на главную страницу

13 Октября 2009 года

Страна и мир

Вторник

Хиллари Клинтон в Москве

Вадим МАРКУШИН, «Красная звезда».



В Москве с первым в роли государственного секретаря США визитом находится Хиллари Клинтон. Она прибыла накануне, а на сегодня запланирована ее встреча с Дмитрием Медведевым. Основные переговоры глава госдепартамента проведет с российским коллегой Сергеем Лавровым. В повестке стоит подготовка нового договора о сокращении стратегических наступательных вооружений – вместе с весьма богатой «смежной» тематикой, которая, как это видно, постоянно диверсифицируется.

     Непосредственно содержанием будущего договора занимаются рабочие группы при специально созданной российско-американской президентской комиссии. В качестве же координаторов всего процесса выступают главы внешнеполитических ведомств. Срок действия старого договора истекает 5 декабря, из чего, собственно, и вытекает задача, стоящая перед сторонами: не допустить возникновения правовой пустоты в такой сложной сфере, как ракетно-ядерное оружие.
     Напомним, что на июльском саммите в Москве президенты Дмитрий Медведев и Барак Обама договорились подписать новый документ до конца года. Правда, это была весьма общая договоренность, так называемое «совместное понимание», что необходимо сокращать как боезаряды, так и носители.
     После московской встречи Медведева и Обамы в российско-американских отношениях появились некоторые благоприятные нюансы, сулящие возвращение политических связей в лучшие времена. Пока это проявляется в основном в диалоговой риторике, но есть предпосылки и для значимой динамики. В связи с этим в кремлевской администрации говорят о том, что визит госсекретаря США «станет важным этапом продвижения российско-американского взаимодействия в русле перспективных задач, сформулированных президентами двух стран в ходе июльского саммита в Москве».
     Что вообще можно ждать от нынешних переговоров? Прежде всего, конечно, большей ясности в вопросе о планах Вашингтона по дальнейшему совершенствованию системы противоракетной обороны. Дело в том, что СНВ и ПРО взаимосвязаны, что давно не подлежит сомнению. Сокращать одно и одновременно совершенствовать другое – значит, просто выводить на новый уровень взаимные (пусть даже гипотетические) угрозы. А это новые материальные затраты, новые проблемы и новые переговорные марафоны с целью поисков опять же новых договоренностей. Плюс ко всему прочему, действуя по такой порочной схеме, ведущие державы подают скверный пример остальным. В результате тормозится важнейшее в современности движение нераспространения.
     В сентябре после прозвучавшего заявления Барака Обамы об отказе США от размещения элементов ПРО в Чехии и Польше широкие общественные круги, следившие за развитием этой темы, пережили кратковременную эйфорию. Скоро, однако, последовало «разъяснение» Пентагона, из которого следовало, что на смену прежнему проекту придет новый проект, более дешевый и более эффективный. Мы уже сообщали, что речь идет об использовании боевых кораблей в качестве платформ для противоракет и радаров.
     Тактический маневр, уловка? Как говорят французы (и англичане тоже), «это зависит». Правильно. В данном случае приоритетным становится то, согласятся ли американцы с российской инициативой о совместной защите от возможных ракетных атак с чьей бы то ни было стороны. Если вопрос решать в таком русле, подозрения и сомнения снимаются, поскольку доверие базировалось бы на постоянных контактах и взаимном контроле. Есть тут решение? Наверное, есть. Если, конечно, американской стороне удалось бы преодолеть сугубо психологический барьер «атлантизма».
     К сожалению, пока в этом плане все еще сказывается инерция противостояния. Очередной скандальный повод для заявлений официальных лиц и комментариев в прессе дал помощник министра обороны США Александр Вершбоу. Он предположил, что элементы американской ПРО можно было бы разместить на украинской территории.
     В Киеве, кстати, по поводу предположения Вершбоу тоже удивились. «Размещение ПРО на территории Украины будет незаконным. Думаю, что это неконституционно», – сказал министр иностранных дел страны Петр Порошенко.
     Короче говоря, российской стороне предстоит, как выразился Сергей Лавров, «получше понять конфигурацию новой системы ПРО», которую США предлагают взамен третьего позиционного кольца». Пока же в Москве нет четкого понимания, в чем именно состоит новый подход Вашингтона к строительству противоракетной обороны.
     Одним из подвопросов в переговорах, очевидно, станет Иран. Госпожа Клинтон, как передает Associated Press, «планирует добиться от России обязательства поддержать новые санкции против Ирана». Думается, что склонить Москву к более жесткой позиции очень трудно. Ведь у российской стороны в этом вопросе своя стратегия. Как выразился официальный представитель МИД РФ Андрей Нестеренко, у нас «несколько иначе ранжируют приоритеты». К тому же недавно Тегеран дал принципиальное согласие на передачу России основной части низкообогащенного урана для дообогащения (более конкретно об этой сделке стороны будут говорить 19 октября в Вене). Была также достигнута договоренность о допуске инспекторов МАГАТЭ на строящийся иранский завод по обогащению урана под городом Кумом, о существовании которого общественность узнала только в сентябре.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex