на главную страницу

28 Октября 2009 года

История Отечества

Среда

Беспокойная ночь в Берлине

Полковник в отставке Владимир СЕРКОВ.



     В конце 1950-х - начале 1960-х годов я проходил военную службу в Группе советских войск в Германии. Наш 83-й гвардейский мотострелковый полк 19-й мотострелковой дивизии дислоцировался в столице ГДР в районе Карлсхорста. Он имел специальное предназначение - в случае кризисных ситуаций в Берлине всегда быть в готовности к выполнению боевых задач. Одной из таких задач, которую пришлось решать, было обеспечение мероприятия правительства ГДР по взятию под контроль и охрану границы с Западным Берлином, вошедшего в историю как сооружение Берлинской стены.
     Напомню, что в соответствии с решениями держав-победительниц СССР, США, Англии на Крымской и Потсдамской конференциях в 1945 году территория Германии была разделена на четыре зоны оккупации. Берлин, как столица Германии, расположенный в советской зоне, был выделен в особый район. Его разделили на четыре сектора. В каждом из них находились воинские подразделения той или иной державы. Западный Берлин с началом «холодной войны» превратился в очаг подрывной деятельности против ГДР и стал «фронтовым городом».
     В советском секторе Берлина дислоцировалась 6-я отдельная Берлинская бригада. В ее состав входили четыре отдельных мотострелковых и два отдельных танковых батальона (омсб и отб). Штаб бригады и один мотострелковый батальон располагались в военном городке бывшего военно-инженерного училища немцев в Карлсхорсте. Другие дислоцировались по внешнему периметру Большого Берлина. Каждый из них выполнял свою специфическую задачу. 162-й осб, которым я в то время командовал, осуществлял охрану наружной границы советского сектора города и контроль на трех автомобильных и трех железнодорожных контрольно-пропускных пунктах. Эти функции выполняли три мотострелковые роты, расположенные в непосредственной близости от них. Штаб батальона, танковая рота располагались в небольшом господском поместье Бёрнике.
     Помимо бригады командование ГСВГ располагало в Берлине 83-м гвардейским мотострелковым полком. Всего в «берлинской группировке» имелось около 9.200 военнослужащих, 150 средних танков, 70 орудий и минометов.
     В американском секторе дислоцировалась также бригада, имеющая в своем составе, по нашим данным, четыре пехотных батальона, артбатарею и танковую роту, вооруженную 32 танками М60. Английская бригада располагала в 1961 году тремя пехотными батальонами и танковым подразделением (14 танков «Центурион»); французская бригада включала один пехотный батальон, 41 легкий танк «АМХ-13», батарею 105-миллиметровых самоходно-артиллерийских установок.
     С 3 по 5 августа 1961 года в Москве прошло совещание Политического консультативного совета стран Варшавского договора. На совещании шла речь о необходимости принятия мер для установления единообразного пограничного режима на всей границе между ГДР и ФРГ, в том числе и на границе с Западным Берлином. Решено было перекрыть границы путем сооружения инженерных заграждений неожиданно для западных держав. Инициатива возведения стены принадлежала первому секретарю ЦК Социалистической единой партии Германии (СЕПГ) В. Ульбрихту.
7 августа по возвращении в Берлин он проинформировал руководство ГДР о решении московского совещания. 10 августа у него побывали назначенный главнокомандующим Группой советских войск в Германии маршал И.С.      Конев, генерал армии И.И. Якубовский и посол СССР М.Г. Первухин. Были согласованы вопросы взаимодействия, начало закрытия границы назначили на ночь с 12 на 13 августа. Утром 12 августа Ульбрихт вызвал членов своего правительства, довел до них план «Роза» - под этим кодовым названием предусматривалось проведение намеченных мероприятий. Число пунктов перехода границы планировалось сократить до 13. Передвижение электричек, поездов метро прекратить.
     Все это не могло остаться незамеченным западногерманской и американской разведслужбами. Как стало известно позже, сведения о предстоящем введении контроля на границе ГДР в Вашингтон были представлены за два дня до начала его установления.
     От командования и офицеров нашего 83-го мсп сведения о предстоящих мероприятиях держались в секрете. Но вскоре все стало ясно. Вспоминается, как подразделения полка следовали строем в столовую. Неожиданно через главный КПП военного городка прошло несколько легковых машин. Чувствовалось, что к нам прибыло высокое начальство. Прибывших встретил командир полка. Мы увидели Маршала Советского Союза Конева, генерал-полковника Якубовского и сопровождавших их офицеров, которые подошли к выстроившимся ротам. Маршал приказал распустить строй, солдатам подойти ближе к нему. Завязалась беседа. Главнокомандующий поинтересовался, как идет служба, хорошо ли солдаты питаются, обеспечены ли другими видами довольствия. В конце задал вопрос:
     - Известно ли вам, какие мероприятия будут проводиться в эту ночь?
     Ответы были отрицательными. Тогда Иван Степанович кратко рассказал о том, что в течение ночи будет перекрыта граница между Восточным и Западным секторами Берлина. На наш полк возлагается ответственная задача во взаимодействии с другими частями ГСВГ и армии ГДР предотвратить возможные провокации со стороны бывших западных союзников.
     Вечером полк был приведен в полную боевую готовность. Боеприпасы загрузили в машины. Офицерский состав перевели на казарменное положение. Детей, находившихся в пионерских лагерях, вернули домой. Семьям сообщено: быть готовыми к эвакуации. В приграничной зоне начали действовать разведывательные дозоры, вдоль границы выставили дополнительно наблюдательные посты. Личный состав подразделений в полном боевом снаряжении находился в готовности к немедленным действиям по сигналу боевой тревоги.
     Стало также известно, что в советский сектор Берлина дополнительно введен танковый полк (около 100 танков) 20-й гвардейской общевойсковой армии. Несколько танков на наиболее опасных направлениях выдвинулись к самой границе.
     Мы понимали серьезность обстановки. Все действовали организованно и четко. Сказывались высокая выучка и дисциплина личного состава, которым в ГСВГ всегда уделялось пристальное внимание. Между собой мы, конечно, делились разными предположениями о возможном развитии событий и были готовы к любому варианту.
     В перекрытии границы главная роль отводилась «кампфгруппам» - боевым рабочим дружинам ГДР, вооруженным стрелковым оружием (ППШ и АКМ), хранившимся вместе с униформой на предприятиях по месту работы. Время от времени они проходили военную подготовку и были довольно хорошо обучены. В этом мы убедились, наблюдая за ними во время сборов в нашем военном учебном центре.
     В полночь на грузовиках со строительными материалами и техникой они выдвинулись группами к намеченным участкам. Под прикрытием полицейских постов, расположенных за ними, перекрыли переходы на границе и приступили к сооружению заграждений - высокого проволочного забора из колючей проволоки, закрепленной на железобетонных столбах. Несколько дальше от границы располагались подразделения Национальной народной армии ГДР. К утру граница была перекрыта полностью. Функционировали только КПП на 13 переходах.
     Во время закрытия границы никаких эксцессов, протестов и крупных скоплений не наблюдалось - может быть, потому, что горожане просто не знали, что происходит. Небольшая группа в полдень начала собираться возле советского посольства, но активисты СЕПГ разъяснили собравшимся, что все это делается в интересах наведения порядка и пресечения разграбления республики. Люди разошлись.
     С 15 августа в черте города вместо проволочного заграждения началось сооружение кирпичной, а позже бетонной стены высотой до четырех метров. На всем протяжении было расположено 293 наблюдательных пункта, 57 укрытий, 10-метровая следовая полоса и обозначенная знаками 100-метровая запретная зона.
     Со стороны западных государств стали предприниматься провокационные попытки накалить обстановку на границе. В Западный Берлин прибыл генерал Клей для осмотра заграждений на границе. Появились слухи о том, что американцы готовят операцию, в ходе которой намерены разрушить Берлинскую стену. 26 октября около десяти танков М-60 с навесным бульдозерным оборудованием действительно выдвинулись к пограничному переходу. По приказу советского командования были немедленно приняты адекватные контрмеры - с нашей стороны выдвинулась колонна танков Т-55.
     Радио и телевидение ФРГ развернули тогда активную пропаганду, нацеленную на переманивание граждан из Восточного Берлина в западные секторы, обещая им более высокий уровень жизни и поддержку при совершении побега. Западноберлинской администрацией было отдано провокационное распоряжение: перебежчиков через границу из Восточного сектора прикрывать огнем из стрелкового оружия со стороны западных секторов.
     Поддавшиеся пропаганде нарушители при попытке перейти границу неизбежно сталкивались с пограничной охраной ГДР, которая пресекала их действия силой, в крайних случаях применяя штатное оружие. В завязавшейся перестрелке всегда трудно разобраться, от чьей пули гибли люди, как нарушители границы, так и пограничники. За все время существования Берлинской стены погибли (по разным данным) от 70 до 250 человек. Гибель людей, вдохновленных на побег западной пропагандой, всегда преподносилась как величайшее злодеяние против свободы и прав человека...
     Закрытием границы с Западным Берлином главная цель правительства ГДР была достигнута. После августа 1961-го заметно стабилизировалась и окрепла экономика, были перекрыты каналы для спекулянтов, сократился поток беженцев.
     Теперь все это уже история. А она во все времена любит правду.
     На снимке: Президент США Дж. КЕННЕДИ и федеральный канцлер ФРГ К. АДЕНАУЭР осматривают Берлинскую стену, 26 июня 1963 г. Маршал И.С. КОНЕВ в 83-м мсп ГСВГ.; Вид на стену со стороны Западного Берлина, 1980 г. ; Советские и американские танки у «чек-пойнт Чарли» на Фридрихштрассе.; Возведение «3-й очереди» Берлинской стены из бетонных плит. Потсдамская площадь. 1966 г.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex