на главную страницу

17 Октября 2009 года

Страна и мир

Суббота

Впереди еще много работы

Валерий ГАВРИЛОВ.



     Завершившийся двухдневный визит в Россию Хиллари Клинтон - первый ее приезд в Москву в качестве госсекретаря США - внушил оптимизм по поводу будущего развития российско-американских отношений, с одной стороны, а с другой - показал, что у нас еще существуют проблемы, требующие продуманных решений и взвешенных подходов. Об этом заявил на брифинге в МИД РФ, который 15 октября провел заместитель министра иностранных дел России Сергей Рябков.
     Отметив, что «визит прошел очень хорошо», представитель МИД РФ подчеркнул атмосферу доброжелательности, царившую в ходе переговоров, что в общем-то не всегда наблюдалось в последние годы пребывания у власти администрации Джорджа Буша. Вместе с тем участники переговоров были весьма сдержанны относительно их последующих результатов. Но и это обстоятельство нельзя воспринимать негативно, работа над документами ведется с уточнением позиций. Важно другое: в ходе переговорного процесса по проблемам ограничения и сокращения вооружений расставлены важные акценты, выбрана их тональность, сформирован механизм взаимодействия, и теперь дело за экспертами, которые должны довести их до логического конца.
     Что очень важно - сформирован действующий механизм взаимодействия, работают переговорные группы, 9 из 16 которых уже провели свои заседания. В позитивном плане их деятельность отличается от той, которая наблюдалась в период работы комиссии Гор – Черномырдин, поскольку этим группам предоставлены большие возможности работать автономно в межведомственном формате, не привязываясь к крупным пленарным заседаниям, определять круг обсуждаемых вопросов, выносить свои заключения координаторам в лице министра иностранных дел РФ и госсекретаря США. Все это делается для того, чтобы российско-американская комиссия не стала набором диалогов.
     Говоря о проблемах в переговорном процессе, Сергей Рябков прежде всего отметил, что российская сторона не питает особых иллюзий в связи с отменой американских планов по созданию третьего позиционного района ПРО. И здесь учитываются два обстоятельства. Первое: США в принципе не отказываются от планов создания потенциала по перехвату стратегических средств сдерживания. Пока акцент делается на достратегической системе. Замыслы создать мобильную систему ПРО, размещенную на кораблях, представляют для России, возможно, больший вызов, нежели система ПРО в Польше, поскольку она может разворачиваться где угодно и когда угодно. То же самое можно сказать и о сети датчиков для слежения пусков ракет средней и меньшей дальности. По словам российского дипломата, при определенных ситуациях элементы системы могут быть развернуты против нас.
     Второй вопрос состоит в том, что взаимодействие двух стран по вопросам ПРО не может строиться на американской позиции, суть которой такова: с возникновением новой ситуации Россия должна просто подключиться к усилиям США. Для России важен другой путь - через оценку вызовов, дипломатического реагирования на возникающие ситуации, привлечение третьих стран, формирование из них пула государств, занятых процессом.
     Россия также обеспокоена переговорами США на тему ПРО с рядом стран, не входящих в НАТО. «Нам известно, что администрация США в русле обсуждения пересмотренных планов в сфере ПРО проводит контакты со своими партнерами, причем не только в кругах натовских стран, - сказал Сергей Рябков. - Мы внимательно отслеживаем ту информацию, которая к нам поступает по ходу этих контактов». По словам дипломата, Москва призывает США, а также их партнеров, в том числе не только из стран НАТО, ответственно подходить к своим контактам и публичным заявлениям.
     Следует напомнить, что накануне визита Хиллари Клинтон появились сообщения, что США ведут переговоры с Киевом о размещении на территории Украины элементов ПРО. В частности, помощник министра обороны США по международной безопасности Александр Вершбоу заявил, что Украина включена в список стран, на территории которых возможно размещение элементов ПРО. Поначалу в Киеве отвергли эти утверждения, однако затем вынуждены были признать, что контакты с американцами на сей счет были. В четверг это подтвердил и первый заместитель главы секретариата президента Украины Юрий Ехануров, сказавший при этом, что переговоры еще далеки от завершения. Такая двусмысленность объективно не придает уверенности российским участникам переговоров. Тем более что, по сообщениям СМИ, грузинский руководитель Михаил Саакашвили также выражал готовность предоставить свою территорию под американские военные объекты.
     Немало препятствий придется разгребать и переговорщикам по СНВ. Идет процесс «расчистки текста договора», срок которого истекает 5 декабря, правовая его оценка. Есть разногласия в определении количественных параметров, в вопросе разделения вооружений на стратегические наступательные и оборонительные системы. Существуют также затруднения в вопросах выработки мер контроля, которые могли бы устроить обе стороны. Сейчас стороны сконцентрировали внимание на решении тех проблем, которые их разделяют, а не на проработке запасных вариантов. Вместе с тем представитель МИД выразил надежду, что текст нового договора по СНВ все-таки будет согласован, если не в ходе нынешнего раунда переговоров, то последующего, который начнется в Женеве и продлится до 5 декабря.
     Сергей Рябков также отметил, что в ходе российско-американских переговоров немало внимания было уделено вопросам нераспространения ядерного оружия и ядерной программе Ирана. Российская сторона сомневается в способности Ирана обогащать уран до такой степени, при которой возможно производство компонентов для ядерной бомбы. С другой стороны, Иран сталкивается на данный момент с проблемой обогащения урана для своей АЭС. Топливо было загружено в 1988 году, и срок его действия истек. Российская сторона предлагает вывезти 1.200 кг отработанного топлива, обогатить его, а затем через Францию передать его обратно иранцам. Кроме того, необходимо дождаться тех выводов, которые сделают эксперты МАГАТЭ и Хавьер Солана после своей поездки в Иран. В любом случае Россия против того, чтобы фокусироваться на санкциях в отношении Ирана, полагая, что их против этой страны действует немало, в то время как на политическом направлении достигнут пока только первичный результат, заявил заместитель министра иностранных дел Сергей Рябков.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex