на главную страницу

28 Октября 2009 года

30 октября - День моряка-надводника

Среда

Вдали от родного причала

Константин ЛОБКОВ, «Красная звезда».



     Сегодня соединение надводных кораблей под командованием капитана 1 ранга Ильдара Ахмерова живет наряду с выполнением плановых задач боевой учебы постоянной подготовкой экипажей к дальним походам в Индийский океан. Именно отсюда отправляются к берегам Сомали, чтобы обеспечить безопасность гражданского судоходства, каждые три-четыре месяца большие противолодочные корабли (БПК). И постепенно накапливается на флоте опыт противодействия морским пиратам в опасной для мореплавания зоне.
     Напомним: первым из кораблей Тихоокеанского флота проторил путь к берегам Сомали с целью проводок международных конвоев БПК «Адмирал Виноградов» под командованием капитана 1 ранга Петра Подкопайло. Позже в Индийский океан пошли «Адмирал Пантелеев», «Адмирал Трибуц». Понятно, первопроходцам особенно трудно...
     - Да не такое уж это было для некоторых из нас новое дело! - сказал корреспонденту «Красной звезды» во время одной из встреч на борту «Адмирала Виноградова» Петр Александрович. - Опыт проводки караванов судов накоплен у тихоокеанцев еще с начала 90-х годов прошлого столетия, когда наши корабли уходили на боевую службу в связи с известными событиями в Персидский залив. Кстати, я сам побывал там впервые лейтенантом. А наш БПК обеспечивал безопасность гражданского судоходства с сентября 1989 года по февраль
     1990-го, с сентября 1992 года по январь 1993-го и с ноября 1993 года по март 1994-го. Так это только «Адмирал Виноградов», а были походы в район Персидского залива и других кораблей соединения.
     Другое дело, что в Аденском заливе, куда я пошел уже в ранге командира корабля, мы применяли новую тактику в противодействии морскому бандитизму, значительно активнее используя возможности морской авиации. Во время проводки 12 конвоев наши вертолеты взлетали в воздух десятки раз, контролируя акваторию, проводя разведку на опасных направлениях, в конечном итоге предотвращая нападения на различные суда. Для этого на борту К-27 под командованием первоклассных вертолетчиков подполковника Александра Воронина и полковника Игоря Шлыкова размещали группу бойцов с пулеметами. Они вели предупредительный огонь по пиратским посудинам. Причем вылетали наши «крылышки» и днем, и ночью.
     Второй особенностью похода стало тесное информационное взаимодействие с кораблями иностранных государств. В частности, вместе с индийским фрегатом «Табар» наш БПК провел совместный караван и предотвратил захват морскими пиратами швейцарского сухогруза.
     Характеризуя действия в мореплавании экипажа, командир отметил службу всех подразделений, но особо выделил вклад в обеспечение жизнедеятельности корабля электромеханической боевой части во главе с капитаном 2 ранга Артуром Головащенко. Прежде всего благодаря усилиям механиков на протяжении похода дальностью в 25 тысяч миль поддерживалась нормальная работа всех механизмов и оборудования.
     Сам же капитан 2 ранга Головащенко считает, что в сложнейших ситуациях, которые нечасто, но все же возникали в ходе похода, удавалось разрешить проблему прежде всего благодаря коллективным усилиям на пределе возможного.
- Иной раз мы брались за такое дело, которое под силу только заводским специалистам, - рассказывает командир электромеханической боевой части. - Но поскольку «промышленности» на борту не было, приходилось самим ломать голову, как - да еще в кратчайшие сроки! - исправить поломку механизма. После того похода уже на берегу представители судоремонтного завода удивлялись: как в тех условиях наши корабельные умельцы смогли всего за 20 часов непрерывной работы заменить набивку дейдвудного устройства (сальник гребного вала. - Авт.), чтобы вода не просачивалась внутрь корабля? Дескать, и в условиях предприятия-то обычно на это тратится несколько суток... Да все очень просто! Привлекли водолазов со спасательного судна «Фотий Крылов» (они занимались устройством на внешней стороне кормы), а остальное выполняли командир дивизиона движения капитан-лейтенант Александр Полевщиков да опытные матросы машинист-газотурбинист Ильдар Ишдавлетов, машинисты-трюмные Дмитрий Максименко, Денис Савельев и другие, кто покрепче, повыносливее. Ведь там, внизу, в машинном отделении, жара стояла невыносимая! Я тоже засучил рукава, не выходил оттуда часами. Так совместно со специалистами-водолазами и устранили поломку, уже через сутки корабль повел новый караван.      Сама обстановка подчас заставляла искать выход в той или иной ситуации, да и люди на переходе морем как-то подтянулись, стали ответственнее. Не нужно было подталкивать матроса. Едва где-то с трубы закапало, сам бежит устранять течь. Надо - обращается за советом к мичману. По всему чувствовалась озабоченность за общее дело.
     «...Во время похода личный состав в условиях постоянной психологической напряженности, опасности пиратских нападений, значительных перепадов температур, повышенной влажности и тропической жары, волнении моря до пяти баллов проявил стойкость и выносливость, продемонстрировал высокую морскую выучку. Большинство военных моряков проявили высокую дисциплинированность и организованность, бдительно несли ходовую и специальные вахты, неукоснительно соблюдали боевые и эксплуатационные инструкции». Это уже строки из приказа командующего Тихоокеанским флотом по итогам дальнего похода. Этим же приказом были поощрены многие члены экипажа «Адмирала Виноградова». Среди них - командир боевой части капитан 2 ранга Артур Головащенко, заместитель командира БПК по воспитательной работе капитан 2 ранга Сергей Юков, помощник командира корабля капитан-лейтенант Артем Колпащиков, командир дивизиона движения капитан-лейтенант Александр Полевщиков, командир группы воздушной и надводной обстановки лейтенант Василий Рыков, командиры отделений машинистов-газотурбинистов старшины 1-й статьи Евгений Нефедов и Денис Рощук, старшина 2-й статьи Виктор Бурлаков, старшина минно-торпедной команды мичман Дмитрий Корсаков, старший электрик зенитно-артиллерийской батареи матрос Андрей Осенин.
     - Уверен: поход тот еще долго будет сниться всем его участникам, - говорит заместитель командира БПК по воспитательной работе капитан 2 ранга Сергей Юков. - Мы прошли девять морей, два океана. На переходах экипаж жил не только насыщенной боевой службой, но и морской романтикой, незабываемыми встречами в иностранных портах.
     Для нас важно было с самых первых дней похода сплотить значительно пополненный и обновленный экипаж, чтобы личный состав был морально готов и психологически способен решать все поставленные перед ним задачи в океане. Думаю, этому способствовал тот фактор, что корабль укомплектовали на 94 процента военнослужащими контрактной службы. Тем более что новичков в составе экипажа не было: все старшины и матросы прежде неоднократно выходили в море, принимали участие в различных учениях.
     Морально-психологическое обеспечение дальнего похода осуществлялось поэтапно, по видам и задачам в соответствии с боевым распоряжением. Этой работой в море постоянно занимались шестеро офицеров-воспитателей. В частности, большое внимание уделялось оперативному информированию личного состава о целях похода в Индийский океан, популяризации примеров и опыта отличившихся, воспитанию бдительности, разъяснению ответственности за нарушения действующего законодательства Российской Федерации. Чтобы люди, надолго оторванные от родной земли, не испытывали информационного голода, регулярно обновляли корабельный стенд и вывешивали отпечатанные на листах новости в кубриках, во время приема пищи оглашали радиогазету, проводили занятия по общественно-государственной подготовке. Сложившаяся с начала похода система информирования о делах на корабле и в районе боевой службы включала в себя ежедневные утренние сообщения вахтенного офицера о событиях за сутки по корабельной трансляции, краткое правовое информирование личного состава в период развода очередных вахт и вечерних поверок личного состава. Для подведения итогов за пройденные сутки, представления планов на следующий день каждый вечер выпускалась радиогазета «Противолодочник». Кстати, офицеры и мичманы просили больше выдавать информации о событиях в Приморском крае, и в частности во Владивостоке. Всех беспокоила проблема финансового кризиса в стране, который мог в какой-то степени отразиться на их семьях.
     Оправдала себя в ходе мореплавания такая форма работы, как поздравление моряков с днем рождения. Делали мы это прежде всего для формирования положительных эмоций в экипаже. Обычно на утреннем построении командир корабля вручал имениннику поздравительную открытку, а если это был офицер или мичман, то видеозапись и подарки от родных и близких, которые были получены заранее на берегу и хранились втайне у заместителя командира корабля по воспитательной работе. В вечернем же выпуске радиогазеты звучали поздравления и песня в адрес этого моряка. К этому времени корабельные хлебопеки изготавливали вкусный торт либо пирог, и командир корабля или его заместитель вручал сладкий подарок виновнику торжества. Наверняка на всю жизнь отложилось в памяти такого рода событие у старшего мичмана Юрия Дедуренкова, которому 31 марта исполнилось 55 лет, а корабль в это время бороздил воды Южно-Китайского моря. Всего дней рождений в период похода было отмечено 147!
     Происходили и другие события, которые использовались в воспитательных целях. К примеру, когда корабль проходил места, где в годы русско-японской войны произошло Цусимское сражение, по старой традиции на юте построили весь свободный от вахт экипаж и отдали воинские почести далеким соотечественникам - морякам царского флота. В тот же вечер в столовой команды был организован показ документального фильма «Дедушка Рюрик», сделанный энтузиастами морского поисково-исследовательского центра ТОФ «Искра» во главе с бывшим подводником Владимиром Карташевым. Команда Карташева в 2004 году в Корейском проливе нашла и обследовала на морском дне останки броненосного крейсера «Рюрик», погибшего в боевом столкновении Владивостокского отряда крейсеров под командованием адмирала Иессена и отряда японских кораблей под флагом адмирала Камимуры. По результатам той экспедиции и изучения исторического материала и был создан этот фильм.
     9 февраля в рамках общественно-государственной подготовки, учитывая памятную дату, на корабле провели занятие «Подвиг крейсера «Варяг» в период русско-японской войны 1904-1905 гг. - образец героизма, мужества и сплоченности экипажа».
     Зимой же, находясь в Аравийском море, экипаж участвовал в праздновании 20-летия своего корабля. Для всех было символично, что, невзирая на почтенный возраст, «Адмирал Виноградов» не застаивается у причала, а решает боевые задачи в Мировом океане.
     Вахты вахтами, но ведь выпадало и время досуга! Большим спросом в экипаже пользовалась корабельная библиотека. А в вечернее время желающие могли подняться на вертолетную площадку, где регулярно демонстрировались видеофильмы. Причем предпочтение отдавалось отечественным картинам патриотической направленности комедийного жанра. Офицерский и мичманский состав для просмотра DVD-фильмов использовал персональные компьютеры. В обеденный перерыв и просто в свободное время на той же вертолетной площадке военнослужащие с удовольствием играли в волейбол, домино, шахматы или шашки. В выходные и праздничные дни на верхней палубе проводились спортивные соревнования по подтягиванию, поднятию гирь, волейболу, мини-турниры по домино, шахматам и шашкам. Если погода не позволяла, подобные мероприятия проводились в столовой команды. Причем состязания выявляли иной раз настоящих атлетов. К примеру, старший оператор зенитно-ракетного комплекса матрос Виталий Снегирев подтянулся на перекладине 31 раз. Ну а кто желал «нарастить» себе мышцы, тот занимался в свободное время на спортивной мини-площадке с тренажерами, оборудованной между правым и левым шкафутами.
     - На 23-и сутки похода особо памятным событием для каждого члена экипажа корабля стала встреча Нового года в Аравийском море на широте 11 градусов 08 минут, долготе 59 градусов 39 минут, - рассказывал капитан 2 ранга Сергей Юков. - Еще днем 31 декабря 2008 года мы установили на вертолетной площадке двухметровую елку, и сразу нашлись желающие принять участие в ее оформлении. Тогда же был организован смотр-конкурс на лучшее оформление кубрика и лучшую новогоднюю стенгазету, в котором приняла участие и прикомандированная на корабль группа морских пехотинцев. Особенно порадовала личный состав возможность в новогоднюю ночь с помощью наших специалистов связи связаться с родным домом по телефону. Эмоции были очень сильными! В те же часы мы организовали небольшое театрализованное представление с участием Деда Мороза, сомалийского пирата и других персонажей. Событиями были для всех нас и пересечения экватора. Обязательно организовывали целое театрализованное представление с участием владыки морей Нептуна, веселились от души. Вот такие мероприятия, конечно же, хоть немного отвлекали от службы, напоминали о родных, заряжали позитивным настроем. Общими усилиями командиров всех рангов и офицеров-воспитателей удалось создать хороший социально-психологический климат в коллективе и в конечном итоге выполнить все поставленные командованием задачи дальнего похода.
     В экипаже не исключают, что если не в этом году, так в следующем им вновь доверят боевую службу вдали от родных берегов. Естественно, в минувшем походе наработан неоценимый опыт, который поможет и в дальнейшем мореплавании, в том числе другим кораблям соединения. Тем не менее на «Адмирале Виноградове» не снижают ритма боевой учебы, изо дня в день совершенствуя ратное мастерство. Одним из плановых этапов стало участие корабля в недавнем учении Приморской флотилии по поиску и «уничтожению» подводной лодки условного противника, где БПК успешно выполнил ряд боевых упражнений.
     

     Комментарий командующего ТОФ вице-адмирала Константина СИДЕНКО:
     - Впервые за последние два десятилетия мы восстановили свое постоянное присутствие в зоне Индийского океана и будем находиться там в дальнейшем в интересах России и международного сообщества. БПК «Адмирал Виноградов» - первый из наших кораблей, который начал применять совершенно отличную от прежней тактику по проводке конвоев судов, которая показала высочайшую эффективность. И сейчас корабли мирового содружества, переняв ее, действуют, как действовали российские моряки. «Адмирал Виноградов», а за ним и «Адмирал Пантелеев», «Адмирал Трибуц» провели десятки конвоев из многих стран мира, предотвратили ряд нападений на различные суда. Это, может быть, всего лишь толика того, что делается по противоборству пиратам в районе Африканского Рога, но тем не менее это вклад нашей страны в большое общее дело. Сегодня в дальний поход готовится уже четвертый отряд кораблей Тихоокеанского флота, который отправится в Индийский океан на смену своим собратьям.
     

     На снимках: командир БПК капитан 1 ранга Петр ПОДКОПАЙЛО; капитан 2 ранга Артур ГОЛОВАЩЕНКО на боевом посту; в минуты досуга; арестованный пират на борту корабля; БПК «Адмирал Виноградов» - на центральном причале Владивостока. Фото автора и из архива экипажа корабля.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex