на главную страницу

10 Ноября 2009 года

Армия и общество

Вторник

В СТРОЙ - ТОЛЬКО ДОСТОЙНЫХ

Таков ответ уральцев на требование о повышении качества призывного контингента

Юрий БЕЛОУСОВ, «Красная звезда».



В октябре в канун прибытия первой партии призывников на сборный пункт Свердловской области региональный объект комплектации команд из новобранцев посетил командующий войсками Приволжско-Уральского военного округа генерал-лейтенант Аркадий Бахин. «Мне понравилось здесь, - отозвался об увиденном командующий войсками округа. - Условия, созданные на областном сборном пункте, позволяют достойно встретить новое пополнение Вооруженных Сил страны из Свердловской области». Представлявший объект генерал-лейтенанту Бахину военный комиссар области полковник Александр Клешнин заверил: «Призовем на службу только здоровых и достойных молодых людей».

     В принципе произнесенную областным военным комиссаром фразу можно было счесть как традиционный в подобных случаях заверительный ответ, мол, все есть и будет в полном порядке. Действительно, в Вооруженных Силах должны служить физически развитые, не обремененные недугами парни. Но что значит «призовем достойных»?
     Разъяснение данного выражения несколько позже дал сам военный комиссар Свердловской области:
     - Речь идет о том, что на фоне минувших кампаний текущий призыв уральцев на военную службу уже имеет ряд отличительных особенностей. В частности, на более высокий уровень поднята планка качества призываемого нами контингента, - поясняет полковник Александр Клешнин. - В чем это выражается? Например, принято однозначное решение о том, что в этот раз Урал не отправит в войска ни одного призывника с былой судимостью.
     Как известно, согласно действующему законодательству молодые люди, имеющие погашенную или снятую судимость, могут наравне с остальными гражданами быть призваны в ряды Вооруженных Cил.
     - У нас сегодня есть возможность выполнить задание по призыву и без их участия, - отмечает полковник Клешнин.
     Надо заметить, что подобное заверение областного военного комиссара дорогого стоит. Особенно на фоне немалой цифры задания на осень - призвать на военную службу 6.000 человек. При этом 900 новобранцев непременно должны иметь высшее образование. 620 человек должны быть подготовлены по военно-учетным специальностям. Еще в общей массе призывников надо найти 25 абсолютно здоровых уральских парней, «на все сто» отвечающих запросам будущей службы в составе Президентского полка. 159 молодых свердловчан, что называется, по всем статьям обязаны соответствовать установленным требованиям для службы в Воздушно-десантных войсках. Еще без малого сотня - в Военно-морском флоте. Да, в этот раз их несколько меньше, чем предписывалось «изыскать» в предыдущие кампании (с будущего года ВДВ и ВМФ полностью переходят на контрактный принцип комплектования и служить там будут только профессионалы), но и их еще надо отобрать. Что, по словам областного военного комиссара, осуществить на практике весьма проблематично. Причина все та же - низкий уровень здоровья у призывников. Ход текущей призывной кампании демонстрирует такую цифру: из десяти явившихся по повестке на медкомиссию чуть ли не каждый второй в новобранцы не годен. Особенно туго обстоят дела с парнями, успевшими получить высшее образование. Этим кандидатам в солдаты, посвятившим напряженной учебе 4—5 лет, как правило, присущи такие патологии, как плоскостопие, искривление позвоночника, близорукость и хронические заболевания пищеварительной системы. Понятно, что с такими «параметрами», как говорится, много не навоюешь.
     - Приходится выписывать отсрочки на реабилитацию здоровья тем, у кого сохраняется шанс на воинскую службу, - комментирует ситуацию полковник Клешнин. - А это значит, что взамен высокообразованного, но квелого призывника нам вновь надо искать в общей массе аналогично подготовленного и физически крепкого кандидата в новобранцы.
     И для того чтобы соблюсти уровень качества призываемого на службу контингента, сотрудникам призывных комиссий, действующих в эти дни в 79 муниципальных образованиях Свердловской области, предстоит в ходе текущей осени «пообщаться» с 28.466 потенциальными призывниками.
     Понятно, что по ряду не зависящих от них причин (ведь есть до сих пор «уклонисты») «дойти до каждого» им не удастся. На что полковник Клешнин реагирует весьма спокойно. И вот почему:
     - Лиц, уклоняющихся от призыва, в Свердловской области с каждым годом становится все меньше, - поясняет полковник Клешнин. - В этом большую положительную роль сыграли и переход на годичный срок службы, и осознание призывниками того факта, что «бег от армии» - себе дороже. Хотя в списках таковых у нас сегодня значится 102 человека.
     Но это, по словам уральского облвоенкома, не значит, что из них все до единого - уклонисты. «Жизнь изобилует причинами, стоящими на пути явки призывника по повестке, - философски рассуждает полковник Клешнин. - И совсем не обязательно, что это будет открытое нежелание идти в армию. По каждому случаю надо разбираться индивидуально».
     Что, впрочем, на деле и происходит. В том числе и в вопросе «альтернативщиков» - тех, кто предпочел воинскому долгу стезю пацифиста. Однако число таковых, отмечает Клешнин, в области ничтожно мало. С момента действия Федерального закона «Об альтернативной гражданской службе» свое право на «параллельный» срок призыва отстояло лишь 17 человек. В этот раз таковых - лишь четыре призывника. Их желание учтено, и они поедут работать санитарами в Ярославский психоневрологический диспансер и Тюменский интернат для престарелых.
     Им, с сожалением отмечают в Свердловском областном военном комиссариате, не доведется ощутить ту огромную заботу, которую, особенно в последние годы, проявляют об уральских призывниках правительство Свердловской области и губернатор Эдуард Россель. В чем конкретно она заключается? В серьезной реконструкции Свердловского областного сборного пункта. В частности, казармы «упакованы» в евроремонт. Медкабинеты оснащены современным диагностическим оборудованием. По-современному обустроен спортгородок. В распоряжение призывников, ожидающих отправки в войска, передано футбольное поле с искусственным покрытием. В отремонтированной и переоснащенной столовой поражает разнообразие меню. Воду, как в столовой, так и в казармах, можно пить прямо из под крана: подается из собственной скважины. Кстати, командующий войсками округа, заглянувший в тамошнюю котельную в ходе недавнего визита на областной сборный пункт, высоко оценил действие установленного нового оборудования, способного в автоматическом режиме поддерживать в казармах нужный тепловой режим в зависимости от колебаний температуры на улице. К слову сказать, таких котельных не то что на Урале - по России еще надо поискать.
     А в ближайшие дни в стенах тамошнего воинского музея призывники смогут ознакомиться с экспонатами из фондов перевезенного на Урал музея Славы легендарного 10-го Уральского добровольческого танкового корпуса. Что примечательно, по решению администрации музея корпуса часть из представляемых артефактов периода Великой Отечественной войны навсегда останется в выставочных фондах областного сборного пункта.
     - И, как финальный штрих, под «занавес» пребывания призывников на сборном пункте, - рассказывает полковник Клешнин, - мы переодеваем новобранцев в униформу. Для чего под осенний призыв было получено семь тысяч комплектов обмундирования. Это порядка 74 тонн общего веса: по комплекту зимней и летней формы одежды на каждого. Сюда же придут два воинских эшелона, предназначенные для переброски новобранцев, которым предстоит служить в районах Дальнего Востока. Но уже в составе первой партии призывников осени 2009 года к местам службы отправлено свыше трехсот человек, в основном в воинские части Приволжско-Уральского военного округа.
     И в нашей беседе о призыве, казалось, на этом можно было ставить точку. Если бы не фраза облвоенкома о том, что было бы неплохо, если бы «и остальные стоящие перед сотрудниками военных комиссариатов области задачи решались так же, как призыв на «срочку». Что имел в виду полковник Клешнин, стало понятно чуть позже. А именно: областному военному комиссариату предстоит отобрать и направить на службу по контракту 1.700 желающих. Но найти этих добровольцев, оказывается, не так просто.
     - Не секрет, - поясняет в беседе полковник Клешнин, - что штатский человек оценивает службу по контракту по величине установленной суммы денежного довольствия. И, видимо, предлагаемая военным министерством цифра материального содержания в размере 9—11 тысяч рублей не устраивает уральцев. Что не удивительно при установленной сумме среднемесячной зарплаты по области в 14.000 рублей. Добавьте к этому отсутствие в ряде частей нормативных социально-бытовых условий для членов семей военнослужащих, сопутствующие сложности с трудоустройством жен, размещением в дошкольных учреждениях детей, и станет понятно, почему у дверей военных комиссариатов давно нет очередей из кандидатов в контрактники.
     Плюсом к этому стоит добавить, что в самих воинских частях от облвоенкомта уже давно ждут на штатные должности не абы кого, а подготовленных специалистов, в первую очередь водителей колесной и механиков-водителей гусеничной техники. И такие спецы на «гражданке» есть. Но, увы, как говорится, не про нашу честь. Причина все та же - серьезные расхождения в запросах кандидатов и в фиксированных цифрах установленных окладов принимающей стороны.
     Правда, в горно-стрелковых бригадах, частях Воздушно-десантных войск, специального назначения и ряда иных контрактники получают солидные надбавки к основному окладу. Те, кто, например, этим летом изъявил желание стать младшим командиром ВДВ, были направлены на два с половиной года учебы в Рязань, где тем, кто успешно сдаст вступительные экзамены и окажется зачисленным на курс, гарантировано месячное денежное довольствие в размере 15.000 рублей. При этом отдельно оговорено, что должностной оклад сержанта-выпускника в его будущей части составит 35 тысяч рублей. Поэтому, наверное, и набор добровольцев в Рязанскую учебку из Свердловской области с самого начала шел успешно.
     - При всем этом, - отмечает полковник Александр Квашнин, - мало кто из свердловчан знает, что и осенний призыв, и работа с контрактниками, и масса иных стоящих задач решается моими подчиненными в непростые для нас времена. В соответствии с директивой министра обороны и начальника Генерального штаба в военных комиссариатах военнослужащих с 1 октября по штату нет. В итоге к текущему моменту из 325 военнослужащих многие уволились. На других оформлены документы на увольнение в запас. Сотрудники уходят, но объем задач остается прежним - его надо выполнять. Иначе нельзя. У нас нет альтернативы. Потому работаем с напряжением. И многое вроде удается. В том числе проведение осеннего призыва. Причем с высоким качеством. Видимо, относиться по-иному к возложенным на нас обязанностям уральцы просто не могут.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex