на главную страницу

13 Ноября 2009 года

Письма в "Красную звезду"

Пятница




Самый орденоносный летчик Заполярья

    Мужество
    В нашей семье бережно хранят память о боевом летчике Александре Зайцеве. Я довожусь ему племянником. Пишу в редакцию в надежде, что, может быть, живы люди, которые знали его. Вдруг откликнутся. Сами понимаете, сколь дорога нам каждая весточка об Александре Петровиче.
    22 июня 1941 года капитан Зайцев встретил в Заполярье командиром эскадрильи 145-го истребительного авиационного полка. Как он воевал - достаточно сказать, что уже через месяц, 27 июля, состоялся указ о награждении его орденом Ленина. По счету этот орден у него был третьим. Первый - Красного Знамени - лейтенант Зайцев получил в 1937 году после загранкомандировки в Китай, где открыл боевой счет. Вторым орденом - Красной Звезды - были отмечены более 50 его боевых вылетов во время советско-финляндской войны.
    В чьих-то воспоминаниях я однажды прочитал, что Зайцев в конце лета 1941-го был в Заполярье «самым орденоносным»: столько и таких орденов, как у него, в то время из летчиков не имел никто.
    Самый памятный бой у капитана Зайцева произошел в августе со знаменитым гитлеровским асом гауптманом Герхардом Шашке. У того на вертикальном киле «Мессершмитта-110» красовались знаки побед: два десятка сбитых самолетов и три потопленных корабля. Конечно, Шашке был хороший летчик, но победы он одерживал благодаря мощнейшему - иногда до 12 самолетов - прикрытию. А против Зайцева все-таки не устоял. И на все Александру Петровичу понадобилось всего 4 минуты. Упавший вместе с мертвым Шашке «мессер» не взорвался, и после осмотра командующий ВВС армии полковник И. Туркель вручил Зайцеву в качестве трофея пистолет убитого немецкого аса. Киль же поверженного Зайцевым «Мессершмитта-110» отпилили и выставили в центре Мурманска на обозрение.
    В декабре 1941 года Зайцеву, теперь уже майору, было поручено формировать 20-й истребительный авиационный полк. Но командовать полком Александру Петровичу довелось недолго: 30 мая 1942 года он погиб. За 11 месяцев войны Александр Петрович совершил более 200 боевых вылетов, одержал 35 воздушных побед: 14 - лично, 21 - в группе. В некоторых источниках говорится о 41 победе: возможно, с учетом боевых действий в Финляндии.
    Тело командира летчики нашли и похоронили на аэродроме Шонгуй. В 2004-м, в год 60-летия освобождения Заполярья от немецко-фашистских захватчиков, могилу Александра Петровича посетили два Александра Александровича - сын и внук.
 ||  Вениамин ЗАЙЦЕВ.
  Нижний Новгород.




«Деды» сторонятся молодых

    Как тебе служится?
    Моего сына Руслана призвали в армию этим летом, 24 июня. Я очень боялась за его жизнь и здоровье. Прежде всего, конечно, из-за «дедовщины», о которой наслышана сверх всякой меры. И не только из телевизора. Даже ребята, отслужившие в армии, и те на мои расспросы уклончиво отвечали: «Бывало, не без того». Поэтому я не поверила первому звонку сына, что у него все отлично и ему очень нравится служить.
    А вскоре я получила письмо из подмосковной Коломны от его командира Андрея Николаевича Шендрика с приглашением посетить часть. Какова же была моя радость, когда я убедилась, что у сына и на самом деле все отлично. Меня вместе с ним поселили в гостинице при части, командир познакомил с жизнью, бытом, боевой учебой воинов. И прежде всего молодых.
    В части царит идеальный порядок. Столовая и казарма утопают в цветах, много спортивных тренажеров, бильярд, настольный теннис. Есть даже уголок для молитвы. Питалась я вместе с ребятами и офицерами и убедилась, что кормят здесь до отвала. В казарме стояли тазы с яблоками (в части свой яблоневый сад и подсобное хозяйство), и ребята даже не могли смотреть в их сторону - объелись. Я ожидала, что Руслан набросится на домашние гостинцы. Но он к ним отнесся довольно прохладно. Обидно, конечно: так старалась. А с другой стороны - хорошо: значит, не голоден.
    Извините, что пишу о вещах, которые могут показаться малозначащими, но для матери все это далеко не мелочи. А вчера сын позвонил и рассказал, как командир, зайдя в казарму, увидел, что новобранец застилает кровать старослужащему. Офицер немедленно построил всех «дедов», устроил им разнос и заставил вместо отдыха заниматься строевой подготовкой. Сын смеется, что теперь «деды» стараются не связываться с новобранцами. Очень надеюсь, что подобных частей станет больше и мы, матери, не будем бояться отправлять наших детей служить Отечеству.
 ||  Разида КУЗЬМИНЫХ.
  П/о санаторий им. Ивана Сусанина, Костромская область.




...А честь – никому

    Достоинство
    «Душу - Богу, сердце - даме, жизнь - государю, а честь - никому». Не одно столетие ушло, прежде чем выкристаллизовался этот девиз, олицетворяющий дух русского офицерства. Рождался он в кровопролитных боях, где сам погибай, а товарища выручай, у дуэльных барьеров, где честь и достоинство женщины ставились выше собственной жизни, за ломберным столом, когда попытка карточного шулерства заканчивалась пощечиной и последующей отставкой. А уж ворам и мздоимцам тогда и руки никто не подал бы.
    Все это - от героического до загульного - и вылепило образ русского офицера, для которого поступиться честью было самым тяжким преступлением, лучше пистолет к виску. До 1882 года существовало «лишение воинской чести позорное»: осужденный препровождался на место казни. Если это был офицер, юнкер или нижний чин из дворян, с него снимались знаки различия, эполеты или погоны, мундир, над головой его переламывалась шпага. Затем осужденный выставлялся на эшафоте к позорному черному столбу на 10 минут.
    Обо всем этом говорю не к тому, чтобы возродить отдающие средневековьем ритуалы. Сегодня нужны иные формы воспитания, в том числе и офицерской чести, где не на последних ролях наряду с приемлемыми для нашего времени традициями прошлого должно стоять все то, что составляет общечеловеческую культуру: наука, и не только военная, литература, искусство, правила хорошего тона. Достаточно сказать, что российский офицерский корпус второй половины XIX века был самым образованным и культурным слоем российского общества.
    На чьих примерах воспитывали первых красных командиров? На героях Гражданской войны, о которых тянущаяся к просвещению молодежь узнавала из книг, кинофильмов. И хотя в отличие от офицеров-«золотопогонников» те же Чапаев, Пархоменко не могли блеснуть ни образованностью, ни культурой, а их рабоче-крестьянское понимание командирской чести ничего общего не имело с «барскими повадками» классовых врагов-офицеров, однако общечеловеческие ценности: верность долгу, преданность Отечеству оставались теми же, лишь трансформированные революцией. А затем развитые - как бы к этому сегодня ни относились - умело поставленной идеологической работой. В годы, предшествовавшие Второй мировой войне, служить в Красной Армии было не просто почетно - престижно.
    Современная Российская армия переживает далеко не самые лучшие времена. И, может, еще никогда прежде такое понятие, как «офицерская честь», не требовало практического воплощения в делах и поступках ее носителей, как сегодня.
 ||  Полковник Александр ГОЛУБИНСКИЙ.
  Москва.




Оглушить бы их трехпалым свистом!

    Ну чем не анекдот
    Эта усеченная строчка из Владимира Маяковского, которую сегодня не рискую привести полностью, дабы не быть обвиненной в сквернословии и богохульстве, вспомнилась после разговора с начальником вещевой службы части капитаном Воробьевым.
    Дело в том, что я, прослужив 17 лет в Космических войсках, увольняюсь из рядов Вооруженных Сил по достижении предельного срока пребывания на военной службе. Вещевым имуществом практически не обеспечивалась. Однако при расчете компенсировать задолженность деньгами командование отказывается: якобы средств на это не отпущено.
    Вот тогда наш начвещ и предложил, как он сказал, «единственно возможный вариант»: компенсировать задолженность несколькими армейскими полушубками, валенками и трехпалыми солдатскими рукавицами, то есть вещевым имуществом, что залежалось на складах. И что я буду делать с этим богатством? Вынести на базар? Так первый же попавшийся милиционер задержит меня как расхитительницу военного имущества.
 ||  Прапорщик Наталия ПАУКОВА.
  Клин, Московская область.



Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex