на главную страницу

22 Октября 2009 года

Военная медицина

Четверг

У ДОКТОРА КОЦЮБЫ СЕКРЕТОВ НЕТ

Петр АЛТУНИН, «Красная звезда».



С Анатолием Кирилловичем Коцюбой мы знакомы давно. Я к тому времени уже слышал, что хирург-полостник Центрального военного клинического госпиталя имени П.В. Мандрыки, исправно и результативно выполняя операции на желудке, кишечнике, печени и других внутренних органах, сделал в сфере хирургии сам себе «узкую специализацию» - сосредоточился на реконструктивно-восстановительных операциях на сосудах нижних конечностей.

     - У меня в молодости ноги были, как у коня-скакуна, всегда готовые к бегу на большие дистанции (спортом-то занимался активно), - вспоминает Коцюба. - Но я с жалостью смотрел на людей, особенно женщин, с разбухшими посиневшими венами и представлял, что они не только переживают боль, но и просто стесняются своего вида...
     - Потом, - продолжал Анатолий Кириллович, - на время эта мысль притупилась, когда после окончания Военно-медицинской академии я получил назначение на атомную подводную лодку Тихоокеанского флота, где народ боевой, молодой, и сосуды на ногах у всех были в порядке.
     Пять лет Анатолий бороздил моря и океаны, живя одной жизнью с моряками и оказывая, кому требовалось, медицинскую помощь.
     А в подмосковной Купавне, в Центральном военно-морском клиническом госпитале, куда он был назначен старшим ординатором сосудистой хирургии, с головой ушел в познание специальности. С этим багажом пришел и в госпиталь Мандрыки.
     Тут как раз произошел случай. В отделение поступил 72-летний полковник в отставке. На обеих ногах закупорка артерий и вен - явно выраженный варикоз, на голенях - циркулярные язвы. К тому же целый букет «сочетанных» болезней - диабет, аритмия сердца, почечная недостаточность, по каждой из которых в отдельности надо назначать серьезное лечение. А время не ждало, как поется в песне, оставалось «до смерти четыре шага». Анатолий Кириллович вместе со своим помощником врачом Сергеем Ошмариным и уже опытной медсестрой Валентиной Хватковой не откладывая принялись за дело. Прежде всего успокоили больного и начали согласно методике Коцюбы делать частые перевязки с применением специальных препаратов.
     Стали заживать язвы, прошла отечность ног. Подлечили сердце, почки, после чего приступили к операции. Она длилась четыре с половиной часа и закончилась благополучно. Больной выписался из госпиталя.
     Что собой представляет, если можно так сказать, в разрезе эта операция? На ноге закрытыми узкими инструментами удаляются большие фрагменты набухших вен. По традиционным методикам в таких случаях на коже делается не более 10 разрезов и иссекаются варикозные вены длиной 10-15 сантиметров. У Коцюбы - иное: производится до 50 разрезов на коже, а длина иссекаемых вен намного больше, чем при традиционной операции. На все это, конечно, требуются терпение и труд, отточенность глаза и скрупулезное владение инструментом, зато и результат - надежность и эффективность. Подкожное иссечение вен, где случился застой крови и застопорилась ее циркуляция, сопряженное с искусством антисептических перевязок, и есть тот «секрет» Анатолия Коцюбы, который он выносил в себе благодаря настойчивому и прозорливому вниканию в проблему, знаниям и практическому их применению.
     Зная методику Коцюбы, начальник госпиталя профессор генерал-майор медслужбы Владимир Симоненко выражается так:
     - Это талантливая ручная работа, схожая с ручной художественной выделкой ковра. Любое сравнение хромает, но я бы еще сравнил с одним и тем же фотоаппаратом или кинокамерой, которыми можно сделать обычный снимок, а можно сделать шедевр...
     После вышеизложенного случая прошло несколько лет. Анатолий Кириллович стал начальником 2-го хирургического отделения госпиталя, постоянно участвует в консилиумах, по-прежнему делает и полостные операции, да и многие другие, но известность к нему пришла не благодаря каким-то рекламным роликам (человек он скромный и этого не любит), а от самих пациентов, как говорится, из уст в уста, вследствие эффективности лечения, благодаря успешным операциям по восстановлению функций нижних конечностей, а нередко и спасению человека...
     Вот что было совсем недавно. В госпиталь поступил уже немолодой пациент с атеросклеротической гангреной ноги. Он длительное время болел, обращался в различные медучреждения Москвы, в том числе крупные. Однако гангрена, несмотря на применение дорогостоящих препаратов, прогрессировала. Больному предлагалась ампутация ноги. Коцюба тщательно обследовал его и сказал: «Ногу отнять мы всегда успеем. А давайте попробуем ее сохранить».
     Технические трудности для хирурга в этом случае заключались в том, что у пациента действовала, да и то слабо, лишь одна берцовая артерия, две остальные были замурованы атеросклеротическими бляшками, а нужно было прежде всего восстановить кровоток.
     На операционном столе Коцюба произвел пациенту бедренно-подколенное аутовенозное шунтирование. Операция длилась четыре часа и прошла благополучно. Первое ощущение пациента в реанимации, когда он проснулся: исчезли прежние нестерпимые, несмотря на анальгетические и даже наркотические средства, ишемические боли. А теперь стало нормализовываться (кровь-то пошла по жилам) и общее самочувствие. Для жены, родственников и, конечно, для самого больного это было чудом...
     А таких чудес по возвращению движения людям Коцюба совершил несколько сотен - одного избавил от прогрессирующего отека стопы, другого - от трофических язв, а третьего - просто от всем известного, но коварного тромбофлебита. И врачует Коцюба не только на стационаре. В одном из гарнизонов оперировал солдата с повреждением на полигоне бедренной артерии в паховом изгибе, в другом - у офицера запаса вскрылась застарелая болячка, появились рожистое воспаление и тромбоз глубоких вен на ногах. А однажды по экстренному вызову пришлось лететь на Новую Землю - для оказания помощи матросу, у которого после аварии машины, перевозившей стекло, был поврежден таз и наступил разрыв подвздошной артерии. Своих сил для спасения раненого матроса не хватило... Так он был, по существу, возвращен к жизни.
     И сколько «чудес», столько и благодарственных, от сердца идущих писем получает доктор Коцюба. Многие из них, так же как фотографии ног пациентов «до» и «после» операций (они отличаются разительно!), хранятся в служебном альбоме Коцюбы. Среди них заметка из «Красной звезды» за 1988 год. Бывший пациент писал: «Чем дальше от нас война, тем больше дают о себе знать фронтовые раны. Вот и меня, бывшего летчика, свалил недуг. После сложной операции на ногах я вновь обрел способность двигаться. Спасибо Анатолию Кирилловичу».
     А супруга офицера запаса, приготовившаяся к самому худшему, написала эмоциональное письмо избавителю от трофических язв и закончила его стихами:

     Молить я Бога буду
     За Ваше здравие.
     И столько, сколько буду жить,
     Такое невозможно позабыть.


     Когда мы беседовали с Коцюбой, он произнес:
     - Если будете писать, то, пожалуйста, не забудьте моих помощников, молодых хирургов - Андрея Симоненко, Вячеслава Кудровского, Алексея Середу. Мы вместе оперируем. Они уже знают все мои секреты лечения. А кое-чему и я у них учусь. Ведь они, как положено молодым, знакомятся с новинками в нашей и зарубежной медицинской литературе. Делятся потом прочитанным, обсуждаем. Участвуем в научно-практических конференциях у себя в госпитале и за его пределами.
     Нужно в заключение отметить, что 2-е хирургическое отделение постоянно ощущает внимание со стороны руководства госпиталя, его главного хирурга: в палатах - красивые обои и картины, в перевязочном и процедурном кабинетах - облицовочная плитка, везде современные осветительные лампы. Здесь и новая эндоскопическая аппаратура, включающая в себя видеотехнику, и инструменты для коагуляции (прижигания), благодаря чему можно оперировать больного, видя все свои действия на экране телевизора.
     Не обойден вниманием и сам полковник Коцюба: он заслуженный врач России, сосудистый хирург высшей категории, награжден орденами и медалями.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex