на главную страницу

22 Октября 2009 года

Тема номера

Четверг

ГЕНЕРАЛЬНЫЙ СЕКРЕТАРЬ ОДКБ НИКОЛАЙ БОРДЮЖА: ФОРМИРОВАНИЕ КСОР ПРОДОЛЖАЕТСЯ

Беседу вели Лариса КУЧЕРОВА, «Военное информационное агентство вооруженных сил Республики Беларусь «Ваяр», Олег ГОРУПАЙ, «Красная звезда». Фото Виталия ДЕНИСОВА.



На прошлой неделе на полигоне Матыбулак Регионального командования «Юг» вооруженных сил Казахстана завершилось учение «Взаимодействие-2009», в котором приняли участие органы управления и подразделения Коллективных сил оперативного реагирования ОДКБ.
   КСОР в составе Организации Договора о коллективной безопасности - образование новое. Идея стала активно обсуждаться только в декабре прошлого года. В феврале она была одобрена странами-участницами, а в июне было подписано соответствующее соглашение о создании группировки сил. И всего лишь спустя четыре месяца КСОР уже провели первое учение «Взаимодействие-2009», привлекшее к себе внимание как политиков, так и средств массовой информации.

     Подвести итоги этого учения и поделиться с нашими читателями информацией о том, чем сегодня живет Организация Договора о коллективной безопасности, мы попросили генерального секретаря ОДКБ Николая Бордюжу.
     - Николай Николаевич, в чем заключалась главная особенность учения «Взаимодействие-2009», завершившегося недавно в Казахстане? Как зарекомендовали себя в его ходе подразделения КСОР?
     - Это было первое учение Коллективных сил оперативного реагирования ОДКБ, главные особенности которого заключаются в его мобильности и комплексности. То есть на принятие решения на применение КСОР требуется короткий промежуток времени и в их состав входят не только формирования от вооруженных сил, но и подразделения специального назначения от других ведомств.
     В ходе учения мы впервые опробовали одновременное применение и тех и других. Войсковые формирования, спецподразделения вооруженных сил, силы специального назначения по линии органов безопасности (подразделения антитеррора), спецподразделения МВД и МЧС действовали по единому замыслу.
     В подготовительный период была проделана колоссальная работа, ведь объединить усилия многих министерств и ведомств, да еще и разных государств, - это достаточно трудоемкий процесс. Но это того стоило. И заключительная фаза учения отчетливо продемонстрировала нам, что КСОР дееспособны.
     За два часа учебного боя мы смогли увидеть в действии все компоненты КСОР. Это работа десанта и механизированных частей, спецподразделений органов безопасности и МВД, внутренних войск Казахстана и персонала госпиталя МЧС РФ и других.
     Мы отработали множество вопросов и посмотрели, как КСОР будут действовать в разных условиях, по разным задачам. Главная цель была - отработать вопросы совместного выполнения задач, которые главы государств могут поставить этим формированиям. Можно с уверенностью сказать, что личный состав Коллективных сил оперативного реагирования отработал в ходе учения уверенно.
     - Как вы оцениваете действия в ходе учения спецподразделений органов безопасности, МВД и МЧС Казахстана и России?
     - Спецподразделения «Арыстан» (РК), «Рысь», «Барс» (РФ) проявили себя с самой лучшей стороны.
     Выше всяческих похвал действовал и личный состав отряда МЧС РФ «Лидер». Отличную подготовку продемонстрировали специалисты МЧС Казахстана.
     - Вы упомянули о том, что на принятие решения о применении КСОР требуется совсем не много времени. Если, например, возникла конфликтная ситуация, то сколько уйдет часов, дней... до того момента, когда КСОР смогут реально приступить к выполнению боевой задачи?
     - Все зависит от ситуации. Во всяком случае, после принятия соответствующего решения президентами государств - участников ОДКБ, причем консенсусного решения, могут пройти считаные часы...
     - Россия в полном объеме возьмет на себя финансирование технического оснащения Коллективных сил оперативного реагирования, или вклад в общую копилку внесут и остальные участники организации?
     - В состав КСОР от государств-участников выделены лучшие воинские соединения и подразделения национальных вооруженных сил и подразделения специального назначения. Это элита силовых структур стран, входящих в ОДКБ. В частности, Россия выделила лучшую воздушно-десантную дивизию и лучшую десантно-штурмовую бригаду. Казахстан - бригаду спецназначения, Белоруссия выделяет бригаду спецназначения. Они уже экипированы и имеют на вооружении все необходимое.
     Здесь мы должны говорить несколько об ином. Россия заявила, что окажет содействие в обеспечении КСОР современными вооружением и боевой техникой. Это значит, что если в ВС РФ есть все необходимое, то и у других должно быть все и на таком же уровне. Но это в случае необходимости, и помощь будет оказана тому, кто в этом нуждается.
     - А для чего нужна масштабная группировка, которая должна появиться в Центральной Азии? Каков алгоритм ее создания?
     - Предназначение КСОР - локализация небольших военных и пограничных конфликтов. А если крупномасштабная война? КСОР могут участвовать в крупномасштабных боевых действиях по защите суверенитета государств, но не могут быть определяющей силой. Поэтому мы говорим: нужна крупная войсковая группировка, такая как, например, российско-белорусская, состоящая из объединений, соединений, то есть формирований, способных отражать нападение.
     В Кавказском регионе существует российско-армянская РГВ(с). Существует такая необходимость и для Центральной Азии.
     В работе международных организаций практически невозможно ставить сроки, потому что идет согласование документов. Некоторые документы мы согласовываем годами. Например, проект Соглашения по миротворческим силам три года согласовывали, вновь и вновь уточняя позиции государств. До тех пор, пока не подготовим документ, который будет удовлетворять всех и не будет влиять негативно на национальные интересы государств-участников, мы не сможем представить этот документ президентам.
     - Формирование миротворческого контингента ОДКБ продолжается?
     - Мы уже получили предложения по составу выделяемых национальных контингентов в миротворческие силы ОДКБ от четырех государств-участников. Так что процесс идет, и идет достаточно успешно.
     Некоторые государства еще не ратифицировали соответствующие документы. Но, как я уже отметил, дело на месте не стоит. После того, как будут согласованы все юридические нюансы, можно будет говорить уже и о совместной боевой подготовке, и об оснащении миротворцев современными техникой и вооружением.
     - Николай Николаевич, ОДКБ зарекомендовала себя весомым инструментом системы международной безопасности. А как развиваются отношения с другими международными организациями? В первую очередь, я имею в виду конечно же НАТО...
     - У ОДКБ с НАТО нет официальных контактов. Причина - позиция альянса. Мы много раз предлагали установить взаимодействие, в том числе по таким актуальным проблемам, как борьба с афганским наркотрафиком, противодействие терроризму. Надеемся, что сейчас, после смены руководства альянса в Брюсселе изменят видение отношений ОДКБ - НАТО.
     О необходимости установления таких отношений говорят многие, в том числе и в самой НАТО. Но пока каких-либо официальных сигналов из штаб-квартиры в Брюсселе мы не получали. Да и сами мы больше не инициируем этот вопрос. Предложений в свое время было достаточно.
     - Государства - члены Североатлантического альянса проявляют интерес к КСОР?
     - Практически все европейские государства проявляют активный интерес к КСОР, в том числе и страны НАТО. Внимание с их стороны самое что ни на есть пристальное. За последние полгода в Секретариате ОДКБ побывали послы или другие официальные представители практически всех европейских стран и США.
     - Между Арменией и Турцией недавно были установлены дипломатические отношения. На ваш взгляд, не помешает ли данный факт сотрудничеству Армении с Россией, в том числе в рамках ОДКБ?
     - Армения в прошлом году председательствовала в ОДКБ. За это время было сделано очень много, так как руководство страны ориентировано на сотрудничество в рамках организации и глубоко заинтересовано в этом.
     Процесс же нормализации отношений между Ереваном и Анкарой негативно повлиять на взаимоотношения Армении с партнерами по ОДКБ не в состоянии. Скорее наоборот. Добрососедские отношения снижают риск возникновения каких-либо кризисных ситуаций, сглаживают противоречия, способствуют нормальному мирному развитию стран.
     - Операции, проводимые в формате ОДКБ - «Канал», «Нелегал», «Прокси»... Следует ждать продолжения?
     - Все операции по всем направлениям будут развиваться своим чередом. Все они дают очень серьезный результат, поэтому государства, участвующие в них, заинтересованы в их проведении.
     Не так давно завершилась операция «Канал». Всего за несколько дней работы спецподразделения и спецслужбы государств - участников ОДКБ и двадцати присоединившихся к операции стран выявили и изъяли около 20 тонн наркотиков. Выявлено и блокировано несколько серьезных каналов переброски наркотиков из Афганистана в Центральную Азию, Россию и далее.
     - В 2010 году Казахстан председательствует в ОБСЕ. Может ли этот факт открыть новые перспективы для ОДКБ?
     - Председательство Казахстана в ОБСЕ, думаю, позволит еще больше углубить наше сотрудничество с этой организацией. Мы надеемся, что в период председательства Казахстана вопросы, которые мы продвигаем в ОБСЕ совместно с этой организацией, те проблемы, которые существуют, будут решаться более эффективно и плодотворно.
     - Что вы можете сказать о роли и месте Белоруссии в системе ОДКБ?
     - Белоруссия всегда была одним из самых активных участников проектов, которые реализовывала Организация Договора о коллективной безопасности. Белорусские представители в ОДКБ всегда ориентированы на результат, на активную и конструктивную работу, готовы к компромиссам. Замечания, сделанные ими относительно нормативных документов, всегда очень конкретны.
     Я думаю, что та небольшая заминка, которая была в последнее время, - отсутствие белорусской делегации на заседании Совета коллективной безопасности в июне, неучастие белорусского президента в учениях КСОР, прошедших накануне, - все это не говорит о том, что Минск утратил интерес к организации. Это чисто технические вопросы, и я думаю, что они будут исчерпаны буквально в ближайшие дни.
     В 2006 году Белоруссия была председателем в ОДКБ. Этот период был одним из самых успешных с точки зрения развития организации. За этот период в рамках организации было проведено много значимых мероприятий военного характера, сформирована нормативная база для успешной борьбы с наркобизнесом, удалось решить ряд других важных вопросов в сфере обеспечения коллективной безопасности Белоруссии, России, Казахстана и других стран, входящих в ОКДБ.
     - С 2001 года в вооруженных силах Республики Беларусь возродили практику проведения крупномасштабных военных учений. Неоднократно бывали на них и вы. Какова ваша оценка уровня подготовки белорусской армии?
     - Мне приятно, что это развитие настолько интенсивно, что год от года, прибывая на учения, мы замечаем разницу в экипировке, вооружении и подготовке войск. Оружие и техника стали более современными. Действия - более профессиональными. Очень серьезно продвинулась вперед вся организационная основа вооруженных сил. И что особенно приятно - те учения, которые планируются и проводятся в республике, основываются на конкретных реальных задачах, отрабатываемые темы, вопросы ориентированы на совершенствование выполнения личным и командным составом в сложной ситуации боевых задач и приобретение соответствующих навыков. Не для того, чтобы показать большим начальникам свою удаль и мастерство, пустить пыль в глаза, а чтобы все органы управления и личный состав вооруженных сил смогли получить надлежащую подготовку. И недавнее оперативное стратегическое учение «Запад-2009» наглядно продемонстрировало, что, несмотря на сложные погодные условия, на непростую обстановку, все поставленные задачи были выполнены.
     - На этом учении войска отрабатывали взаимодействие белорусских и российских вооруженных сил в составе Объединенной региональной группировки. Как вы можете оценить продемонстрированное взаимодействие?
     - Судя по докладам генералов, руководителей учения, обсуждению президентов, которые я слышал, все однозначно свидетельствует о том, что взаимодействие стало значительно выше и эффективнее. Давайте вспомним такую деталь: в ходе учения проигрывалась ситуация, когда на помощь вооруженным силам Республики Беларусь направляются четыре российские бригады. Подобный сценарий предполагает отработку переброски и приема войск, их задействование, создание органов управления, проведение совместных операций. И все это было успешно проведено. И все документы, все действия, которые необходимо было совершить, были исполнены на самом высоком уровне. Поэтому считаю, что российско-белорусская группировка вполне дееспособна. Она реально готова к тому, чтобы отражать любые нападения извне.
     - По результатам ОСУ «Запад-2009» президентами двух государств было принято решение о проведении подобных крупномасштабных учений один раз в два года, поочередно на территориях России и Белоруссии. Как вы считаете, целесообразно ли привлекать к ним вооруженные силы других стран - участниц ОДКБ.
     - Так или иначе, все семь государств ОДКБ должны участвовать в отработке учебно-боевых задач. Только в этом случае мы повысим уровень их взаимодействия и реально обеспечим готовность вооруженных сил стран-участниц оказать эффективную и оперативную помощь тому или иному государству в сложной ситуации. А это позволит нам более эффективно, более жестко реагировать на весь спектр угроз и вызовов.
     В этом свете я сторонник участия в учениях контингентов из других государств. Мы в течение последних нескольких лет привлекаем оперативные группы вооруженных сил других государств - участников ОДКБ на все учения, в том числе на учения в Белоруссии. Я уверен, что это абсолютно оправданная практика.
     - В феврале этого года между Россией и Белоруссией было подписано соглашение об Объединенной системе ПВО. Как вы оцениваете эффективность созданной системы и ее КПД за прошедший период?
     - Я могу только сослаться на те оценки, которые давали этой системе Дмитрий Медведев и Александр Лукашенко. Президенты отметили, что подписанное соглашение сегодня работает. Созданная система противовоздушной обороны России и Белоруссии стала частью Объединенной системы ПВО ОДКБ.
     В рамках соглашения Россией в Белоруссию направлено соответствующее вооружение. Сегодня, согласно этому документу, идет совместное боевое дежурство, отрабатываются совместные боевые задачи. А с учетом высокого уровня готовности войск ПВО обоих государств, я считаю, этого вполне достаточно, для того чтобы западное направление было прикрыто от любых непредсказуемых ситуаций.
     * * *
     В Секретариат ОДКБ поступил подписанный президентом Республики Беларусь Александром Лукашенко пакет документов, касающихся создания Коллективных сил оперативного реагирования Организации Договора о коллективной безопасности. В пакет документов входят:
     - Соглашение о Коллективных силах оперативного реагирования ОДКБ;
     - решение Совета коллективной безопасности ОДКБ «О составе Коллективных сил оперативного реагирования Организации Договора о коллективной безопасности»;
     - решение Совета коллективной безопасности ОДКБ «Об изменении численности и структуры Секретариата Организации Договора о коллективной безопасности»;
     - решение Совета коллективной безопасности ОДКБ «Об изменении структуры и о дополнительных функциях Объединенного штаба Организации Договора о коллективной безопасности».
     Названные документы были подписаны в ходе сессии Совета коллективной безопасности ОДКБ 14 июня с.г. президентами Республики Армения, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Российской Федерации и Республики Таджикистан.



Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex