на главную страницу

28 Октября 2009 года

История Отечества

Среда

Плевок дуплетом

Клара АНИКИНА, жена полковника в отставке. Санкт-Петербург.



     Снова по ГТРК «Россия» показывают «Штрафбат», громко и торжественно представленный «народным блокбастером»...
     - Бабушка, - спрашивает правнук, - а что такое блокбастер?
     Я, не зная причины вопроса, отвечаю:
     - Это большущая авиационная бомба, которая запросто уничтожает целый квартал - дома, людей, - все уничтожает.
     - Клево, - восклицает мой потомок. - В «Штрафбате» - это кино по телеку - вон красным на экране написано: самые крутые стрелялки.
     После того, как премьерные показы этого лживого фильма были безжалостно осуждены участниками тех событий, ветеранами Великой Отечественной - ВОВ, как с пренебрежением именуют ее нынешние любители аббревиатур, казалось, что путь на экран этой картине заказан. Да вот не угадала, потомок мой смотрит. Дважды в день...
     А мне подумалось: вот так и «стреляем мы в свое прошлое», забывая о рикошете.
     Чтобы детальнее объяснить мальчишке, что это за блокбастер такой «клевый», пришлось заглянуть в Интернет. Создатели фильма - Н.Н. Досталь, потомственный кинорежиссер, специалист с двумя высшими образованиями. Сценарист Э.Я. Володарский, тоже образованный человек, - оба не могли воевать: Николай Николаевич родился в 1946 году, Эдуард Яковлевич - в 1941-м. О войне у них не память, а книжные знания, и я уверена, что они прочитали немало книг по истории Великой Отечественной войны. Определенно знают и знаменитый приказ наркома обороны СССР № 227 - «Ни шагу назад!».
     Тогда что ж - злой умысел?! При содействии канала «Россия» дуплетом (утром и вечером) плюнуть в душу оставшимся еще на этой земле ветеранам?
     Хочется громко и грубо сказать обо всем, что вызывает во мне этот «Штрафбат», но постараюсь спокойно рассказать то, чего, очевидно, не знают или не хотят знать телевизионщики...
     В 227-м приказе - он ныне всем доступен - ясно сказано, что штрафные батальоны формируются для того, чтобы «дать возможность людям среднего и старшего командного, политического и начальствующего состава всех родов войск, провинившимся в нарушении дисциплины по трусости или неустойчивости, кровью искупить свои преступления перед Родиной отважной борьбой с врагом на более трудном участке боевых действий».
     В штрафных батальонах рядовыми служили исключительно провинившиеся офицеры, а командовали ими от командира взвода и выше волевые и отличившиеся в боях командиры и политработники. Вооружены штрафники были «по-пехотному» и снабжались как обычные воинские части. Все это еще до съемок «блокбастера» можно было уточнить у консультантов, военных специалистов, уж они бы ни за что не допустили, чтобы в фильме батальоном командовал тоже штрафник, а ротой - уголовник.
     Провинившиеся перед Родиной рядовые и младшие командиры за свои проступки направлялись в штрафные роты.
     Все эти сведения давно не секрет, и о штрафбатах - ОШБ - офицерских штрафных батальонах написано несколько правдивых, исторически обоснованных, подтвержденных архивными материалами книг (тиражи их, правда, не сравнить с тиражами творений Э. Володарского). Трудно представить, но, очевидно, создатели фильма «Штрафбат» преднамеренно не читали этих книг, не интересовались теми, кто служил в штрафбатах, в их постоянном и переменном составах, а ведь есть еще живые участники тех событий. Они еще премьерные показы этого фильма осудили. Так почему же канал «Россия» снова крутит эту фальшивку в канун 65-летия Победы?
     Как раз перед показом этой оскорбительной картины, 20 октября нынешнего года, спикер Госдумы Грызлов совместно с премьер-министром В.В. Путиным обещали, что к 65-летию Победы все ветераны Великой Отечественной получат достойное жилье. А как быть с духовным самочувствием фронтовиков? Как залечить раны, наносимые показом фильма Н. Досталя и Э. Володарского?..
     В 1995 году Российское телевидение в рубрике «Моя война» подробно и правдиво рассказало об одном штрафбате, сформированном под Сталинградом и дошедшем до Берлина. Невозможно представить, что создатели «Штрафбата» - они ведь профессиональные кинематографисты - не смотрели эту передачу.
     ...Есть у меня заветный диск - фильм «Штрафбатя», подаренный участником войны Александром Васильевичем Пыльцыным. В этом фильме отражена достоверная история штрафного батальона, сформированного под Сталинградом. Этот батальон, сражаясь, согласно сталинскому приказу, на самых трудных участках боевых действий, прошел от Волги до Берлина и был расформирован в 1945 году.
     С одним из штрафников этого батальона я и хочу познакомить читателей, хотя начать придется издалека...
     ...Уроженец города Фатеж Курской области, выпускник 1938 года Ленинградского автомобильно-дорожного института Семен Емельянович Басов начал войну в Киевском укрепрайоне в 1941 году. Дорожно-строительный батальон, в котором он служил, вскоре оказался в окружении. Осталось от батальона всего 25 человек. Комбат собрал измученных людей: выходило, как в детском стихотворении, «винтовок мало, патронов нет, и хлеб доедаем...»
     Смотрю на экран своего ноутбука и словно беседую с Семеном Емельяновичем, который совсем недавно, на 93 году, ушел из жизни.
     - Семен Емельянович, как же вы из окружения выходили?
     - Собрал нас комбат и говорит: «Будем просачиваться к своим небольшими группами - по два, по три человека. Сбор в городе Сталино» (теперь Донецк). Мы разделились и пошли, стараясь обходить занятые немцами села. Подошли к одному хутору, прислушались, вроде тихо, но решили не рисковать и заночевали в лесу, хоть в октябре 41-го было уже довольно холодно. Уснули крепко. Просыпаюсь от того, что кто-то тычет в меня автоматом.
     Так я оказался в немецком плену. Много нас было в этом котле. Загнали пленных в бывшие конюшни, спать приходилось в грязи, двадцать дней нас совершенно не кормили. Состояние было такое, что все равно - убьют так убьют, и решился я бежать. Удалось.
     - Семен Емельянович, ведь зима надвигалась, фронт уходил на восток, как же вы шли?
     Осенне-зимними бурями, обходя подозрительное жилье, он прошагал почитай тысячу километров, но пробился к своим. Снова был в строю, организовывал переправы, возводил мосты, прокладывал дороги. Воевал. Вдруг весной 43-го приказано явиться в штаб. Там собралось немало офицеров. Вызывают по одному к заседающей в штабе комиссии - «тройке». Естественно, офицеры интересуются, какие вопросы задает эта комиссия.
     - О чем же вас спросили?
     - Как попал в плен, почему не застрелился?
     - А вы?
     - А я: «Давайте застрелюсь сейчас, это вас устроит?» - Молчат. Потом собрали всех опрошенных и зачитали приказ, что все офицеры, побывавшие в плену, отчисляются из своих частей, лишаются званий, должностей и направляются рядовыми в штрафной батальон. Так я стал штрафником-переменником, зачисленным в 8-й ОШБ сроком на два месяца. Случилось это 11 мая 1943 года.
     - Обидно было? Ведь из фашистского плена бежать - это смертельно опасно, за что же наказывать, ведь возвращались воевать...
     - Обидно было, но ни у кого, с кем меня свела судьба в штрафбате, не было злости на Советскую власть. Роптали потихоньку: «Английская королева, мол, бежавших из плена награждает орденами, а мы оказались в штрафбате...» К сожалению, очень многие офицеры, с риском для жизни бежавшие из плена, чтобы продолжить борьбу с врагом, становились рядовыми штрафных батальонов.
     - Таких, какой показан в сериале «Штрафбат»?
     - Боже упаси, это насквозь лживый, порочащий нашу армию, искажающий нашу историю фильм.
     ...Штрафные батальоны формировались после знаменитого сталинского приказа № 227, названного в народе приказом «Ни шагу назад!»
     В Положении о штрафных батальонах действующей армии, утвержденном 26 сентября 1942 года заместителем народного комиссара обороны генералом армии Г. Жуковым, сказано, что командный, то есть постоянный состав этих штрафных рот и батальонов - от взвода и выше - комплектуется из числа волевых и наиболее отличившихся в боях командиров и политработников.
     - Вы оказались в штрафбате как раз на Курской дуге?
     - Почти на своей родине, в яблоневом краю между Малоархангельском и Понырями. На этом трудном участке стоял Центральный фронт.
     ...5 июля немцы пошли в наступление, в нескольких местах они потеснили советские войска на 10-12 километров. Наша оборона 10 дней перемалывала вражеские войска, отдельный штрафной батальон, которому был присвоен № 8, под командованием подполковника Осипова, ни на один сантиметр не сдвинулся со своих позиций, уничтожая врага. Наконец 15 июля Центральный фронт перешел в наступление, и 8-й ОШБ вместе с другими войсками пошел в атаку...
     - Семен Емельянович, вы помните ту атаку в деталях?
     - Атака штрафбата - это особая атака... Не ожидая конца артиллерийской подготовки, а она проводилась по типу сплошного огненного вала, мы поднялись и почти в полный рост, ну, может, чуть пригнувшись, стреляя на ходу, пошли на врага. Грохот стоял невыносимый, сплошной гул и земля дыбом. Наша артиллерия била по врагу фантастически плотным огнем, гитлеровцы отвечали, стараясь заставить нас залечь. Не тут-то было! Смотрю, впереди меня меньше разрывов, стараюсь, услышав взрыв сзади, перебежать «нейтральную» полосу до следующего взрыва.
     - Было страшно?
     - О страхе некогда было думать. Надо было добежать до немцев и рукопашной выбить их с позиций. Наша артиллерия прекратила огонь, чтобы не поразить своих. Мы ворвались в окопы, а врага там нет - гитлеровцы не приняли боя, ушли по траншеям в тыл, а их артиллерия стала стрелять по бывшим своим окопам.
     - Ваш батальон понес потери?..
     - Из роты, состоящей из 150 человек, 25 добежали до вражеских окопов, я и сам был ранен в том бою. Перевязал меня командир взвода (офицер постоянного состава - К.А.), который, к сожалению, вскоре погиб...
     - И вас отчислили из штрафбата, вы ж были ранены? (В фильме раненый по-прежнему остается штрафником).
     - Отчисление из штрафного батальона производилось приказом командующего фронтом. В моем личном деле хранится выписка из приказа войскам Центрального фронта № 0601 от 25 августа 1943 года. В ней говорится: «Бывший инженер технической роты 409-го отдельного строительного батальона Киевского укрепрайона, военинженер 3 ранга Басов Семен Емельянович... в боях действовал отважно, решительно. Будучи назначенным наблюдателем, смело выдвигался за траншеи переднего края, добывал ценные сведения о противнике. 15 июля был ранен в бою и госпитализирован.
     Отчисляется из штрафного батальона, восстанавливается в правах начальствующего состава и препровождается на ранее занимаемую должность.
     Командующий войсками Центрального фронта генерал армии Рокоссовский,
     Член Военного совета фронта генерал-майор Телегин
».
     Ни во время войны, ни многие годы после о штрафных батальонах ни в газетах, ни в мемуарах высоких военачальников ничего не сообщалось - тема была закрытой. А ведь очень многие искупали свою вину кровью, а зачастую жизнью.
     В конце февраля 1944 года 8-й ОШБ совершил дерзкую операцию в тылу врага, чем обеспечил успешное овладение белорусским городом Рогачевом. По инициативе генерала А.В. Горбатова всем штрафникам, участвовавшим в операции, были возвращены офицерские звания, они заняли свои прежние или новые командирские должности и продолжали сражаться с врагом. Постоянный состав принимал пополнение, и снова командир батальона - батя А.А. Осипов требовал от командиров взводов и рот учить штрафников - летчиков, артиллеристов, интендантов - воевать «по-пехотному», чтобы минимизировать, как теперь говорят, потери личного состава.
     И всегда рядом со штрафниками-переменниками были их командиры - офицеры постоянного состава. Семен Емельянович не мог удержаться от замечания:
     - Штрафников жалостливые люди называли смертниками, но штрафники, счастливо отбыв срок наказания, или по ранению, из штрафбата отчислялись, а вот офицеры постоянного состава, которые и под огнем противника, и в атаке были всегда рядом с ними, подолгу оставались на своих должностях, вот их-то я считал настоящими «смертниками». На войне как на войне... Я сожалею, - продолжает рассказ на диске Семен Емельянович, - что судьба в свое время сделала меня штрафником. Но и горжусь, что та же судьба привела меня в такой стойкий, упорный боевой батальон, как 8-й ОШБ.
     Убежден, что офицеры, направляемые рядовыми в штрафбат, были особой категорией людей, они сражались, забыв о том, что надо что-то искупать, воевали по долгу службы, объединенные единой бедой и одной идеей - победить врага.
     ...После отчисления из штрафбата и госпиталя инженер-капитан Семен Емельянович Басов в должности помощника командира 47-го отдельного дорожно-строительного батальона прошел всю оставшуюся на его долю войну, участвовал в Берлинской операции. Уже будучи подполковником в отставке, повстречался с ветераном 8-го ОШБ, бывшим командиром роты Александром Васильевичем Пыльцыным. Конечно, их сдружила общая цель - рассказать о Великой Отечественной войне правду, ничего не приукрашивая и не очерняя прошлого, как предпочитают делать сегодня лихие псевдоисторики и недобросовестные борзописцы.
     И рассказы Семена Емельяновича о пребывании в 8-м ОШБ, которым командовал подполковник Аркадий Александрович Осипов (кстати, штрафники-переменники и офицеры постоянного состава величали комбата батей) и несколько исторических книг о 8-м ОШБ, написанных почетным гражданином города Рогачева Александром Васильевичем Пыльцыным, служат высокой цели - передать грядущим поколениям незамутненную любовь к Родине, сохранить и защитить правду о Великой Отечественной войне. Подрастет мой правнук, он прочитает эти книги, и я объясню ему, почему из военного иностранного сленга пришло в творчество наших кинематографистов слово «блокбастер»: они хотели побольнее ударить тех, кому обязаны жизнью и благополучием.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex