|
Материал подготовил Вадим МАРКУШИН, «Красная звезда». |
Пока одни европейские газеты щиплют опостылевшую мелочевку, пересказывая выдумки Тбилиси, пререкания в Раде, досужую болтовню в ПАСЕ или слухи о похождениях Берлускони, другие (коих, правда, значительно меньше) берут священную корову-историю за рога и рассуждают весьма любопытным образом. Как, наверное, подметил наш внимательный читатель, мы достаточно регулярно стали обращаться к тем публикациям в зарубежных СМИ, авторы которых пытаются дать нетривиальные ответы на самые актуальные вопросы современности. Особенно если это связано с Россией. В данном случае наше внимание привлекла статья, подписанная Александром Латсой, появившаяся недавно на электронном сайте Geostrategie (Франция).
Для начала автор вспомнил одно из выступлений Сергея Лаврова в июне 2008 года, в котором глава российского МИД говорил о бесперспективности развития миропорядка, основанного на жесткой англосаксонской модели, созданной Западом «под себя». Суть в том, что с окончанием «холодной войны» завершился и более длительный этап мирового развития - 400-500 лет, в течение которых в мире доминировала европейская цивилизация.
В то же время для всех стал очевидным сдвиг экономического влияния в сторону Китая, Индии, Бразилии, России, и в глобальную повестку буквально напрашивается вопрос об образовании более надежного базиса. «Передав свои метастазы всему человечеству, Запад собирается уйти на второй план. Всем нам просто необходимо понять, какую роль в этом меняющемся мире будут играть народы европейского континента», - констатирует Александр Латса. И тут же призывает осознать, что в новой эпохе, когда линия разлома теряет свою четкость, европейским народам лучше было бы отказаться от «самоубийственного атлантического курса» в пользу расширения связей с Россией.
Приводя данные из глобальной демографической статистики, автор статьи, в частности, указывает, что население планеты к середине века может составить 9 миллиардов человек, увеличившись в полтора раза. В то же время численность европейцев заметно сократится, возможно, даже миллионов на сто. При этом большая часть молодежи потемнеет под воздействием миграции из Африки и Арабского Востока. Доля Европы в мировом ВВП также снизится, опустившись ниже 20 процентов. В Евросоюзе могут усилиться тенденции к возвращению к национальным суверенитетам, поскольку станет еще более очевидным несовершенство общего управления, находящегося под влиянием «американской партии». Европейская общественность станет еще более оппозиционной в отношении военных кампаний США, к участию в которых под флагом атлантической солидарности привлекаются союзники по НАТО. Возрастет роль Турции, которую американцы постараются использовать в качестве троянского коня для сохранения диктата в европейской зоне альянса.
«Задуманная» Брюсселем Европа (то есть натовская Европа), отмечает автор, является полной противоположностью Европы сильной и независимой. Европейцы должны сами распоряжаться своей судьбой, стать активными деятелями, а не просто сторонними наблюдателями. А для этого нужно, чтобы Союз существовал в реальности, а не на бумаге. Мир завтрашнего дня вряд ли будет более открытым, чем современный. Скорее всего, это будет мир конфликтов, противостояний блоков, территорий, зон и цивилизаций. Ключевой задачей для Европы в мире растущей напряженности станет создание собственной системы обороны, которая позволит обеспечить защиту своих интересов и граждан. В этом смысле предложения Дмитрия Медведева о создании панъевропейской системы безопасности (на замену НАТО) выглядят действительно важной задачей.
НАТО, напоминает своим читателям автор публикации, - это военный альянс, созданный в 1949 году для противостояния СССР, а также предотвращения в будущем ситуаций, подобных той, что сложилась в Германии. Появление возглавляемого англосаксами блока очень быстро привело к возникновению конкурирующей организации на Востоке: в 1955 году был подписан Варшавский договор. Два военных пакта разделили мир на два враждующих лагеря, тогда как де Голль в 1958 году решил выйти из англосаксонского блока, чтобы заняться развитием собственной ядерной программы. В 1966 году Франция вышла из-под командования НАТО, и штаб-квартира организации переехала из Парижа в Брюссель, где и остается до сих пор. Таким образом, в столице Бельгии оказались как европейские, так и атлантические институты.
Вернуться в лоно альянса Франция решилась лишь 30 лет спустя. Переговоры о возвращении страны в объединенное командование НАТО были начаты Шираком в 1995 году, а окончательно этот процесс был завершен Николя Саркози 17 марта 2009 года.
В настоящее время у альянса остались лишь две функции, причем обе открыто отвечают интересам Америки и не менее явно идут вразрез с интересами Европы. НАТО стало для Америки оружием завоевания Европы. В этом смысле его расширение на восток и присоединение новых стран прикрывается ложным страхом перед «российским империализмом», который в действительности не существует, но остается в умах людей благодаря усилиям американских стратегов.
Под предлогом «евроатлантического партнерства» НАТО обустроилось в самом сердце Европы, чтобы выдавить Россию на ее восточные рубежи и вновь разделить континент путем развертывания военных баз перед российской границей. Этим объясняется организованная на Украине «оранжевая» революция, целью которой было создать в Крыму американскую военно-морскую базу на месте нынешней российской. Такова была и ситуация с базой Бондстил в Сербии. Последняя наглядно продемонстрировала, что американцы не без умысла нагнетают напряженность между народами Европы и Россией, к которой, собственно, и было обращено сербское «предупреждение». Высшей точкой этой политики стал принятый в 1999 году конгрессом «Акт о стратегии Шелкового пути», направленный на «развитие независимости стран Кавказа и Центральной Азии».
Но в том же 1999 году приход к власти Владимира Путина позволил России вновь встать на ноги после десяти катастрофических лет и занять подобающее место в международной политике. На фоне приверженности европейцев идее НАТО Россия, Китай и центральноазиатские государства создали Шанхайскую организацию сотрудничества в 2001 году и ОДКБ в 2002 году. Это следует воспринимать как «ответ на евразийскую стратегию США», считает Збигнев Бжезинский. Россия и Китай, по его мнению, в состоянии блокировать коалицию англосаксов.
С 11 сентября 2001 года НАТО превратилось в армию крестоносцев в глазах мусульманского мира, а нас уверяют, что альянс служит бастионом на пути терроризма и агрессивного исламизма. Но не надо быть семи пядей во лбу, чтобы понять, что исламский терроризм сегодня используют для оправдания давно поставленных геополитических задач. Не кажется ли вам, что произошедшее вторжение в Афганистан было спланировано задолго до этих событий и что реальной целью американской операции было проникновение США в самое сердце Евразии? Можно ли верить в то, что баасистский Ирак Саддама Хусейна в действительности был одним из очагов мирового терроризма?
Войны за сохранение превосходства американской империи - это войны за контроль над природными ресурсами, которые сконцентрированы (не считая Арктику) между Аравийским полуостровом, Ираком, Ираном, Персидским заливом, югом России и Афганистаном. Эти развязанные по ложным мотивам конфликты не нужны Европе. Более того, они способны привести к возникновению этнической и религиозной напряженности уже на ее территории. Распад Югославии показал, насколько ей на самом деле нужна оборонная система для поддержания внутренней гармонии и противостояния внешним дестабилизирующим факторам.
Между тем американское наступление на Восток, составными кампаниями которого стали, помимо всего прочего, создание ГУУАМ и агрессия Грузии против Южной Осетии, только добавляет напряжения обширному региону, создавая почву для территориальных конфликтов. При этом никакого улучшения экономического состояния не наблюдается, все только ухудшается. Следствием этого, полагает автор, может стать общеевропейская катастрофа, которая отрежет от Европы Россию. И новая стена пройдет теперь уже по Украине, разделив ее на пророссийский восток и проамериканский запад. Эта новая линия разлома станет границей между православной и католической цивилизациями.
Соответственно может возрасти напряженность между НАТО и ШОС, откроется перспектива большого конфликта, который начнет втягивать в себя Францию и другие европейские страны. Западная Европа, таким образом, окажется перед лицом столкновения с силой, располагающей несметными людскими и энергетическими ресурсами.
И это при том, что Европа нуждается в России. Прежде всего в энергетическом плане. Россия - надежный поставщик нефти и газа, как показывают ее отношения с той же Турцией, которая ни разу не испытывала проблем с газоснабжением. Перебои же на Украине полностью лежат на совести Киева. Европе нужен огромный российский потенциал, включая возможность выхода к Тихому океану. Благодаря этому она может стать игроком первого плана, в том числе в быстроразвивающейся Азии.
Но и России необходима Европа - для сбыта сырья, приобретения технологий, восполнения дефицита людских ресурсов в регионах восточнее Урала. В этом смысле Европа и Россия - естественные союзники, выходцы из одной цивилизации. Как недавно сказала Наталья Нарочницкая, «великие романо-германская и русская православная культуры разделяют одни и те же апостольские, христианские и духовные основы. Европа, будь то Запад или Россия, дала миру величайшие примеры латинской и православной духовности».
Вот почему будущее Европы - это Россия.
А в завершение приведем еще небольшую выдержку из интернетовского материала (Scoop, Новая Зеландия). Вместо комментария.
«Хотя современный миропорядок не находится на грани развала, под его поверхностью происходят тектонические сдвиги. Россия вновь появилась на мировой сцене как мировая держава, и она недовольна статус-кво. Москва ясно дала это понять и теперь стремится откатить назад распространение американского влияния в странах Восточной и Центральной Европы.
Кроме того, вновь едина и сильна Германия. Она строит новые партнерские отношения с Россией. Нам следует помнить о том, что люди, находящиеся у власти в Германии сегодня, не решали, быть ли стране частью НАТО, - это членство досталось им по наследству. Сегодняшние же обстоятельства сильно отличаются от тех, что существовали, когда альянс только появился на свет. В долгосрочной перспективе, если медленный отход Германии от Америки продолжится, он может разорвать на части самую успешную в мировой истории военную коалицию. Это приведет к историческим переменам в балансе сил в Европе».
|