на главную страницу

30 Октября 2009 года

События. Комментарии

Пятница

В поисках развязок

Вадим МАРКУШИН.



     РФ – США

     В четверг в Москве состоялись российско-американские консультации, в которых участвовали министр иностранных дел РФ Сергей Лавров, помощник президента РФ Сергей Приходько, секретарь Совбеза РФ Николай Патрушев и помощник президента США по национальной безопасности Джеймс Джонс. Обсуждались в основном две темы, между которыми в силу известных обстоятельств образовалась политическая взаимосвязь: СНВ и ядерная программа Ирана.
     «Мы считаем, что этот визит в Россию как нельзя более своевременный», – сказал Лавров, приветствуя генерала Джонса. «Только самая интенсивная работа позволит выполнить договоренности наших президентов о том, чтобы сделать все необходимое для заключения нового договора СНВ до того времени, как истечет ныне действующий договор», – добавил он.
     Напомним, что в настоящий момент между сторонами существует так называемое рамочное соглашение, подписанное Дмитрием Медведевым и Бараком Обамой на московской встрече в июле. В соответствии с ним Россия и США намерены в течение нескольких лет произвести сокращение числа ядерных боеголовок до 1.500-1.675 единиц, заключив при этом юридически обязывающий договор – на смену теряющему 5 декабря силу Договору СНВ-1.
     Переговорный процесс идет нелегко, расхождения остаются, тем не менее дипломаты и эксперты рассчитывают добиться необходимого результата. Взаимоприемлемые развязки, по их мнению, можно будет найти даже в случае задержки подготовки нового документа, то есть уже после 5 декабря. Если, конечно, стороны сумеют определить некую общую логику подходов и сделать решающие шаги навстречу друг другу.
     О чем главным образом идет речь? Прежде всего о том, чтобы не обособлять тему противоракетной обороны. Давно уже доказано, что она тесно связана с проблематикой стратегических наступательных вооружений. Как говорится, угол падения равен углу отражения. Сторона, добивающаяся превосходства в защите от ракет противника, вынуждает его искать пути преодоления якобы непроницаемого щита. В итоге формируется очередной виток гонки вооружений.
     В общем, именно в этом узелке противоречий таится много неясностей. В частности, для России пока непонятны замыслы США по усовершенствованию своей национальной ПРО. Эксперты со Смоленской площади совершенно справедливо указывают на то, что заявленные американцами коррективы подразумевают более высокую мобильность систем ПРО и более быстрое приведение их в готовность к пускам. Есть также основания предполагать, что Пентагон планирует объединить всю систему радиолокационного слежения и создать единый центр обзора неба и пространства под ним.
     Речь также о том, что американцы начали замену ядерных боеголовок на определенной части стратегических ракет на боеголовки обычные. Однако это такие боеголовки, которые в принципе способны выполнять задачи стратегического характера. К примеру, разрушать подземные пункты управления, лишая тем самым противника «слуха и зрения». К тому же снятые и отложенные ядерные боезаряды можно обратно «привинтить» к ракетам.
     Специалисты подмечают и другие нюансы, с помощью которых можно получить преимущество. В частности, это связано с правилами засчета количества боеголовок. По сути, американцы предлагают верить им на слово, когда они сообщают, что в боевом блоке такой-то ракеты столько-то боезарядов. Проверить это невозможно. Выход – считать по тому максимуму, который предусмотрен характеристиками данной ракеты. Увы, это не устраивает наших партнеров.
     Иранская тема в американо-российском диалоге также пока остается спорной. США продолжают, что называется, прессинговать, полагая лучшим способом уговоров Тегерана предупреждения о введении к такому-то сроку карательных санкций. «Мы ничего не исключаем и ни от чего не отказываемся», – сказал Джеймс Джонс.
     В свою очередь, Россия исходит из того, что санкции в отношении Ирана возможны, если для этого будут реальные основания. Силовой же путь решения проблемы вообще не просматривается.
     Как прокомментировал для агентства ИТАР-ТАСС нынешнюю ситуацию вокруг иранской ядерной программы российский внешнеполитический эксперт, «тут вообще лучше обойтись без санкций». По его оценке, «пока трудно представить себе ситуацию, когда иранская проблема будет решаться силовым методом», даже несмотря на жесткую риторику с американской стороны. «В настоящее время у Москвы нет опасений в отношении иранского ядерного оружия», – добавил анонимный эксперт. Однако указал, что более опасной ему видится в настоящее время ракетная программа Ирана.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex