на главную страницу

28 Октября 2009 года

30 октября - День моряка-надводника

Среда

С именем героя на борту

Владимир ПАСЯКИН, «Красная звезда».



     
Лидер группировки

     Август прошлого года командир большого десантного корабля «Цезарь Куников» капитан 2 ранга Сергей Ларчук запомнил надолго, пожалуй, на всю оставшуюся жизнь. Целый месяц экипаж «пахал» в рамках серьезного учения «Кавказ-2008», где моряки-десантники отрабатывали погрузку и выгрузку личного состава батальона морской пехоты, высадку десанта на необорудованное побережье в районе Сочи. Сначала была подготовительная работа, тренировки, а затем само учение, серьезность и важность которого не подвергались сомнению. Вот тогда-то командир корабля и познакомился вплотную с командиром батальона морской пехоты подполковником Олегом Ковалевым.
     Моряков-десантников и морских пехотинцев всегда связывала крепкая дружба, поскольку делают они одно общее дело. Жаркий июль знойного лета стал серьезным и продолжительным экзаменом для всего экипажа. Но после него отдыхать не пришлось. Празднование Дня ВМФ - не меньшая ответственность и работа для моряков. К тому же «Цезарь Куников» встречал этот день в роли флагмана, ибо был самым крупным кораблем. И не отстаивался в праздничном убранстве на якоре, создавая атмосферу и настроение торжественности, а опять-таки работал, вывозя в море ветеранов ВМФ, гостей и учащихся школ и других учебных заведений.
     Очень короткой получилась передышка между учением «Кавказ-2008» и пятидневной стремительной войной, которая для моряков «Цезаря Куникова» в связи с поставленными перед ними задачами растянулась на целых 20 дней.
     Управлял группировкой сил флота, которая решала в море сразу несколько задач, вице-адмирал Сергей Меняйло, командир НВМБ. Выйдя из Новороссийска на БДК «Саратов», он в море вместе со своим штабом переместился на более современный, маневренный, значительно лучше вооруженный «Цезарь Куников», чтобы с него управлять действиями группировки разнородных сил. Такое решение, понятно, было не случайным и объяснялось не только ТТД и ТТХ корабля (он ведь тоже далеко не новый), но и выучкой, подготовкой экипажа, его тренированностью, опытом участия в учениях. Пожалуй, именно эти факторы сыграли главенствующую роль. Так в один момент «Куников» стал флагманом группировки сил флота, участвующей в войне.
     Что такое роль флагмана, да еще в такой операции, где шли не учебные, а реальные стрельбы, морякам объяснять не надо. Колоссальная ответственность и нагрузка легли на плечи экипажа «Цезаря Куникова». Именно сюда стекалась вся оперативная информация с кораблей и штабов различного уровня. Здесь отслеживали и анализировали обстановку в юго-восточной части Черного моря. Отсюда кораблям и судам группировки ставилась задача, здесь согласовывались действия группировки, отсюда осуществлялось взаимодействие с другими группировками сил, участвовавшими в крупномасштабной операции.
     В это напряженнейшее и ответственное время, особенно в первые пять суток, командир БДК практически жил на ходовом мостике. В каюте он проводил буквально считаные минуты. Спал в полудреме в командирском кресле, готовый в любую минуту отреагировать на изменение обстановки. Командир корабля нес ответственность не только за свой экипаж, походный штаб командира НВМБ, бронетехнику и воздушных десантников, принятых на борт, но и за оперативность, непрерывность и надежность управления силами группировки. Связисты, как и командир корабля, буквально дневали и ночевали на своих боевых постах. Так же, как и штурман старший лейтенант Алексей Ященко, так же, как и многие подчиненные командира БЧ-4,7 старшего лейтенанта Дениса Титова, командира БЧ-5 капитана 2 ранга Владимира Грузинцева.
     
Под флагом командующего

     С экипажем «Цезаря Куникова» меня связывают давние и особые отношения. На всю жизнь запомнил миротворческую операцию в ноябре 1993 года под флагом командующего ЧФ Героя Советского Союза адмирала Эдуарда Балтина, когда корабли мощной группировки сил ЧФ зашли в Поти по просьбе руководства Грузии, чтобы нормализовать работу «морских ворот» Грузии, восстановить, насколько это возможно, нормальную жизнь города и других важных регионов страны, где гамсахурдисты наделали много бед. Вместе с командующим и несколькими адмиралами и генералами находился на «Цезаре Куникове», которым в ту пору командовал капитан 2 ранга Геннадий Нехорошев, кавалер ордена Красной Звезды. «Цезарь Куников» выполнял роль флагмана. С этой ролью экипаж справился более чем успешно. На обратном пути из Батуми мы попали в сильнейший шторм, который не позволял кораблю зайти в Поти, и нам пришлось значительное время штормовать в бушующем море.
     Обстановка потребовала срочного прибытия комфлота в Поти, где находились основные силы группировки, и тогда был применен рискованный заход в узкие ворота морской столицы Грузии. Пустой (без бронетехники) плоскодонный корабль рыскал по курсу на десять и более градусов, рискуя не вписаться в узкое пространство между молами. Заглохни на несколько минут двигатели, заклинь руль или обесточься корабль (а во время сильного шторма такая вероятность возрастает) - его бы разбило о каменный мол. Но экипаж во главе с командиром сработал без сучка и задоринки, и мы, несмотря на все навигационные «противопоказания», зашли-таки в порт, выполнив волю командующего.
     
Вездесущий БДК

     У моряков есть поверье, связанное с именем корабля, от которого во многом зависит судьба самого корабля. На сей счет имеется много фактов, примеров и целых исследований, которые можно свести к емкой и известной миллионам людей фразе: «Как вы яхту назовете, так она и поплывет».
     Так вот, если говорить о «Цезаре Куникове», то корабль с этим славным именем черноморца, Героя Советского Союза майора Цезаря Львовича Куникова, оборонявшего Малую землю и похороненного в Новороссийске, вот уже многие годы являет собой пример образцового выполнения поставленных перед ним задач, какими бы они ни были, и высочайшей морской культуры.
     Этот корабль как БДК-64 был построен на судоверфи «Пулноцна» в Гданьске и в марте 1986 года спущен на воду. 18 ноября того же года на нем был поднят Военно-морской флаг СССР.
     Мое первое знакомство с этим кораблем произошло на крупномасштабных учениях Советского Союза «Осень-88», за которыми наблюдал Президент СССР Михаил Горбачев. Вместе с морскими пехотинцами десантировался с борта БДК на плав в бронетранспортере. Экипаж тогда сработал отлично. А позже несколько раз выходил на БДК в море как на учения, так и в походы по Черному и Средиземному морям. Был хорошо знаком с его командирами капитанами 2 ранга Геннадием Нехорошевым, Сергеем Синкиным. Эстафету этих отменных командиров («Цезарь Куников» был лучшим кораблем по морской культуре, а оба командира пошли на повышение) продолжил Сергей Ларчук. В целях увековечения памяти Героя Советского Союза майора Цезаря Львовича Куникова и во исполнение приказа Минобороны СССР от 25 апреля 1989 г. БДК-64 был переименован в БДК «Цезарь Куников». И с тех пор вот уже два десятка лет экипаж, что называется, на слуху.
     В апреле-июле 1994 года он выполнял задачу по перевозке военной техники с территории Грузии (п. Батуми) в Новороссийск. В июне следующего года БДК участвовал в учениях группы российских войск в Грузии на полигоне Гонио, где выполнил показательную высадку российских и грузинских войск. В июне 1999 года «Цезарь Куников» участвовал в переброске миротворческих сил в греческий порт Салоники. В этом походе, кроме доставки миротворцев, за действиями которых следил весь мир, боевой корабль выполнил еще одну важную миссию, которую до него никто ранее не выполнял, - он подошел к Свято-Пантелеймоновскому монастырю на святой горе Афон. На его борт во время молебна были доставлены святые мощи апостола Андрея Первозванного, святителя Николая Чудотворца и святого Иоанна Русского, которые он доставил к родным берегам. Это очень значимое событие для всего православного мира постсоветского пространства.
     Вернувшись из «греческого похода», «Цезарь Куников» и БДК «Константин Ольшанский» ВМС Украины произвели высадку на плаву морской пехоты и стрельбу реактивным комплексом в Севастопольской бухте по плану празднования Дня ВМФ России. Это был один из самых зрелищных элементов праздника, за которым наблюдало военное руководство России и Украины.
     А осенью следующего года корабль вновь участвует в выводе военной техники группировки российских войск из Грузии.
     В 2001 году «Цезарь Куников» в ходе празднования Дня ВМФ России в Севастопольской бухте в присутствии президентов РФ и Украины Владимира Путина и Леонида Кучмы выполнил показательную высадку на плаву морского десанта и стрельбу реактивным комплексом. Осенью этого же года корабль представлял Россию в торжествах по случаю 174-й годовщины Наваринского сражения, зайдя в порт Пилос, а затем Пирей.
     Особая страница в биографии корабля - его участие с апреля по июль 2003 года в «индийском походе», когда проводились военно-морские учения с ВМС Индии «Индра-2003». Корабль успешно выполнил задачи боевой службы в дальнем походе в Индийском океане и совершил деловой заход в порт Аден (Республика Йемен). В августе следующего года «Цезарь Куников» решал задачи боевой службы в составе Черноморской военно-морской группы (ЧВМГ) в рамках активации BLACKSEAFOR, выполняя ответственные задачи корабля-хозяина в порту Новороссийска.
     В апреле 2005 года БДК опять представляет Россию в составе ЧВМГ на BLACKSEAFOR, заходя с визитами в турецкие порты Эрегли и Стамбул, румынскую Констанцу и болгарский Бургас...
     Это лишь некоторые из наиболее значимых страниц боевой летописи корабля. Но даже и они показывают, насколько насыщенна, ответственна и важна деятельность экипажа.
     
«Скальпы» Сергея Ларчука

     ...Когда я зашел в каюту командира «Цезаря Куникова», увидел на книжной полке ровно два десятка подаренных ему бейсболок с морской символикой. Это подарки командиров кораблей иностранных государств, с которыми Сергей Ларчук участвовал в международных учениях.
     Перехватив мой взгляд, он пояснил с улыбкой: «Скальпы».
     В командирской шутке был большой смысл. За этими подарками скрывался большой опыт участия командира в серьезных международных учениях. Мне сразу вспомнились слова командира дивизии надводных кораблей контр-адмирала Олега Гарамова в адрес Ларчука: «Это один из самых подготовленных и перспективных командиров кораблей соединения».
     Коротко и емко. За этой характеристикой скрывался колоссальный целенаправленный труд офицера.
     
Осознанный выбор

     Решение Сергея Ларчука стать флотским офицером нельзя назвать случайным. Его отец, подполковник Александр Владимирович Ларчук, завершил службу в должности начальника штаба бригады береговых войск Черноморского флота. Оба деда Сергея также служили на флоте. Дед по отцовской линии, Владимир Михайлович Ларчук, мичманом участвовал в боевом тралении на морском тральщике, имел награды. Дед по материнской линии служил ракетчиком на ракетном катере, бывал в Египте. Их рассказы о службе на флоте, конечно же, сыграли свою роль. И никто из них не удивился, когда Сергей в 1994 году стал нахимовцем, а затем курсантом штурманского факультета прославленного и старейшего в России морского вуза - Высшего военно-морского училища имени
     М.В. Фрунзе. Они были рады, что флотская династия получила продолжение в лице их внука и сына. Удовлетворение вызвало и то, что служить Сергей после окончания училища попал именно на Черноморский флот.
     Всего месяц он пробыл в должности командира электронавигационной группы сторожевого корабля «Сдержанный». Но своего первого командира Вадима Голанцева запомнил надолго.
     В октябре БДК «Азов» выходил на боевую службу, и туда понадобился командир штурманской боевой части. Так вот на эту должность назначили молодого лейтенанта. Понятно, что не случайно, ибо за короткий срок на «Сдержанном» он сумел зарекомендовать себя с самой лучшей стороны. Понятно и то, каким серьезным испытанием стала первая боевая служба и дальний заграничный поход для молодого офицера.
     Ларчук старался изо всех сил. И это не мог не заметить и не оценить опытный командир. Как и опытный штурман с ракетного крейсера «Адмирал Головко» капитан 3 ранга Александр Плохотнюк, взятый на БДК на время похода. Для Ларчука это была школа становления.
     «Азовом» в ту пору командовал капитан 2 ранга Владимир Рынкевич, у которого Ларчук многому научился, многое перенял. Не только как штурман, но и как офицер. Корабль был активно и много плавающим, поэтому формирование Ларчука как штурмана проходило быстро. За два с половиной года он совершил на «Азове» две боевые службы.
     Причем во втором походе мне тоже довелось участвовать. Старшим на борту был контр-адмирал Владимир Васюков. На борт российского корабля тогда поднялся президент Греции, приехавший на торжества в Пилос. Хотя его визит на российский корабль не был запланирован, экипаж к нему оказался готов и заслужил благодарность президента Греции.
     Уверенное становление Сергея Ларчука не осталось незамеченным со стороны командования. Его направляют на высшие офицерские классы, после окончания которых он получает назначение старшим помощником командира «Цезаря Куникова». Три года старпомил Сергей на «Куникове», обретая опыт отлаживания общекорабельной организации. Командир БДК капитан
     2 ранга Сергей Синкин был тем командиром, у которого есть чему поучиться, есть что перенять. Ровный, рассудительный, интеллигентный офицер, он поднял корабль на высокий уровень. Была в том немалая заслуга старпома, который дневал и ночевал на корабле.
     Серьезным и ответственным экзаменом для обоих офицеров стал «индийский поход», где на долю БДК выпали сложные испытания. В тех южных широтах черноморцы бывали очень давно, еще в советские времена. И приходилось заново приобретать опыт плавания в Индийском океане, Красном море, Суэцком канале. Всего, конечно, не опишешь. Трехмесячный экзамен моряки «Цезаря Куникова» выдержали с честью. Это стоило огромных усилий всему экипажу.
     
Взойдя на вершину

     В сентябре 2005 года Сергей Ларчук становится «хозяином» ходового мостика одного из лучших кораблей соединения. Верно говорят: трудно взойти на вершину, но еще труднее удержаться на ней. Причем не год, не два и не три. Ларчук держится. Он пятый год крепко стоит на ногах, являя пример выполнения воинского долга, образцового решения всех поставленных задач. Его корабль нередко бросают на самые трудные участки боевой деятельности флота. Знают: Ларчук не подведет. Так было и во время флагманства в период операции по принуждению Грузии к миру, так было и в этом году. В апреле он отличился во время учения на морском полигоне Опук, где «Цезарь Куников» высаживал десант на необорудованное побережье, затем в июне, во время участия в масштабных учениях «Кавказ-2009», где корабль высаживал десант в районе Утриша. В июле - на праздновании Дня ВМФ, где именно «Цезарь Куников» высаживал десант на плав перед взором тысяч севастопольцев и гостей города. Так было и в августовских международных учениях причерноморских государств BLACKSEAFOR, где «Цезарь Куников» достойно представлял Россию, заходя вместе с кораблями эскадры «по вызову» в Варну (Болгария), Севастополь (Украина) и Новороссийск. 1.777 миль отмерил «Цезарь Куников» в составе ЧВМГ в очередной активации BLACKSEAFOR, где командир БДК пополнил свою коллекцию «скальпов».
     Сегодня «Цезарь Куников» - один из самых, если не сказать самый востребованный корабль соединения надводных кораблей Черноморского флота.
     Наша встреча и недолгая беседа с командиром БДК проходила накануне выхода корабля в дальний средиземноморский поход.
     - Готовлюсь к завтрашнему докладу командующему, - сообщил командир, сидя за компьютером.
     Я сразу понял, что из-за дефицита времени рассчитывать на продолжительную беседу не могу. К тому же все мысли командира были сосредоточены на подготовке доклада комфлота (он не выключил компьютер и продолжал работать, отвечая на мои вопросы). Выручило то, что я не раз выходил на БДК в море и знал как самого Ларчука, так и его предшественников.
     
Помощь столицы

     БДК уже 23 года. Он не молод. Но крепок и силен, потому как техника все эти годы находилась в надежных и умелых руках.
     Помню этот корабль еще по участию в масштабных учениях «Осень-88». Так вот, у меня создалось впечатление, что за эти годы корабль не постарел, а, наоборот, помолодел. Чистые, ухоженные каюты, кубрики, кают-компания, столовая личного состава, уставной порядок в служебных помещениях. В помещениях - новый линолеум. Техника и оружие - в исправности.
     Секрет прост. Над кораблем уже более десятка лет шефствует администрация Зеленоградского административного округа Москвы. Эти прочные неформальные шефские связи установились еще в командирскую бытность капитана 2 ранга Геннадия Нехорошева. Педант и приверженец высочайшей морской культуры, он на многие годы заложил добрые традиции на корабле, накрепко сдружился с Зеленоградом. Так что уехал туда после окончания военной службы. Но связи с флотом и кораблем не теряет. Префект административного округа Анатолий Николаевич Смирнов не раз бывал на корабле, доподлинно знает на нем обстановку и многое делает для создания хороших бытовых условий на БДК. Это ремонт жилых и служебных помещений, приобретение оргтехники и кондиционеров.
     Кстати, вахту отца на БДК продолжил его сын - мичман Александр Нехорошев, старшина команды радиотелеграфистов, первоклассный специалист, о службе которого весьма лестно отозвался нынешний командир корабля.
     Ларчук отметил также патриарха корабля, командира БЧ-5 Владимира Грузинцева, который за особые заслуги получил звание капитана 2 ранга и перед самым «греческим походом» передал свою долгую вахту «хозяина трубопроводов, дизелей и пара» капитану 3 ранга Вячеславу Дулину - в недавнем прошлом командиру дивизиона движения с ГРКР «Москва». Отметил и молодых, старательных офицеров командиров БЧ-1 и БЧ-4,7 старших лейтенантов Алексея Ященко и Дениса Титова. Старшину команды мотористов мастера военного дела старшего мичмана Владимира Личардина, старшину команды РТС мичмана Петра Любарца, контрактников старшего радиометриста старшину
     1-й статьи Александра Спицына, старшего машиниста-трюмного старшего матроса Владимира Окорокова.
     
«За военные заслуги»

     День возвращения после пятидневной «кавказской» войны, которая для моряков «Цезаря Куникова» растянулась на три недели, Ларчук тоже запомнил на всю жизнь. Встречали торжественно. Корабль в отличие от других сделал две ходки, доставляя в район боевых действий бронетехнику и воздушных десантников. Командир дивизии контр-адмирал Олег Гарамов прямо на причале вручил капитану 2 ранга Ларчуку орден «За военные заслуги», которым командир «Цезаря Куникова» был награжден в соответствии с указом Президента РФ.
     И вот - очередной дальний поход, греческо-итальянский, стартовавший 8 октября. Боевая служба с дипломатическими функциями, т.е. заходом в греческие порты Пилос, Керкиру и Пирей, итальянские - Таранто и Чивитавеккья, откуда до Рима всего полчаса езды.
     Конечно, тяжело беспрестанно мотаться по морям. Вместе со штурманом «Цезаря Куникова» мы посчитали, что БДК за весну, лето и начавшуюся осень уже намотал четыре с половиной тысячи миль! А впереди - новый поход.
     Нет, на судьбу Ларчук не ропщет. Жаль, видится с женой и детьми редко. По сути дела, все домашние хлопоты ложатся на плечи Карины.
     Семилетний сын Кирилл пошел уже во второй класс московской школы. Младшему, Вячеславу, исполнился год. Радует то, что командирская семья въехала в новую квартиру на улице Адмирала Фадеева.
     Как знать, может быть, со временем сыновья Сергея продолжат военную династию семьи Ларчук. Но это, если свершится, будет еще не скоро. Еще тысячи миль испытаний ждут семью Сергея Ларчука.
     На снимках: командир БДК «Цезарь Куников» капитан 2 ранга Сергей ЛарЧук; БДК в море; вахтенный у трапа. Фото автора.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex