Есть связь? Бывали времена, когда этот вопрос на учениях задавали одним из первых и командиры, и начальники служб, и посредники. В XXI веке его уже не услышишь.
На учении «Запад-2009» связь была, как и положено, устойчивой и непрерывной. Проводные и радиоканалы надежно связывали армейское командование не только с подчиненными соединениями и частями, но и с вышестоящими инстанциями в Москве и Екатеринбурге, с «зимними квартирами», а также с белорусской стороной. Проблематичнее было застать на месте полковника Владимира Щеканова, начальника войск связи 2-ой гвардейской армии. Вечно в заботах, он постоянно находился в движении, появляясь то здесь, то там. То есть занимался как раз тем, чтобы обеспечить связь. Чтобы сотни абонентов, разбросанных на десятки, сотни, тысячи километров друг от друга, могли эффективно управлять большим организмом войскового объединения.
Там, в зеленых чащах белорусских лесов, густо изрезанных сетью рек, озер и болот, военный человек наиболее остро ощущает значение оперативной связи. Особую ценность приобретает для него фактор времени. Жесткие уроки войны как раз в этом. В России и Белоруссии помнят трагедию июньских дней 1941 года.
«27 июня штаб фронта занял командный пункт в лесу, в десяти километрах северо-восточнее Могилева; узла связи на КП не было. Связь с Москвой поддерживалась через могилевский телеграф. Связь с войсками через делегатов», - записал в те дни в своем дневнике военный журналист и писатель Константин Симонов.
Война, страшные испытания тех лет расставили нужные акценты, приучили командиров не пренебрегать вопросами организации связи. В 1944 г. в операции по освобождению Белоруссии советские войска использовали уже более 27 тысяч радиостанций, а генерал танковых войск вермахта Фридрих Меллентин вынужден был констатировать: «Чем дольше затягивалась война, тем лучше работали русские связисты, тем с большим искусством использовали они радиоперехват, создавали помехи и передавали ложные сообщения».
ОСУ «Запад-2009» предоставили 2-й армии хорошую возможность проверить свой технический парк связи в условиях реально меняющейся обстановки. Отрадно, что в последние годы он существенно обновился. Современные автоматизированные системы позволяют объединению обеспечивать связь на огромных пространствах с помощью сети узлов различного назначения. Есть на вооружении армии и станции космической связи, и радиостанции различной мощности, и аппаратура ЗАС, и средства мобильной связи, а цифровые каналы позволяют налаживать в поле даже видеосвязь.
Кстати, всю тяжесть минувшего учения в Белоруссии разделили и женщины в погонах. В войсках связи это, как правило, умелые и надежные специалисты. Например, начальник приемного радиоузла прапорщик Наталья Кузнецова в армию попала не по случаю. Несмотря на то, что военных у нее в роду никогда не было, о военной службе мечтала еще со школьных лет. С этой мечтой и пришла военкомат. В 2004 г. окончила школу прапорщиков в Подмосковье и получила направление в отдельный полк связи 2-ой гвардейской армии. В этой части и служит по контракту до сих пор.
На таких, как Наталья (и на специалистов-контрактников вообще), в войсках связи особые виды. Научить солдата-срочника управлять современной аппаратурой связи очень непросто, поэтому только и остается, что привлекать в строй тех, кто намерен служить продолжительное время. Нелегко пока решается эта задача - слишком много еще у контрактников социальных проблем. Тем не менее процесс идет и приносит ощутимые плоды.
На снимке: начальник приемного радиоузла прапорщик Наталья КУЗНЕЦОВА и старший радиотелеграфист младший сержант контрактной службы Вячеслав ПОЛОЗНИКОВ на своих рабочих местах.