на главную страницу

7 Ноября 2009 года

Страна и мир

Суббота

МЕЖДУ СЦИЛЛОЙ И ХАРИБДОЙ

Валерий ГАВРИЛОВ.



     Поступающие из Пакистана информационные сообщения все больше напоминают военные сводки. Нападения террористов на учебные заведения страны, объекты управления и военной инфраструктуры, взрывы в местах массового скопления людей, боевые действия в провинции Вазиристан - все это внушает серьезную тревогу за будущее этой страны, обладающей ядерным оружием. Тем более что руководство Пакистана все больше оказывается между двух огней - необходимостью оказывать содействие планам и действиям США по борьбе с терроризмом и точно такой же необходимостью взаимодействовать с радикально настроенной частью собственного населения.
     Отношения Пакистана с США на данном этапе не выглядят радужными. Посетившая в начале месяца Исламабад госсекретарь Хиллари Клинтон потребовала от Пакистана активизации борьбы с терроризмом, пообещав взамен американскую помощь. При этом она сослалась на принятый конгрессом законодательный акт сенаторов Керри и Лугара, предусматривающий выделение Пакистану невоенной помощи в размере 7,5 млрд. долл. в течение 5 лет. Этот пакет формулирует условия предоставления помощи, структурирует ее, устанавливает проверку расходования средств. В связи с этим пакистанское военное руководство и оппозиция выразили опасение, что его реализация повлечет за собой утрату национального суверенитета.
     Следует сказать, что и президент Пакистана Асиф А. Зардари, избрание которого на этот пост в начале нынешнего года приветствовал Вашингтон, все больше выражает недовольство политикой США в отношении его страны. Критика эта касается тех методов, к которым Вашингтон прибегает в борьбе с терроризмом. Во-первых, по его убеждению, нельзя отождествлять Пакистан с Афганистаном и использовать одни и те же методы - сугубо карательные. Во-вторых, если США действительно хотят положить конец терроризму, то они должны срочно оказать помощь в решении социально-экономических проблем страны и особенно населения приграничных с Афганистаном территорий. Однако эта помощь, несмотря на принятый акт, не поступает. И это негативно сказывается не только на материально-техническом состоянии пакистанской армии, осуществляющей не без многочисленных просьб со стороны американцев масштабную военную операцию, но и, главным образом, на положении тех 2,5 миллиона людей, которые в результате операции были переброшены во внутренние районы страны.
     Есть у Пакистана претензии к своим американским партнерам и в чисто военной сфере. Здесь крайне настороженно относятся к намерениям американских генералов перенести военные действия на их территорию. Пакистанское руководство считает, что его армия сама способна навести порядок в собственном доме, и вместо этого хотело бы реальной координации усилий вооруженных сил НАТО, действующих на территории Афганистана, и собственных вооруженных сил, ведущих борьбу с отрядами талибов в Вазиристане и на территориях других пуштунских племен. Разрозненные усилия не дадут результата. Командование пакистанской армии хотело бы получить от США в распоряжение беспилотные летательные аппараты, но не может добиться и этого.
     В Вашингтоне имеют свои соображения на этот счет. Вопросы предоставления помощи строятся на идее не допустить распространения ядерного оружия из Пакистана. Пакистанские власти уверяют, что возможности захвата воинствующими радикалами ядерного оружия практически не существует. Военные, дескать, держат его под надежной охраной. Хотя Хиллари Клинтон, выслушав аргументы пакистанских руководителей, подтвердила, что опасности нет, сомнения окончательно не развеялись. Недавний захват боевиками пакистанской ячейки талибов военного комплекса в городе Равалпинди - пригороде Исламабада, закончившийся, правда, уничтожением нападавших, свидетельствует о растущей угрозе со стороны террористов.
     Ситуация, связанная с вакханалией насилия, чревата обострением отношений Пакистана со своими влиятельными соседями - Ираном и Индией. Индия обвинила пакистанские спецслужбы в подготовке нападений на государственные учреждения Индии, включая посольства. А президент Ирана Махмуд Ахмадинежад в ультимативной форме потребовал от пакистанских властей выдачи ему боевиков группировки «Джондолла» («Солдаты Аллаха»), которых обвинили в организации взрыва бомбы в г. Сарбазе, в результате чего погибли более 40 человек. В противном случае Иран пригрозил применить «любые варианты отпора террористам».
     Тем временем Исламабад предпринимает активные попытки восстановить контроль над Южным Вазиристаном, находящимся под властью племенных вождей. В регион направлены 30 тысяч военнослужащих, которые проводят операцию по его «зачистке» от боевиков. По неофициальным оценкам, пакистанской армии в этом районе противостоят около 20 тысяч экстремистов. По словам министра обороны Пакистана Ахмада Мухтара, после завершения операции в Южном Вазиристане аналогичная военная кампания будет проведена и в соседнем с ним районе Северный Вазиристан. В свою очередь, боевики заявляют, что намерены отвечать сериями терактов до тех пор, пока военная операция в Южном Вазиристане не будет прекращена. Наконец, согласно опросу общественности, проведенному Международным республиканским институтом США, 80 процентов пакистанцев против сотрудничества с Вашингтоном в вопросах противодействия терроризму.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex