на главную страницу

14 Октября 2009 года

События. Комментарии

Среда

Щит в надежных руках

Дмитрий АНДРЕЕВ, «Красная звезда».



Как уже сообщала «Красная звезда», под руководством командующего РВСН генерал-лейтенанта Андрея Швайченко проходила итоговая проверка во Владимирском ракетном объединении. При этом особое место отводилось пятидневному командно-штабному учению, во время которого ракетчики йошкар-олинского соединения выводили подвижные комплексы «Тополь» на полевые позиции, а также проводили условные пуски ракет боевыми расчетами. Впервые войска действовали в структуре, соответствующей новому облику Вооруженных Сил РФ. Ракетные полки и дивизионы подтвердили способность к маневренным действиям в сложных дорожных условиях. Прошедший накануне брифинг с участием командующего РВСН был посвящен результатам проверки ракетной армии. По словам генерал-лейтенанта Швайченко, уровень подготовки офицеров и структурных подразделений, организация боевого дежурства обеспечивают устойчивое оперативно-боевое управление подчиненными соединениями и воинскими частями. Однако это короткое информационное сообщение по просьбе журналистов превратилось в обстоятельную беседу.


     Несмотря на повышение возможностей видовой и радиолокационной космической разведки иностранных государств, стратегические ракетчики знают, как обеспечивать скрытность своих мобильных комплексов. Не вдаваясь в технические подробности, командующий рассказал:
     - Во-первых, маневренные действия наши ракетные комплексы предпринимают в такие моменты, когда средства разведки за ними не наблюдают. Во-вторых, мы не оставляем без внимания естественные маскирующие свойства местности. В-третьих, применяем искусственные маскировочные покрытия, исключающие возможность распознавания под ними ракетной техники.
     Однако можно ли однозначно утверждать, что принимаемые меры обеспечат неуязвимость мобильной группировки РВСН?
     По словам генерал-лейтенанта Швайченко, подтверждением эффективности указанных способов обеспечения скрытности может служить сравнительно недавний военный конфликт в зоне Персидского залива. Ни одна из иракских пусковых установок устаревшего мобильного ракетного комплекса «Скад» не была обнаружена даже при сужении области поиска по результатам оперативно выявленного факта пуска ракеты из конкретного района. И это в условиях открытой местности с достаточно ограниченными возможностями естественной маскировки, для которой к тому же характерна незначительная облачность в течение года.
     - Применительно к условиям России, - подчеркнул командующий, - задача по обнаружению мобильных пусковых установок сложнее на порядок. Этому способствуют особенности рельефа, растительности и метеоусловия в местах развертывания мобильных ракетных комплексов - леса, сплошная облачность, туманы и прочие условия, снижающие видимость в различных диапазонах разведки.
     Надежность этих способов обеспечения скрытности действий подвижных ракетоносцев подтверждают результаты исследовательских учений, проведенных в последние годы. Они показали, что одновременно обеспечить всепогодность разведки, достигнуть высокой точности определения координат обнаруженных объектов и получить достаточную информацию для их классификации в режиме, близком к реальному времени, сегодня, как и в обозримой перспективе, невозможно. Практическое решение такой задачи в настоящее время сопряжено с колоссальными затратами научных, технологических и технических ресурсов.
     При этом просчитываются и упреждаются даже перспективные возможности видовой и радиолокационной разведки иностранных государств. Меры по дальнейшему совершенствованию средств и способов повышения скрытности перспективных ракетных комплексов предпринимаются уже сейчас. Разрабатываются и способы подавления средств разведки.
     Все это позволяет в условиях развития средств космического слежения и высокоточного оружия иностранных государств обеспечить неуязвимость мобильной группировки РВСН и, если возникнет необходимость, нанести неотвратимый ответный удар по агрессору.
     Недавно в ВВС США было создано Командование глобального удара, в ведении которого находятся стратегические бомбардировщики и межконтинентальные баллистические ракеты - носители стратегического ядерного оружия. Как известно, американцы не исключают оснащения этих средств и обычными боеприпасами, хотя официальных заявлений на этот счет так и не последовало. Готовы ли РВСН технически в случае необходимости пойти на аналогичный шаг?
     - Само по себе это технически выполнимо, - заметил генерал-лейтенант Швайченко. - Однако, как вы успели заметить, официальных заявлений по этому поводу американская сторона не делала. В любом случае, и я в этом убежден, принятие такого решения одной из сторон способно серьезно подорвать не столько сам международный режим контроля над стратегическими ядерными вооружениями, сколько международную безопасность в целом.
     По его словам, нынешние средства обнаружения и предупреждения о ракетном нападении не позволяют различить, чем оснащена стартовавшая в том или ином районе земного шара баллистическая ракета: ядерным или же обычным боезарядом. Соответственно степень возникшей угрозы государством, в чью сторону запущена ракета, будет определяться, что называется, исходя из «худшего». В коротком временном промежутке выбор адекватного ответа другой стороной будет вполне предсказуем, что может поставить человечество на грань ядерной катастрофы.
     Поэтому внедрение любого технического решения в области стратегических вооружений, как считает командующий, должно опираться на всесторонний анализ последствий такого шага, в том числе и для международной безопасности в целом.
     В ходе брифинга командующий РВСН рассказал также о планах оснащения войск новыми ракетами. Так, в ближайшие годы ожидается списание большого количества старых ракет РС-12М, РС-18 и РС-20, которые свое уже отслужили. Удастся ли в этих условиях РВСН поддерживать необходимую группировку в соответствии с параметрами нового Договора СНВ, подписание которого ожидается в декабре?
     В качестве основных приоритетов развития войск до 2020 года, в очередной раз подчеркнул командующий, определено не только продление сроков эксплуатации постепенно устаревающих комплексов, но и оснащение РВСН новыми ракетами. Не оставят «стратеги» без внимания и совершенствование системы боевого управления войсками и оружием.
     - Что же касается количественного состава перспективной ударной группировки РВСН, - продолжил рассказ генерал-лейтенант Швайченко, - то он, безусловно, зависит от тех договоренностей, которые будут прописаны в новом российско-американском договоре по СНВ.
     Вместе с тем, как заверил он, учитывая достаточно продолжительный срок выполнения будущего договора (в течение семи лет), ракетчики сохранят рачительный подход к «выстраиванию» перспективной группировки своих комплексов. По его словам, упор в создании перспективной ударной группировки РВСН будет сделан на ее качественное преобразование. В конце 2016 г. ракетные комплексы с продленными сроками эксплуатации будут составлять не более 20 процентов, а новые - не менее 80 процентов. Структурно Ракетные войска будут представлять из себя род войск постоянной готовности, способный гарантированно выполнить поставленные перед ними задачи.
     Как и сегодня, ни одна пусковая установка, ни один ракетный полк не будут выводиться из боевого состава до истечения максимально возможных сроков эксплуатации.
     Перевооружение РВСН в настоящий момент связано с поступлением в войска ракетного комплекса «Тополь-М». За последнее десятилетие в Татищевском соединении на боевое дежурство уже заступили пять полков. Подготовительные работы ведутся в шестом, который через год планируется переоснастить.
     Мобильными комплексами «Тополь-М» перевооружаются полки в Тейковском соединении. Как известно, там заступил на боевое дежурство второй полк. К предстоящему полувековому юбилею РВСН его планируется довести до штатного состава.
     В этом году развернуты подготовительные работы по перевооружению полков на новый подвижный грунтовый комплекс с многозарядной межконтинентальной баллистической ракетой РС-24, который, следует отметить, не получил еще официального наименования. Оно будет присвоено только после окончания соответствующих опытно-конструкторских работ и принятия его на вооружение. Им будут оснащаться прежде всего полки с самоходными пусковыми установками по мере завершения эксплуатационного ресурса РК «Тополь». Поэтому сроки перевооружения зависят, в основном, от сроков эксплуатации находящихся на боевом дежурстве ракет.
     - Могу лишь сказать, - добавил генерал-лейтенант Швайченко, - что развертывание ракетных комплексов с межконтинентальными баллистическими ракетами РС-24 начнется в декабре этого года в Тейковском ракетном соединении.
     Принятие на вооружение МБР РС-24 усилит боевые возможности ударной группировки РВСН. Вместе с моноблочной ракетой РС-12М2 «Тополь-М» шахтного и мобильного базирования они составят основу ударной группировки Ракетных войск. При этом принятие на вооружение нового ракетного комплекса не будет исключать возможности дальнейшего переоснащения РВСН на «Тополь-М».
     Касаясь вопросов, связанных с системой обеспечения безопасности эксплуатации ядерного оружия, командующий подчеркнул, что она охватывает все без исключения этапы, начиная с научно-исследовательских работ и завершая ликвидационными мероприятиями.
     Эта система направлена прежде всего на предупреждение аварий с ядерным оружием, обеспечение безопасности эксплуатирующего персонала и основана на принятии специальных схемно-конструктивных решений при разработке вооружения и реализации организационно-технических мер в процессе его эксплуатации.
     - В ядерных боеприпасах, ракетах, пусковых установках, средствах эксплуатации, а также других элементах ракетных комплексов реализуются специальные схемно-конструктивные решения, - пояснил командующий, - которые обеспечивают их безопасность даже в случае возникновения аварийных ситуаций (удар молнии, короткое замыкание в электрических цепях).
     По его словам, эффективность таких решений отрабатывается и проверяется полигонными и специальными испытаниями, а также проведением крупномасштабных экспериментов на модельных сборках с имитаторами ядерных боеприпасов.
     - Во время испытаний, - заверил генерал-лейтенант Швайченко, - проводится моделирование наиболее вероятных и опасных аварийных ситуаций, которые могут возникать в процессе эксплуатации. Так, на Государственном полигоне Министерства обороны России были проведены натурные эксперименты по оценке и подтверждению ядерной взрывобезопасности головных частей ракет комплекса «Тополь» при нерегламентированных воздействиях на них.
     По его словам, результаты экспериментов показали, что даже при самых тяжелых авариях ядерный взрыв головной части исключен.
     - За последние годы, - продолжил генерал-лейтенант Швайченко, акцентируя внимание на антитеррористической деятельности РВСН, - командование воинских частей и соединений во взаимодействии с региональными органами МВД, ФСБ, МЧС России, администрациями краев и областей, местными органами исполнительной власти провело большую работу по организации защиты находящегося на вооружении ядерного оружия, военнослужащих, служащих, членов их семей и мест компактного проживания. Причем многие из проведенных мероприятий носили четко направленный практический характер. В их числе - ряд совместных командно-штабных, тактических учений и тренировок по предотвращению, локализации и ликвидации последствий террористических актов на ядерных и других объектах.
     В конечном итоге, заверил командующий, Ракетные войска стратегического назначения будут иметь сбалансированную структуру, а на вооружении всегда будет находиться оптимальное количество ракет, предназначенных для решения разноплановых задач обеспечения ядерного сдерживания и безопасности России в XXI веке.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex