на главную страницу

21 Октября 2009 года

Преданья старины глубокой

Среда

Ермак, князь сибирский

Святослав ДЕДОВ.



     
(Окончание. Начало в № 191.)

     Весной 1580 года Ермак со своей дружиной численностью 540 человек сел в струги и двинулся по Волге и Каме к Строгановым (датировка начала похода вызывает некоторые сомнения. Историк Р.Г. Скрынников датирует поход Ермака в Сибирь 1582 годом. Комендант Могилева поляк Стравинский упоминал о присутствии Ермака в московском войске в письме своему королю в июне 1581 года, впрочем, польские лазутчики могли и ошибаться: Ермак, возможно, к тому времени уже убыл на восток. - Ред.). В июне дружина Ермака соединилась с отрядами казачьих атаманов, ранее пришедшими на Урал.
     По прибытии к Строгановым Ермак приступил к организации объединенной рати. С атаманами прибыло около 6 тысяч казаков. Добавим к этому дружину Ермака в 540 человек да еще отряд, созданный им из литовцев и немцев, выкупленных Строгановыми из царского плена. Всего набралось свыше 7 тысяч воинов. В поход отобрали около 6.400 человек. Поэтому правы те исследователи, включая Е.П. Савельева, которые считают, что с Ермаком пошли в поход от 6 до 7 тысяч человек. У их противника племянника Кучума Маметкула было войско численностью свыше 10 тысяч воинов, имевших опыт сражений с московскими ратями.
     Казачья вольница подчинилась Ермаку без каких-либо серьезных дрязг. Не последнюю роль сыграло то, что Ермак, судя по всему, хорошо знал Сибирь, куда предлагал идти казакам. Он мог рассчитывать и на помощь местных волхвов-проводников, которые прибыли в лагерь казаков. Кроме того, Ермак не только стремился свергнуть Кучума, но и обещал казакам вывести их с территории московского государства на вольные земли Сибири, где скиты (поселения) крайне нуждались в мужчинах.
     В конце июля 1580 года рать Ермака двинулась в поход. На плотах они спустилась до реки Тагил и стали строить струги, чтобы двигаться дальше. Тем временем местные жители - вогулы - обнаружили казаков. Как только казаки вышли к реке Туре, их встретила рать местного князя Епанчи. После двух столкновений они овладели княжеским городком. Сейчас на этом месте находится город Туринск. В конце сентября рать Ермака достигла города Чинги-Тура (нынешняя Тюмень) и овладела им без сопротивления.
     В мае 1581 года Ермак поплыл вниз по Туре, проявляя необходимую осторожность. Для противодействия казакам свои силы объединили шесть князьков (имена трех из них известны: Кашкара, Варвара и Майтмас), которые с дружинами поджидали пришельцев в устье Туры. Там произошло первое упорное сражение, продолжавшееся несколько дней и закончившееся победой Ермака.
     Далее казачья рать двинулась в направлении Кашлыка (его другие названия - Сибирь, Сибир, Сибер, Ибер, Искер; находится в 17 км выше современного Тобольска) - столицы Кучума, - ее «сопровождали» испытывающие недостаток в огнестрельном оружии воины Маметкула, не решавшиеся вступать в открытую схватку. Обстрелы с берега из луков и немногочисленных пищалей и пушек казакам существенных потерь не наносили.
     21 июля у Бабасанских юрт состоялось сражение с главными силами войска Маметкула, завершившееся его поспешным отходом. 1 августа рать Ермака, не дойдя до устья Тобола 25 верст, остановилась в Карачине улусе (ныне село Карачино). Здесь жил знатный мурза - советник Кучума татарин Карача.
     23 октября Кучум и Маметкул, собрав все свои силы, вновь попытались разбить казаков. Сражение было кровопролитным. Казаки опрокинули противника, Маметкул получил ранение и покинул поле боя. Лишившись предводителя, его войско отступило. В этом сражении казаки потеряли 107 человек убитыми, имена которых потом были занесены в синодик Тобольского собора.
     26 октября 1581 года рать Ермака вступила в город Кашлык. Воссоединение Московии и Сибири фактически состоялось. С этого момента объединенная страна обретает полное право называться Расеей (Россией) как правопреемница древней Рассении. После путешествия тверского купца Афанасия Никитина в Индию, где еще хорошо помнили древнюю Рассению, это название (Рассея) начинает вновь входить в обиход в Московии. Но до похода Ермака в Сибирь это название не вполне соответствовало небольшим размерам Московского государства.
     От редакции. Наименование Расея впервые стали использовать при великом князе Иоанне (Иване) III. До этого правитель государственного образования, контролирующего Московские, Владимирские, Суздальские и Новгородские земли, звался великим князем Московским. В последней четверти XV века Московское княжество начинает носить название Русия, а Иоанн III - титул государя всея Русии: «Мы Иоанн, Божиею милостию Государь всеа Русии, Володимерский и Московский, и Новогородский, и Псковский, и Тферский, и Югорский, и Вятский, и Пермский, и Болгарский, и иных». В 1493 году Иоанн III включил выражение «всея Руси» в свой титул на переговорах с Литовским княжеством, правитель которого уже имел слово «Русь» в своем титуле (Великий князь Литовский и Русский).
     Великое княжество Московское стало именоваться Русским царством после принятия великим князем Иоанном IV титула царя в 1547 г. В этот период (XV-XVI вв.) используются наименования Росия, Русия, Русское царство, Московское царство, Московия. Дала ли легендарная Россения жизнь термину «Росия», однозначно сказать сложно.

     30 октября к Ермаку первым прибыл остяцкий князь Бояр с дружиной, который привез с собой ясак (дань) и продовольствие для казаков. В Кашлык потянулись и другие местные правители, признавшие новую власть. Поход длился уже более полутора лет, и многие казаки стремились обзавестись женщинами. Ермак не препятствовал этому. Массовый уход казаков в скиты в бассейнах рек Иртыша и Оби и остяцкие поселения не остались незамеченными воинами Маметкула, которые ждали благоприятного момента для ответного удара.
     Победе Ермака благоприятствовала ситуация на востоке Московского государства. В казанской земле внезапно разразился новый бунт против Ивана IV. Восстали луговые черемисы, озлобленные жестокостями царских чиновников. Им стали помогать подбиваемые Кучумом ногаи, в помощь которым он отрядил часть своего войска во главе с сыном Алеем. Это, кстати, была одна из причин, почему Ермаку удалось сравнительно легко победить Кучума.
     От редакции. Внук Кучума от Алея - Алей Арслан - в 1584 году совершил жестокий набег на Пермский край. Как сообщает Погодинская летопись, он разорил Чусовские городки, затем его воины «доходили до реки Камы и до города до Соли-Камской и многое дурное над православными христианы починили». После гибели Кучума в 1599 г. он перешел на службу московскому царю, в 1612 г. вместе со вторым ополчением участвовал в освобождении Москвы от поляков. Будучи чингизидом, рассматривался как один из претендентов на московский трон. Царь Михаил Федорович Романов сделал его ханом в Касимове.
     Оставление Кучумом своей столицы привело к раздорам в его окружении. Ближнее окружение хана Кучума не любило его племянника Маметкула, подчеркнуто демонстрировавшего свою самостоятельность. Мурза Сенбахта Тагин решил свести счеты с Маметкулом и сообщил казакам о местоположении его стана. Те в феврале 1582 года внезапно напали на стан, перебили стражу и захватили Маметкула в плен. Позднее его отправили в Москву, где он был принят царем, освобожден из-под стражи, пожалован титулом сибирского царевича и принят на службу полковым воеводой. В 1590 году он участвовал в походе против Швеции, а в 1598 году находился в Серпухове с царем Борисом Годуновым в ожидании нападения войска крымского хана...
     Ермак, имевший еще достаточно сил, в июне 1582 года двинулся с частью оставшихся казаков вверх по реке Тавде. Поначалу казакам оказали сопротивление дружины вогульских князей Лабутана и Паченки, но вскоре с вогулами установились мирные отношения. Они согласились давать ясак «по старине». В свою очередь, Ермак, оказывая уважение обычаям и верованиям вогулов, вместе с казаками участвовал в их празднествах и даже обращался за советом к их шаманам.
     Ермак, видимо, отличался веротерпимостью. Его поход не имел характера религиозной миссии, поэтому на местные верования он не покушался, мусульманские мечети и «языческие капища» не разрушал. Примечательный факт: в 1582 году, захватив Аремзянскую крепость на Иртыше (в 25 км от нынешнего Тобольска), казаки заставили местных жителей целовать в знак верности русскому царю не крест, а казацкую саблю. В кунгурских сказах об этом написано так: «И городок крепкий взял, и многих лучших мергелей (лучников. - Ред.) повесил за ногу, и розстрелял... и саблю положил на стол кровавую, и велел верно целовати за государя царя, чтоб ему служить и ясак платить по все годы, а не изменить».
     О вероисповедании легендарного атамана достоверной информации нет. По бытующим в Сибири преданиям ему было присуще обращение к богам, как это было принято у славян в дохристианский период. Сказы сообщают о том, что в Сибири Ермак посещал «языческие мольбища», а в трудных обстоятельствах обращался к шаманам. Попав как-то раз в городке Чандыре на реке Тавда в «великое болванское моление» - на ритуал поклонения идолу, он спросил шамана, суждено ли ему пройти «за горы на Русь», то есть вернуться в Московию, и, к огорчению, получил отрицательный ответ...
     Рать Ермака продолжала сокращаться. Осенью 1582 года она насчитывала уже менее тысячи человек. Силой удерживать казаков в рядах войска было невозможно. Но сам уйти на запад Ермак тоже не мог, не решив до конца своей задачи: ведь Кучум продолжал считаться ханом. Ермак решил переложить борьбу с Кучумом и кайсаками на плечи Москвы. К Строгановым были снаряжены гонцы, к Ивану IV - посольство. В письме Строгановым он сообщает, что одолел Кучума, взял его столицу, подчинил многие его земли и захватил Маметкула-царевича Алтаульской орды, а подвластные Кучуму народы приведены к присяге на верность Москве.
     В письме к Ивану IV он писал, что опальные и бедные казаки, мучась угрызениями совести и исполненные раскаяния, шли на смерть и присоединили знаменитую «державу». Теперь они ждут указа царя и его воевод, сдадут им царство Сибирское без всяких условий и готовы умереть в новых подвигах чести или на плахе, как будет угодно царю. Выскажу предположение, что, упоминая «державу», Ермак имел в виду не Сибирское татарское княжество с населением в 30.700 взрослых мужчин (его вряд ли тогда рассматривали как знаменитую «державу»), а лежащую восточнее Татарию (Рассению), зажатую врагами в междуречье Оби и Енисея. Но для достоверности этого утверждения нужны документальные доказательства, которые ныне уже сложно обнаружить.
     Послание от Ермака для Строгановых было как нельзя кстати. Дело в том, что в то время в Чердыни наместником был Василий Перепелицын, опасавшийся казаков больше, чем вогуличей. Свои воинские силы он держал в готовности к действиям против казачьих отрядов даже тогда, когда они ушли в Сибирь. Этим воспользовались пелымские вогуличи, которые в сентябре 1582 года напали на незащищенные селения у города Чердыни. Наместник, опасаясь, что царь не простит его оплошности, решил во всем обвинить Строгановых и казаков. Он написал донос Ивану IV, в котором доказывал, что казаки самовольно ходили против вогуличей и грабили, чем привели их в ярость и возбудили желание отомстить, а теперь пошли против сибирского царя, который тоже будет недоволен и станет вредить Москве.
     Из Москвы Строгановым повезли грамоту московского царя, датированную 16 ноября 1582 года. Иван IV негодовал по поводу известий, полученных от Перепелицына, повелевал воров - волжских казаков и их атаманов вместе с Ермаком вернуть из Сибири для охраны Пермских земель от нападений пелымцев, остяков, вогуличей и сибирских людей. В случае ослушания царь угрожал Строгановым большой опалой, «а атаманов и казаков, которые слушали вас и вам служили, а нашу землю выдали, велим перевешати».
     Строгановы, получившие известие от Ермака, а оно пришло раньше опальной царской грамоты, поспешили в Москву. Кроме известий от Ермака, они везли в Москву плененного вогульского князька Бегбелия Агтакова, который совершил со своими людьми нападение на Чусовские городки в 1581 году. Оправдавшись перед царем, Строгановы просили его принять Сибирь под свою высокую руку, ибо они, Строгановы, не имеют возможностей удержать столь обширную территорию.
     Известие об успешном походе и присоединении Сибири было бальзамом для Ивана IV, раздраженного неудачами на западе. Царь даровал прощение казакам и их атаманам. Повелел отправить в Сибирь казакам полное жалованье, а также царские подарки Ермаку: шубу с царского плеча, серебряный с позолотой ковш, два дорогих панциря и 100 рублей.
     К Ермаку в Сибирь направили воеводу князя Семена Болховского, письменного голову стольника Ивана Глухова и стрелецкого голову Ивана Киреева с 500 стрельцами. Епископу вологодскому повелели отправить туда десять священников с их семействами для христианского богослужения.
     В марте 1583 года в Кашлык вернулся из Москвы атаман Иван Кольцо. Там он зачитал грамоту, в которой московский царь объявлял казакам вечное забвение старых вин и вечную благодарность за присоединение Сибири. Ермак был назван «князем сибирским», ему повелевалось распоряжаться и начальствовать, как было дотоле, чтобы утвердить порядок в сибирской земле и государеву власть над нею.
     В первых числах ноября в Искер прибыли стрельцы с воеводой Болховским. Начиналась зима, а стрельцы не имели ни шуб, ни валенок, ни продовольствия в достаточном количестве. Воевода, считавший себя царским наместником, полагал, что Ермак будет у него в услужении. Но тот, ссылаясь на царский указ, сам считал себя «князем сибирским». Когда Болховский потребовал припасы для зимовки, Ермак отказал ему, упрекнув в нераспорядительности. Произошла ссора, грозившая перерасти в столкновение.
     Болховский отправил своих гонцов к царю с доносом на Ермака. Атаману повелели прибыть в Москву для ответа. Пока ездили гонцы из Сибири в Москву и обратно, а поездка тогда занимала около четырех месяцев, в Искере из-за недостатка продовольствия и неумения сохранять здоровье в сибирских условиях началась цинга среди стрельцов. Умерли свыше 300 стрельцов и сам воевода. Как только Ермак узнал о его смерти, он направил казаков спасать оставшихся стрельцов, их по совету местных волхвов отпаивали отварами из трав и хвои. Выжили около 100 стрельцов. Они пополнили дружину Ермака, сократившуюся к тому времени до 500 человек.
     В начале марта 1584 года прибыли гонцы из Москвы с грамотой от царя. Ермак отказался ехать в Москву. В это время войско мурзы Карачи вплотную подступило к Кашлыку и организовало блокаду. И хотя Карачу удалось отбросить от города, положение казаков ухудшалось. Ермак понимал, что Москва, требуя его к ответу, не отступится от своих намерений и обязательно пришлет новых стрельцов, противостоять которым он будет не в силах. Оставалось только изгнать Карачу из скитов Нижнего Иртыша, а затем уйти в скиты правобережья Иртыша и оставаться там до конца жизни.
     В мае 1584 года Ермак разделил свою дружину на две части. Около 250 казаков, не исповедовавших христианство, согласились уйти с атаманом на восток. Меньшая часть, включавшая стрельцов, уцелевших литовцев, немцев и часть казаков, по преимуществу христиан - всего около 150 человек во главе с Матвеем Мещеряком и письменным головой Иваном Глуховым - остались в Искере дожидаться подхода новой стрелецкой дружины. В составе меньшей части оказался и Савва Есипов - будущий христианский летописец похода Ермака.
     Ермак с большей частью своей дружины двинулся вверх по Иртышу. Один за другим ему подчинялись городки, принадлежавшие князю Еличаю. Князь предложил атаману в жены свою дочь. Однако тот, уже принявший решение посвятить остаток жизни волхованию, отказался.
     В отношении дальнейших событий полной ясности нет. Согласно общепринятой версии Ермак поплыл вверх по Иртышу спасать бухарских купцов, но погиб, попав в засаду. Согласно же сибирским преданиям, он собрал казаков и объявил им свое решение: все, кто желает, могут уйти в скиты (селения), располагающиеся в восточной части бассейна Иртыша; кто не желает, может возвратиться в Искер. Дружина разделилась. Один из отрядов численностью около 50 человек решил вернуться. Он в основном состоял из донцов. Прощаясь с казаками, Ермак роздал присланные царем подарки, в том числе панцири. Ермаку они были не нужны, ибо он следовал древнему правилу не надевать доспехи с чужого плеча - считалось, что они могут принести несчастье.
     При расставании условились не рассказывать в Искере, куда ушел Ермак, чтобы царские стрельцы не могли его найти. Отряды поплыли в разные стороны. Ермак поселился в скиту на севере нынешней Омской области. Есть версия, что он стал волхвом и прожил более 90 лет.
     За отрядом донцов, который поплыл назад в Искер, следили воины сына Кучума - Алея. В одну из ненастных ночей с 5 на 6 августа донцы остановились на острове вблизи устья реки Вагая, чтобы переночевать. Отделенные от берега широкой протокой донцы беспечно не выставили охранения и стали жертвой внезапного нападения. Погибли почти все казаки. Есаул, надевший на себя один из царских панцирей, утонул. Его обнаружил внук мурзы Бегиша Яниш, ловивший рыбу у Епанчинского юрта. Есть свидетельства, что в 1650 году тайша калмыков Аблай хвастался, что он стал обладателем доспехов Ермака, которые считались у них символом военной удачи.
     Алей тем временем двинулся к Искеру. Стрельцы и казаки, оставшиеся с Мещеряком и Глуховым (всего около 150 человек), спешно ушли на запад. Когда подмога из Москвы - 700 стрельцов во главе с князем Мансуровым - добралась до Искера, он уже был занят воинами Алея. Стрельцы не рискнули ввязаться в сражение и поплыли вниз по Тоболу. При впадении Иртыша в Обь у Белых гор они остановились на зимовку. Но это уже другая история...
     На рисунках: Таким изображен Ермак неизвестным художником в ХVIII веке. Ни один портрет атамана не был написан при его жизни.; Ермак принимает дань. Рисунок из «Истории Сибири» С. Ремезова (начало ХVIII в.); Последний бой Ермака. Гравюра П. Разумихина
     с картины В. Демидова (1839 г.).

     

     От редакции. Такова одна из версий жизни и смерти легендарного героя XVI века, воспетого во многих народных песнях. Тайны его судьбы вряд ли уже будут когда-либо разгаданы. Загадкой останется и происхождение имени Ермак. Исследователи до сих пор спорят, что это - имя или прозвище. В некоторых исторических изданиях его именуют Василием Тимофеевичем Алениным. Но Ермак, судя по его отношению к религии, мог быть некрещеным, а значит, в этом случае отпадает версия с именем Василий.
     Тем более нет христианского имени Ермак, не встречалось оно у восточных славян и до крещения Руси. Можно встретить утверждения, что Ермак - это измененное имя Ермолай, Еремей или даже Герман. Но все это весьма сомнительно. Вопрос вызывает и отчество Ермака - Тимофеевич. В те времена Тимофеевичем (с «ич») могли звать лишь человека знатного рода. У обычного человека отчество звучало бы так: Ермак Тимофеев сын.
     С объяснением прозвища «Ермак» тоже большая путаница. Кто ссылается на словарь Владимира Даля («ермак» - малый жернов для ручных крестьянских мельниц), кто считает, что свое прозвище атаман получил в молодости, когда был кашеваром на казацком струге («ермак» - котел для коллективного приготовления пищи). Некоторые переводят «ермак» с татарского как «канава, размытая водой», иные утверждает, что «ермак» у тюрок означал «забава», «развлечение» (в другой огласовке - «соперник»). Можно встретить и мнение, что Ермак (Йармак) - чувашское имя (в связи с этим указывают, что в Моргаушском районе Чувашии есть село с названием Йармак). Так что вопрос об этнической принадлежности казака Ермака, или Ярмена, как называет автор представленной статьи, остается без ответа.



Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex