на главную страницу

28 Октября 2009 года

Без камуфляжа

Среда

Штирлиц в зеркале нового века

Ирина ПАВЛЮТКИНА, «Красная звезда».



     Режиссер Сергей Урсуляк известен как создатель самого популярного в 2007 году телесериала «Ликвидация». Ныне замах круче. Сняв первые «шестнадцать мгновений» (по числу серий) славной жизни и подвигов легендарного и любимого миллионами зрителей советского разведчика Максима Максимовича Исаева, попросту - Штирлица, Урсуляк попытался взойти на киновершину, где давно по праву блистают «Семнадцать мгновений весны» замечательного режиссера Татьяны Михайловны Лиозновой, снятые по одноименному роману Юлиана Семенова. Новый сериал о молодом Штирлице - «Исаев» тоже построен на экранизации произведений известного мастера детективного жанра. На самом деле по книгам Семенова снято несколько фильмов, связанных с именем легендарного разведчика. Первый - «Пароль не нужен» - в 1967 году. Тогда роль молодого чекиста Всеволода Владимирова досталась Родиону Нахапетову. Потом была картина «Исход» (1968), скажем так, по мотивам подвигов Исаева. Там его сыграл Владимир Заманский. Ну а телесериал «Семнадцать мгновений весны» с Вячеславом Тихоновым в главной роли с первых же серий завоевал зрительскую любовь на десятилетия. Дальше были «Бриллианты для диктатуры пролетариата» (1975), «Жизнь и смерть Фердинанда Люса» (1976), «Испанский вариант» (1980), но ни талантливый артист Владимир Ивашов, ни Всеволод Сафонов, ни Улдис Думпис не смогли затмить образ именно Штирлица-Тихонова, ставшего живым воплощением экранной легенды о непревзойденном советском разведчике.
     Справка. Жил ли когда-либо на свете некто, подобный разведчику Исаеву, доподлинно неизвестно. Но Юлиан Семенов был допущен к работе с документами в архивах. В частности, он интересовался биографией советского разведчика Якова Исааковича Серебрянского, личности поистине легендарной, человека, чья жизнь достойна отдельного описания, а быть может, и экранного воплощения. Вполне вероятно, что в собирательном образе Исаева именно он стал основным прототипом.
     ...Вроде бы хорошо, что у современных режиссеров не пропал интерес к героическому прошлому страны. И попытка создания нового киношедевра вполне понятна. Но «Исаеву» повторить успех «Мгновений» Лиозновой не суждено было изначально. Даже если бы получился гениальный фильм. В том числе и потому, что неизбежно напрашиваются параллели между «шестнадцатью» и «семнадцатью» мгновениями. А значит, не обойтись без изначального предубеждения к творению Урсуляка.
     Хотя сам режиссер буквально открещивается от ассоциаций с культовыми «Мгновениями», рекламная кампания выстроена именно на этом фильме. И именно фото актера Вячеслава Тихонова, а не его молодого коллеги Даниила Страхова, на самом деле неплохо вжившегося в образ Исаева времен Гражданской войны, мелькало в рекламных роликах перед показом нового сериала. Бесспорно, Страхову удалась эта работа, а к внешности вообще нет претензий. Уж так похож на до боли родного нашему зрителю Штирлица-Тихонова. Это вот такое личное видение типажа героя у Урсуляка. И любовь на глазах мужающего Исаева - очаровательная, наивная Сашенька Гаврилина, которую играет актриса Вера Строкова, тоже внешне напоминает знакомую телезрителям жену Штирлица - актрису Элеонору Шашкову. Конечно, в юности.
     В «Исаеве» узнаваема и музыка Микаэла Таривердиева, который в свое время внес важную творческую ноту в успех «Семнадцати мгновений». Когда режиссер Татьяна Лиознова предложила композитору прочесть сценарий, Микаэл Леонович задумал музыкальную интерпретацию фильма не как политического детектива, а как киноромана. Вот что он писал: «Я стал думать о том, что испытывает человек, который был заброшен в Германию много лет назад, во время этой страшной войны». Музыка случилась и потому, что Таривердиеву всегда были близки герои, один на один отстаивающие идеалы справедливости. Потому и для сериала «Исаев» музыка композитора стала органичной.
     Но дело совсем не в неких аллюзиях и вторичности. И не в том, что фильм не удался. На самом деле актерские работы (Юрий Соломин, Михаил Пореченков, Андрей Смоляков, Владимир Ильин, Константин Лавроненко, Андрей Мерзликин и др.) - на высоте. Что важно, тщательно «проработаны» персонажи, в том числе и второстепенные, массовка тоже не забыта. Глазу приятно, что картинка то черно-белая, то цветная всячески стилизована «под эпоху» да под настроение. Несмотря на некоторую философичность видения сюжета, есть и необходимое для интриги драматическое напряжение. И любовные переживания главного героя придают ему большую эмоциональную объемность, чем режиссер позволила уже зрелому Штирлицу. О плюсах можно говорить еще долго.
     Так почему же нет того обвального успеха, который пришелся на те, давние, «Семнадцать мгновений весны»? Может быть, потому, что те черно-белые мгновения стали неким символом великой Победы нашей страны в Великой Отечественной войне? И Штирлиц-Тихонов стал своеобразным эталоном Героя, кинобогатыря, бросившего вызов фашистской гидре и сыгравшего особую роль в уничтожении гада? Штирлиц - как олицетворение загадочной русской души, мудрой, тонкой, пронзительно-проницательной. И молодой Исаев-Страхов хорош. Та же фактура. Красив, интеллигентен, сдержан, мужественен. Только вот время для подвигов выдалось ему страшное. Гражданская война. И цвет ее не черно-белый. А - красно-белый. Безумный, кровавый, запутанный, невнятный. Кто свой, кто чужой? И все ведь - родные. Братья, сестры. Русские люди. И парадокс в том, что до сих пор при внешне строгом и жестоком делении на красных и белых мы, по правде говоря, никак не поймем, кто из них в той давней истории был прав. Ведь любая революция несет негативные последствия. Урсуляк, кстати, постарался показать, что в революции, при хаосе в Отечестве, за благополучие которого так самоотверженно сражается его герой, виноваты не столько русские, сколько немцы, эстонцы, японцы, англичане, всяческие полоумные интеллигенты. В целом - некие негодяи. Режиссер инстинктивно убрал все ярко-советские акценты. В фильме нет персонажей масштаба Дзержинского, Ленина. Нет деления на «плохих белых» и «хороших красных». Правильно ли это - бессмысленно рассуждать. Обычно само время расставляет акценты. Да и эпоха той Гражданской войны не имеет ни точных склонений, ни ударений. Так бывает. Но искать верный камертон ее звучания все равно надо. Не случайно все чаще те же мастера кинематографа обращают туда свои взоры.
     Как пример - практически параллельно с «Исаевым» на Первом канале идет телесериал «Адмиралъ» о неоднозначной фигуре Гражданской войны - Александре Колчаке. Создатели «Адмирала» тоже постарались не расставлять грубых «красных» и «белых» акцентов. Правда, не особо получилось. Все равно красный цвет в телефильме имеет некий кровавый подклад. А вот Исаеву вроде бы проще было в то, революционное время России. Ведь впереди его ожидала героика Великой Отечественной войны. Когда враг у всего советского народа, у всего мира был общий: фашизм. И мы его сокрушили.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex