на главную страницу

13 Ноября 2009 года

События, комментарии

Пятница

«Ангара» – наше будущее

Анна ПОТЕХИНА, «Красная звезда».
  Фото Юрия ИВАНОВА.
  Космодром Плесецк - Москва.



Секретарь Совета Безопасности Российской Федерации Николай Патрушев посетил космодром Плесецк с целью ознакомления с ходом работ по созданию нового ракетно-космического комплекса «Ангара».

     Весьма символично, что эта рабочая поездка состоялась именно в этот день: 15 лет назад - 11 ноября 1994 года космодрому Плесецк Указом Президента Российской Федерации был присвоен официальный статус - Первый Государственный испытательный космодром Министерства обороны Российской Федерации. До этого дня он имел различные названия, но свой бренд, известный сегодня во всем мире, он получил именно в этот день. И 11 ноября 2009 года на космодроме рассматривался ключевой вопрос, определяющий не только перспективы космодрома Плесецк, но и будущее всей российской космонавтики.
     На космодроме секретарь Совета Безопасности РФ осмотрел технические сооружения универсального стартового и технического комплексов КРК «Ангара», посетил монтажно-испытательный корпус ракеты-носителя «Союз-2», предназначенный для выполнения всех операций технологического графика по подготовке ракет-носителей типа «Союз», разгонного блока «Фрегат» и космических аппаратов различного назначения. В ходе осмотра стартового комплекса ракеты-носителя «Союз-2» секретарь Совета Безопасности РФ возложил цветы к памятнику испытателям, погибшим при испытаниях ракетно-космической техники.
     По итогам посещения космодрома секретарь Совета Безопасности РФ Николай Патрушев провел рабочее совещание, в котором приняли участие представители аппарата Совета Безопасности РФ, Контрольного управления Президента России, командования Космических войск, Роскосмоса, Спецстроя России, а также Государственного космического научно-производственного центра им. М.В. Хруничева (ГКНПЦ им. М.В. Хруничева).
     О состоянии работ по созданию нового космического ракетного комплекса и строительству объектов наземной инфраструктуры КРК «Ангара» секретарю Совета Безопасности РФ доложили командующий Космическими войсками генерал-майор Олег Остапенко, заместитель руководителя Роскосмоса Виктор Ремишевский, генеральный директор - генеральный конструктор ГКНПЦ им. М.В. Хруничева Владимир Нестеров, первый заместитель директора Федерального агентства специального строительства (Спецстрой) генерал-лейтенант Алексей Немков.
     Докладчики подробно осветили ход выполнения производственных работ по созданию РН «Ангара», разработке и изготовлению технологического оборудования для наземного комплекса, строительно-монтажных и пусконаладочных работ объектов универсального стартового и технического комплексов, порядок финансирования, а также обсудили проблемные вопросы технического и организационного характера.
     Напомним, что в соответствии с постановлением Правительства РФ о мерах по обеспечению создания космического ракетного комплекса (КРК) «Ангара» от 26 августа 1995 г. в России реализуется программа создания семейства экологически чистых ракет-носителей «Ангара» на базе унифицированных ракетных модулей. Запуски ракеты-носителя «Ангара» планируется проводить с космодрома Плесецк.
     Заложенные в проекте технические характеристики ракет-носителей «Ангара» находятся на уровне, позволяющем успешно конкурировать с лучшими мировыми образцами ракетно-космической техники. Использование передовых технологий производства позволит обеспечить более низкую, по сравнению с аналогичными ракетами мира, себестоимость выведения полезной нагрузки в широком диапазоне орбит.
     Семейство ракет-носителей «Ангара» будет состоять из нескольких типов ракет - от легкого до тяжелого класса в диапазоне грузоподъемности от 1,5 т до 25 т на низкой околоземной орбите.
     В основу этих носителей положен универсальный ракетный модуль с двигателем РД-191, работающим на экологически чистых компонентах топлива керосин - жидкий кислород. Один такой модуль является первой ступенью ракет-носителей легкого класса. Ракеты-носители среднего и тяжелого классов «Ангара-3» и «Ангара-5» образованы добавлением к ракете-носителю легкого класса соответственно двух или четырех универсальных модулей. В зависимости от конкретных задач предусмотрено использование на этих носителях разгонного блока «Бриз-М» и кислородно-водородного разгонного блока (КВРБ).
     Летно-конструкторские испытания ракеты-носителя тяжелого класса «Ангара-5» начнутся с разгонным блоком «Бриз-М», причем в комплектации с космической головной частью, которая была отработана на ракете-носителе «Протон-М», что резко снижает затраты и повышает надежность комплекса на первом этапе.
     В дальнейшем для обеспечения задач на последующие годы необходимо создание кислородно-водородного разгонного блока. С его внедрением резко повышается энергетика, комплекс становится конкурентоспособным на мировом рынке. Кроме этого, он позволяет запускать сверхтяжелые аппараты и проводить парные пуски.
     Сегодня идут работы над автономной отработкой агрегатов ракетных модулей, проводятся стендовые огневые испытания изделия.
     В этом году состоялось несколько знаковых событий в рамках создания КРК «Ангара».
     Во-первых, 24 июня в испытательном комплексе КБ химавтоматики (г. Воронеж) прошло очередное успешное огневое испытание нового жидкостного ракетного двигателя РД-0124А, создаваемого для использования в составе ракеты-носителя «Союз-2-1б», а также в составе ракеты-носителя «Ангара».
     Кстати, к настоящему моменту в КБХА проведено в общей сложности более 180 огневых испытаний данного ракетного двигателя. Однако впервые с момента начала отработки двигатель был изготовлен с предельными допусками, заложенными конструкторской и технологической документацией, и 24 июня прошел проверку огнем в условиях, находящихся за пределами эксплуатационных режимов. Таким образом, была подтверждена высокая надежность созданного двигателя.
     Во-вторых, 30 июля 2009 года в «Научно-испытательном центре ракетно-космической промышленности» (ФКП «НИЦ РКП») прошли первые огневые стендовые испытания (ОСИ) универсального ракетного модуля УРМ-1. Первые ОСИ выполнены в обеспечение готовности ракет «Ангара 1-2» и KSLV-1 (Корея).
     В результате были подтверждены работоспособность первой ступени ракеты-носителя «Ангара» и KSLV-1 и ее расчетные характеристики, а также проверен алгоритм и циклограммы предстартовой подготовки штатных ракет-носителей.
     Огневым испытаниям УРМ-1 предшествовал продолжительный этап подготовки, который включал в себя целый комплекс мероприятий. Это и лабораторно-стендовая отработка полноразмерных макетов РН, подготовка стенда и его совместные испытания с УРМ-1, в ходе которых в 2009 году были проведены серии холодных испытаний.
     Серия огневых стендовых испытаний, которую начали 30 июля, была продолжена 1 октября 2009 г. проведением ОСИ-2. В данном испытании был реализован максимально напряженный режим работы двигателя. Максимально напряженный режим для работы пневмогидросистемы (ПГС) будет реализовываться при проведении ОСИ-3.
     Но самое главное событие 2009 года - это пуск в августе ракеты-носителя KSLV-1, созданной российскими и южнокорейскими специалистами в рамках двустороннего межправительственного соглашения о сотрудничестве в области исследования и использования космического пространства в мирных целях.
     Первая ступень этой ракеты-носителя была создана в России, а вторую ступень и полезную нагрузку спроектировали и изготовили в Южной Корее. Так вот, первая ступень KSLV - это фактически первая ступень ракеты-носителя «Ангара». Она отработала прекрасно и в очередной раз продемонстрировала всему миру конкурентоспособность российских космических технологий.
     Это значимое достижение не только способствует повышению престижа российской космической техники на мировом рынке, но и открывает прекрасные перспективы для российской космонавтики - в работах по созданию нового поколения ракет-носителей семейства «Ангара».
     Что касается строительства КРК «Ангара» на космодроме Плесецк, то в целом за этот год Спецстрой России подготовил все сооружения стартового и технического комплекса к монтажу технологического оборудования, завершил монтаж инженерного оборудования, обеспечил сооружения тепло-, энерго- и водоснабжением, системами температурно-влажностного режима, подвел транспортные коммуникации. Таким образом, крупногабаритное оборудование можно поставлять непосредственно на стартовый комплекс.
     Согласно Федеральной программе развития российских космодромов в 2009 году только на проведение строительно-монтажных работ было предусмотрено выделение 2,7 млрд. рублей. Но финансовый кризис внес свои корректировки. Кстати, он сказался на ритмичном финансировании и других предприятий и организаций - участников создания КРК «Ангара», о чем было доложено секретарю Совета Безопасности РФ.
     Тем не менее на совещании на космодроме Плесецк Николай Патрушев подчеркнул, что создание космического ракетного комплекса «Ангара» является одним из главных приоритетов, определенных Основами политики Российской Федерации в области космической деятельности на период до 2020 года и дальнейшую перспективу, так как он обеспечит гарантированный доступ России в космос и независимую космическую деятельность Российской Федерации.
     «Для достижения этих целей создается космический ракетный комплекс «Ангара», который позволит полностью перевести на территорию Российской Федерации запуски космических аппаратов военного и двойного назначения. В этой связи создание данного космического ракетного комплекса отнесено к задаче особой государственной важности», - сказал в своем выступлении секретарь Совета Безопасности РФ Николай Патрушев.
     В ходе совещания на космодроме Плесецк проведен анализ состояния дел по созданию КРК «Ангара», подготовлены соответствующие предложения для решения имеющихся проблемных вопросов с целью подготовки доклада Президенту Российской Федерации.
     На снимках: В «чистой» камере монтажно-испытательного корпуса ракеты-носителя «Союз-2» ; командующий Космическими войсками Олег ОСТАПЕНКО демонстрирует секретарю Совбеза Николаю ПАТРУШЕВУ существующие образцы ракетно-космической техники; у макета нового жилого микрорайона для военнослужащих космодрома Плесецк.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex