на главную страницу

11 Ноября 2009 года

Армия и общество

Среда

Флотилия меняет облик

Константин ЛОБКОВ, «Красная звезда». Борт гвардейского РКР «Варяг».



В армии и на флоте подводятся итоги боевой учебы в 2009 году. Каким он сложился, в частности, для военных моряков Приморского объединения разнородных сил? Об этом и о планах на год следующий «Красной звезде» рассказал командующий флотилией контр-адмирал Сергей АВАКЯНЦ. Беседа состоялась во время перехода гвардейского ракетного крейсера «Варяг» и судов обеспечения Тихоокеанского флота через Восточно-Китайское море в Республику Сингапур.

     

     
Визитная карточка

     Сергей Иосифович Авакянц - уроженец Еревана. В трехмесячном возрасте по воле родителей оказался в Севастополе, где начинал службу его отец - выпускник Каспийского военно-морского училища. Будучи влюбленным в море, в дальнейшем и сам избрал профессию военного моряка. Но если капитан 1 ранга Иосиф Авакянц многие годы жизни отдал флоту на Черном море, то сыну было суждено после окончания учебы в Черноморском высшем военно-морском училище имени П.С. Нахимова на четверть века отправиться на Север, где он прошел путь от командира группы зенитного ракетного оружия большого противолодочного корабля «Адмирал Юмашев» до командира ракетного крейсера «Маршал Устинов», а позже - до командира дивизии, начальника штаба оперативной эскадры.
     С.И. Авакянц окончил Военно-морскую академию имени
     Н.Г. Кузнецова, академию Генерального штаба Вооруженных Сил РФ. Награжден орденами «За военные заслуги», «За службу в Вооруженных Силах СССР» III степени и медалью ордена «За заслуги перед Отечеством». В 2007 году указом Президента РФ назначен командующим флотилией разнородных сил в Приморье.

     

     - Сергей Иосифович, очевидно, это добрый знак, что мы беседуем о делах объединения в ходовом командном пункте «Варяга» во время похода отряда кораблей ТОФ к берегам Сингапура. С какими результатами завершают корабельные соединения и береговые части Приморья летний период обучения? Чего удалось достичь, что по каким-то причинам не получилось?
     - Действительно, меня очень радует, что многие корабли флотилии, как говорится, не ржавеют у пирсов, а решают различные задачи вдали от родных берегов, в разных точках Мирового океана. Это как раз и создает привычный моряку ритм его военно-морской службы, прибавляет веры в завтрашний день.
     Летний период обучения и учебный год в целом уже позади, предварительные итоги подведены. Объединение совсем недавно проверялось начальниками управлений и служб под руководством командующего Тихоокеанским флотом вице-адмирала Константина Сиденко. Результаты положительные. Отмечены подвижки в определенных видах подготовки, в различных направлениях жизнедеятельности корабельных соединений и береговых частей. Знаем мы и о недостатках, над устранением которых продолжаем работать, чтобы занимать место правофланговых в масштабе ВМФ.
     Год для нас был тяжелым, потому что все мероприятия проводились на фоне перевода сил и войск флотилии к перспективному облику, частичного сокращения офицерского состава, назначения новых кадров. Год был непростым и потому, что перед нами ставились задачи, которые сильно отличались от задач последних лет. Началось наконец-то очень интенсивное плавание, выполнение программ полноценных боевых служб. Три отряда кораблей, в состав которых входили и большие противолодочные корабли Приморской флотилии, успешно выполнили все поставленные перед ними задачи в зоне Африканского Рога по охране гражданского судоходства от нападений пиратов. Одновременно мы решали и специфические задачи в оперативной зоне Тихого океана.
     Сегодня гвардейский ракетный крейсер «Варяг» во главе очередного отряда кораблей следует в южные широты Мирового океана с заходом в порт Сингапур, а весной уходящего года он же совершил переход в Циндао для участия в международном морском параде по случаю 60-летия создания военно-морских сил Народно-освободительной армии Китая.
     А еще были контрольные выходы кораблей, учения в море, в ходе которых проводились все плановые тренировки с применением различного оружия, шлифовалась морская выучка личного состава. Ведь какими бы совершенными ни были методики, тренажерные базы, имитаторы той или иной тактической обстановки, они не в состоянии заменить работу экипажей в море, практическое решение задач в океане. Только морская стихия дает настоящую школу, выучку, все необходимые моряку навыки. Только в море можно подготовить военных моряков к действиям в любых, даже самых неблагоприятных, условиях. Радует, и это, пожалуй, самый главный итог боевой учебы в прошедшем году, что корабельный состав флотилии очень много, длительно и продуктивно плавал, изучал морской театр, приобретал опыт.
     В целом достаточно успешно решены все задачи боевой подготовки. Причем корабли нашего объединения проявили себя не только в дальних походах. Самоотверженно и очень эффективно решали свои задачи соединения малых противолодочных кораблей (МПК) и тральщиков. В частности, успешно действовали в составе корабельно-поисковой ударной группы в море МПК, в составе корабельно-тральной группы - базовые тральщики. Наиболее высокие результаты показал малый противолодочный корабль «Кореец» под командованием капитан-лейтенанта Дмитрия Фиалковского. Были сложности в экипаже МПК капитан-лейтенанта Александра Мурашкина, но в дальнейшем здесь произошли ощутимые подвижки, выполнено наибольшее количество задач, и ныне с точки зрения морской подготовки этот корабль один из лучших на флотилии.
     Очень молодые экипажи служат сегодня на тральщиках, и командуют ими в основном старшие лейтенанты, капитан-лейтенанты. Тем не менее очевиден рост в каждом таком коллективе. Образцом же отношения к родному кораблю, к делу служит экипаж под командованием капитан-лейтенанта Асада Гаджиадамова.
     Если оценивать службу катерников, то не было в этом году ни одной задачи, с какой бы не справился дивизион ракетных катеров под командованием капитана 2 ранга Евгения Шмурина. Среди командиров катеров отмечу в первую очередь профессионализм и высокую ответственность при решении учебно-боевых задач капитанов 3 ранга Виталия Константинова и Алексея Кожевникова.
     То есть по итогам минувшего учебного года все вышеназванные соединения и дивизионы внесли заметный вклад в общий успех флотилии. У многих вчерашних выпускников военно-морских институтов еще не хватает опыта и практических знаний, но главное состоит в том, что они любят море, свой корабль, накрепко связали судьбы с Военно-морским флотом. Значит, с таким составом у нас есть будущее.
     Добавлю, что, традиционно участвуя в военно-морских состязаниях, мы представили на призы главнокомандующего ВМФ успешную стрельбу главным комплексом гвардейского ракетного крейсера «Варяг» и совместную зенитную стрельбу этого же крейсера и двух больших противолодочных кораблей по конкретной цели.
     - Какие проблемы беспокоят и требуют поддержки для их разрешения вышестоящих штабов или даже государственных органов управления?
     - Те или иные проблемы возникают в жизнедеятельности флотилии периодически, и это закономерно. Ведь военно-морская служба - отнюдь не прогулка по ковровой дорожке. Но всякого рода трудности решаемы даже в пределах нашего Тихоокеанского флота. Просто они требуют больше усилий от каждого из нас.
     Однако есть и проблема глобальная, которая требует обязательного участия государства, - неуклонное старение боевых кораблей. Речь идет прежде всего о техническом и моральном устаревании нашего корабельного состава, и это очень нас тревожит. Который год уже флотилия не получает новой техники. Приходят лишь отдельные образцы вооружения, но это не носит массового характера и принципиально не меняет, так сказать, обобщенный технический портрет кораблей. Да, пока флот выручают корабли, добротно построенные еще в советский период - в 80-х годах прошлого столетия. Они в основном на ходу, они способны решать учебно-боевые задачи. Но между тем у каждого корабля есть определенный срок службы, свой технический ресурс. И дело даже не столько в их техническом состоянии (кое-что можно и подремонтировать!), сколько в том, что жизнь-то не стоит на месте, появляются новые решения в науке и технике, новые разработки, технологические прорывы. Чтобы соответствовать уровню вооружений XXI века, необходимо переходить на более современную военно-морскую технику с оружием и вооружением, построенных на каких-то новых принципах, отличающихся от существующих. Не может продолжаться бесконечно эксплуатация устаревших кораблей. Уверен, настало время, когда модернизировать эту технику, продолжать заниматься ее дорогостоящим ремонтом уже не стоит. Флоту крайне необходимы корабли нового поколения, которые могли бы служить 30-40 лет. Под них соответственно надо закладывать и другую систему базирования, совершенствовать систему подготовки кадров.
     Поэтому мы надеемся, что на смену старым (и такие решения уже есть) скоро придут новые корабли. Сейчас в масштабе Военно-морского флота России многое делается в этом направлении. Основы будущего военного флота закладываются как в Главном штабе ВМФ, так и в конструкторских бюро, в цехах крупнейших судостроительных предприятий.
     - Товарищ контр-адмирал, а как проходит у вас реорганизация корабельных соединений и береговых частей, что делает командование для решения вопросов, связанных с увольнением в запас офицеров и мичманов? Не сказывается ли этот процесс на боеготовности объединения в целом?
     - Мы практически закончили переход на новую организацию, новые штаты, структуры в масштабе объединения. Вопросы увольнения офицеров и мичманов решались в индивидуальном порядке, в максимальной степени было учтено желание людей уйти в запас или продолжить военную службу. Кампанейщина при решении столь судьбоносных вопросов не допускалась. Учитывали состояние здоровья офицера, его личные планы, семейный состав, обеспеченность жильем, желание пройти профессиональную переподготовку. Если человек попадает под сокращение, то все, что ему положено согласно Федеральному закону «О статусе военнослужащего», он получит, в том числе и квартиру по выбранному месту жительства. Что характерно, большинство увольняемых в запас остаются жить в Приморском крае, где прошла их служба, где учились или еще учатся их дети, - в Фокино, во Владивостоке, в Большом Камне, в других городах и поселках. Считаю, это весьма положительная тенденция, когда люди укореняются в ставших родными для них местах. Здесь, конечно, потребуется и поддержка местных органов власти в плане дальнейшего трудоустройства бывших военных. Для них были найдены должности уже в новой оргштатной структуре. В целом этот непростой процесс прошел у нас безболезненно.
     Что касается ликвидации института мичманов, то и здесь, надеюсь, мы не обидели ни одного профессионала, подчас десятилетия жизни отдавшего родному флоту. В основном это опытные, проверенные временем мореходы, на них во многом держится корабельная служба. Такие военнослужащие назначены на старшинские должности, при этом не теряя ни в разрядах, ни в денежном содержании, ни в отношении к ним командного состава и товарищей по экипажу. И питаются они, как и прежде, в малых кают-компаниях. То есть смена должностей фактически не отразилась на их социальном и служебном статусах.
     Занимаясь приведением всего личного состава флотилии к новому облику, мы в течение года поддерживали на должном уровне боеготовность соединений и частей, ни разу не понизив ее, отвечали тем критериям, которые предъявляются в этом плане к объединению. И в новой структуре флотилия полностью боеготова.
     - Кем сегодня особенно гордится Приморское объединение?
     - В начале беседы я уже назвал отдельные соединения и корабли, которые продолжают умножать славные боевые традиции нашей флотилии. У нас очень много людей, поистине преданных флоту, на них-то и держатся экипажи, коллективы береговых частей. Поэтому назову еще лишь некоторых, кем действительно гордится наше объединение. Это командиры соединений больших противолодочных и ракетных кораблей капитаны 1 ранга Ильдар Ахмеров и Сергей Липилин, командир соединения надводных кораблей и катеров капитан 2 ранга Игорь Осипов, командир гвардейского ракетного крейсера «Варяг» гвардии капитан 1 ранга Эдуард Москаленко, командиры БПК «Адмирал Виноградов» и «Адмирал Пантелеев» капитан 1 ранга Петр Подкопайло и капитан 2 ранга Сергей Собокарь, командиры больших десантных кораблей «Ослябя» и «Пересвет» капитаны 2 ранга Сергей Эйсмонт и Алексей Киселев. Это и офицер управления штаба флотилии капитан 2 ранга Сергей Соболев, флагманский штурман капитан 2 ранга Алексей Данилов, начальник связи капитан 2 ранга Евгений Жижко, начальник радиотехнического отдела капитан 1 ранга Игорь Симчук, заместитель командующего объединением по вооружению и эксплуатации капитан 2 ранга Александр Лобанов, начальник тыла капитан 2 ранга Сергей Лушин - всех не перечислить, очень много у нас офицеров порядочных, грамотных, достойных!
     - Ежегодно Приморская флотилия принимает немалое число выпускников как единственного в Дальневосточном федеральном округе военно-морского института - ТОВМИ имени С.О. Макарова, так и западных вузов страны. Вы утверждаете, что в связи с ожиданием более современных проектов кораблей нужно принципиально менять и систему подготовки офицерских кадров...
     - По поводу лейтенантов я выскажу свою личную точку зрения (даже не как командующий объединением, а как простой офицер Авакянц, накрепко связавший судьбу свою с Военно-морским флотом).
     Убежден: при подготовке кадров нам нужно отказываться от системы образования будущих лейтенантов по принципу соответствия международным нормам и стандартам, сертифицированным дипломам, как это делается сейчас. Ведь мы растим специалистов для Российского флота, а не для вооруженных сил зарубежных государств! Мы не готовим их для работы в каких-то гражданских компаниях, поэтому они не должны быть специалистами общего профиля. Нам нужны кадры, которые готовы в любой момент на совесть выполнить свой воинский долг, успешно защитить Родину от той или иной агрессии извне. Поэтому в учебном процессе необходимо отвести главенствующее место не общеобразовательным дисциплинам. Вся система подготовки будущих офицеров должна быть построена на воспитании патриота, достойного защитника своего Отечества. И надо в корне менять отношение к этой огромной работе, чтобы в итоге выпускник военного вуза соответствовал офицеру - профессионалу XXI века, тем требованиям, которые будут закладываться в том числе и в новейшие проекты боевых кораблей. И если дипломы наших выпускников по окончании учебных заведений даже не будут сертифицированы, мне кажется, нет в этом какой-то беды или трагедии. Потому что для человека, выбравшего судьбой Военно-морской флот, нет разницы, какой он получил диплом. Самое главное для него - возможность профессионально выполнять воинский долг в рядах ВМФ, осуществить свою мечту, став военным моряком.
     По моему глубокому убеждению, офицер - это не профессия, это призвание. Это соответствующее состояние души, сердца, это определенный набор нравственных ценностей, это верность выработанным в стенах вуза идеалам. Вот с таким пониманием военно-морской службы должен подниматься на борт корабля выпускник, чтобы в дальнейшем с помощью старших товарищей стать профессионалом своего дела.
     А по сегодняшним лейтенантам скажу так: нормальное в основном идет молодое офицерское пополнение, не хуже и не лучше выпускников, к примеру, 1980-х годов. Кто больше любит военно-морскую службу, тот и быстрее вливается в экипаж, осваивается на новом месте, с интересом выполняет свои обязанности. Но, повторюсь, было бы правильнее принципиально иначе строить их образование в стенах вузов, изначально больше заботясь о воспитании патриота и давая самую основательную специальную подготовку - как офицеру ВМФ.
     - Каким, на ваш взгляд, для моряков-приморцев будет зимний период обучения?
     - Прежде всего интересным. Уже сейчас по тем планам, что закладываются на 2010 год, видно, что нам предстоит выполнять задачи боевой службы в Мировом океане. Задачи предстоят разноплановые - с демонстрацией Андреевского флага, поддержания благоприятного режима мореплавания для гражданского судоходства в опасных регионах, укрепления международного сотрудничества с ВМС разных стран. Кроме того, нам предстоит подняться на качественно новый уровень подготовки органов управления, всемерно усложнить тактический фон учений, выполнение боевых упражнений, приблизив их к тем условиям, которые придется выполнять в реальной боевой обстановке. Это будет не повторение пройденного, а качественный рывок вперед. Успешная реализация намеченной программы боевой учебы для флотилии потребует серьезной подготовки штабов всех уровней, корабельных сил, соединений в морских условиях. Поэтому офицерам важно проявить и свое творческое отношение к поставленным задачам, основательно поработать в интересах всего объединения, сделать все, чтобы предстоящий учебный год был этапом профессионального роста, боевого совершенствования.
     На снимках: контр-адмирал Сергей АВАКЯНЦ во время командирской вахты на гвардейском ракетном крейсере «Варяг»; фрагменты одного из учений кораблей флотилии в 2009 году. Фото Виталия АНЬКОВА.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex