организации территории ВУНЦ ВМФ. Завершен анализ всех объектов Министерства обороны РФ, расположенных в Кронштадте. Произведены топографо-геодезические изыскания территории. Согласован проект технического задания для проведения открытого конкурса на разработку основных проектных решений по зонированию и размещению основных объектов ВУНЦ ВМФ на территории острова Котлин.
     Общая планируемая площадь размещения Военного учебно-научного центра ВМФ в Кронштадте - более 500 гектаров. Число обучающихся, преподавателей, научных сотрудников и обеспечивающего персонала нового центра превысит 10 тысяч человек. Планируемые сроки завершения создания центра - 2013 год. Работа по строительству ВУНЦ будет вестись параллельно с нашими основными видами деятельности - образовательной и научной.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex