Одним из самых волнующих эпизодов трехдневного пребывания Президента России Дмитрия Медведева в Сингапуре конечно же стало его посещение ракетного крейсера «Варяг», находящегося с дружественным визитом на военно-морской базе «Чанги». Как говорят в таких случаях, история продолжается...
Тем, кто знаком с судьбой «Варяга», хорошо известно, что летом 1916 года легендарный крейсер заходил в Сингапур. Это случилось уже после того, как японцы, подняв со дна и отремонтировав израненное судно, передали его России, которая в Первой мировой войне оказалась в союзнических отношениях с Японией.
В ходе встречи с экипажем Президент РФ посетил музей боевой славы крейсера «Варяг», осмотрел военные реликвии, среди которых Андреевский флаг с катера номер один, на нем моряки эвакуировались с тонущего корабля, личные вещи адмирала Всеволода Руднева.
Беседуя с матросами крейсера и отвечая на их вопросы, глава государства, в частности, заявил, что Россия планирует расширить военно-морское присутствие в Мировом океане. По его словам, страна может считаться полноценной военно-морской державой, только если у нее есть полноценный флот, который решает учебные и боевые задачи. «Но чтобы мы присутствовали в разных частях планеты, нужно иметь боеспособный флот. Наша задача - проинвестировать как можно больше средств в развитие ВМФ», - сказал Дмитрий Медведев. И добавил, что у России появились для этого финансовые возможности, а также воля и желание наращивать Военно-морской флот. И это отвечает интересам не только России, но и других стран, международного сообщества.
Российский лидер также отметил, что в период с 2011 по 2020 год страна проведет кардинальное переоснащение своих Вооруженных Сил. «Эту задачу нужно выполнить обязательно, иначе мы не сможем говорить, что у нас эффективные Вооруженные Силы», - сказал Дмитрий Медведев. При этом влияние финансового кризиса на военную составляющую будет минимальным. Все основные позиции государственной программы закупки вооружений сохранены, в том числе по стратегической составляющей и другим направлениям.
Будет решена и жилищная проблема. Уже в течение 2010 года все российские офицеры будут обеспечены постоянным жильем. «То, что в этом году будет сделано для обеспечения жильем военных, - беспрецедентно. Это беспрецедентные объемы, мы никогда до этого так не поступали», - сказал Президент РФ. Он также заявил, что к 2012 году должна быть полностью решена задача предоставления офицерам служебного жилья. «Для контрактников также должна быть реализована программа по предоставлению постоянного и служебного жилья. Мы это сделаем во вторую очередь», - отметил Дмитрий Медведев.
В разговоре затрагивалась и историческая тематика. Высказываясь по одному из наиболее острых ее вопросов, Дмитрий Медведев еще раз подчеркнул, что попытки переписать историю Второй мировой войны грозят России возникновением реальных государственных проблем. Вскрытие этого «ящика», по его мнению, может привести к такому развитию событий, что будут поставлены под сомнение даже результаты процесса в Нюрнберге. «А это абсурд. Мы должны не бороться с иными точками зрения, а отстаивать наши интересы, не допускать фальсификаций истории, которые могут нанести вред интересам Российского государства», - сказал Дмитрий Медведев.
Посещением российского гвардейского ракетного крейсера «Варяг» была завершена программа визита главы Российского государства в Сингапур, который стал первым в истории двусторонних отношений. Дмитрий Медведев встретился с коллегой Селлапаном Рама Натаном, премьер-министром страны Ли Сянь Лунном и со старшим министром правительства Го Чок Тонгом.
Состоявшиеся переговоры, по оценке российского лидера, подтвердили, что российско-сингапурские отношения «развиваются динамично, в атмосфере взаимного доверия», а в части инвестиций и обмена технологиями «достигнуты очень важные, принципиальные договоренности».
Со своей стороны, Селлапан Рама Натан, в частности, отметил, что российские специалисты «могли бы воспользоваться имеющимися у нас условиями для создания и дальнейшего коммерческого использования своих технологий... Мы также могли бы рассмотреть варианты совместной работы с российскими научно-производственными компаниями в третьих странах, где российская сторона работала бы в партнерстве с нами с целью охвата рынков Юго-Восточной Азии, Китая и Индии».
Встречаясь с представителями бизнеса и обсуждая возможности для более активного обмена, Медведев заявил, что Россия готова выступить эксклюзивным поставщиком в Сингапур сжиженного природного газа. Он также сказал, что государство будет поддерживать сотрудничество российских и сингапурских компаний. При этом он акцентировал внимание собеседников на том, что в России сейчас особое значение придается созданию условий для подъема малого и среднего предпринимательства.
Возвращаясь к теме саммита организации АТЭС, проходившего в минувшие выходные в Сингапуре, особо выделим то, что на «полях форума» состоялись встречи Медведева с китайским, японским, вьетнамским и американским лидерами. Так, в ходе переговоров Дмитрия Медведева и председателя КНР Ху Цзиньтао было подчеркнуто, что стороны положительно оценивают развитие российско-китайских отношений и настроены на продолжение регулярных контактов на высшем уровне. Президент РФ напомнил, что лидеры провели продуктивные переговоры во время визита председателя КНР в Москву летом этого года, встречались во время сессии Генассамблеи ООН, где договорились о программе сотрудничества между регионами Дальнего Востока РФ и Китая. «Я уже дал поручение о реализации этих договоренностей», - проинформировал Медведев коллегу. «Отношения наши очень насыщенные, надеюсь, так и будет», - резюмировал он. Ху Цзиньтао подтвердил, что встречи на высшем уровне являются не только регулярными, но и результативными. «Каждая наша встреча имеет очень продуктивный характер и играет очень важную стимулирующую роль для развития наших отношений», - сказал он.
Более подробно останавливаясь на встрече президентов РФ и США, отметим, что она подтвердила уже давно ставшее очевидным: при обоюдной решимости на высшем уровне можно перешагнуть через любое препятствие, обогнуть любой тупик. В данном случае речь идет о переговорах по подготовке нового соглашения о сокращении стратегических наступательных вооружений. Работу стороны планировали завершить до 5 декабря, когда истекает срок старого соглашения. Однако буквально на днях процесс резко затормозился. Причиной стало неприятие американской стороной позиции российских переговорщиков. Как заявила заместитель государственного секретаря США Эллен Тошер, в Вашингтоне были «разочарованы ответом, который получили на пакет предложений, доставленный помощником президента США по национальной безопасности Джеймсом Джонсом».
В чем конкретно загвоздка, было не очень ясно, поскольку переговорщики договорились держать в секрете от прессы детали самого хода выработки компромиссного варианта соглашения. Тем не менее старую практику «утечек» информации никто не отменял, поэтому журналисты и на этот раз получили свое.
В частности, до сведения СМИ было доведено, что российская сторона решила более «не обременять» себя обязательствами по предоставлению американцам права мониторинга испытаний новых ракет на заводе в Воткинске (Удмуртия). Аргумент такой. Россия строит ракеты «То-
поль-М» и «Булава», в то время как США прекратили производство ракет сопоставимого класса на заводе в штате Юта (Peacekeeper). Соответственно нашим инспекторам делать там больше нечего, и подконтрольными остаются только российские изделия.
Как сообщает Интерфакс, в Воткинске по-прежнему функционирует объект непрерывного наблюдения, обслуживаемый 20 инспекторами США. И те с помощью технических средств могут определять габариты груза, записывать и сохранять изображение. Если выходящий за пределы заводской территории вагон не вызывает подозрений, то есть его размер меньше длины ракеты, наблюдатели поднимают шлагбаум и включают зеленый сигнал светофора. Все крупногабаритные вагоны подвергаются тщательной проверке. Кроме того, не менее двух раз в сутки в любую погоду инспекторы обходят территорию завода по периметру.
Далее. Москва пытается решить проблему так называемого «возвратного потенциала». Дело в том, что до сего времени мы попросту уничтожали стратегические ядерные силы, подпадающие под сокращение согласно соответствующим договоренностям. Соединенные Штаты же в основном демонтировали боеголовки и складировали их в хранилищах. Так что оставалась возможность при надобности вернуть их на носители, чего опасалась Россия.
Разногласия, как видим, затрагивают механизмы контроля. На этом и было сосредоточено внимание глав двух государств на их отдельной встрече в Сингапуре, где проходил саммит организации АТЭС.
Как сообщил прессе министр иностранных дел России Сергей Лавров, беседа длилась больше часа и президенты подтвердили свою решимость сделать все возможное, чтобы заключить новую договоренность до истечения срока действия нынешнего договора. В частности, по словам Лаврова, президенты «дополнительно сформулировали те рамки, в которых они хотят, чтобы делегации достигли договоренностей». «Помимо цифровых показателей, в новом договоре необходимо отразить и другую договоренность президентов, которая была достигнута в июле в Москве, - сделать механизм контроля, механизм верификации в договоре более простым и менее затратным», - сказал глава МИД РФ.
Относительно иранской ядерной темы, которая также обсуждалась на встрече, Дмитрий Медведев дал ясно понять, что Россия и США могут прибегнуть и к иным методам воздействия на Тегеран, если тот не даст ожидаемого ответа. «Если не удастся договориться, то остаются другие средства, чтобы двигать процесс по-другому», - сказал он. Президент РФ при этом подчеркнул, что цель переговоров - прозрачная ядерная программа, а не программа, которая вызывает озабоченности у мирового сообщества.
И еще один важный момент, на который обратил внимание журналистов Сергей Лавров. Во время встречи Медведева с премьер-министром Японии Юкио Хатоямой была достигнута договоренность впредь рассматривать вопрос о заключении мирного договора между Россией и Японией без каких-либо увязок.
«В предыдущие годы предшественники господина Хатоямы пытались обуславливать продвижение в той или иной области, прежде всего в экономике, прогрессом, который они хотели видеть по проблематике мирного договора. У нового правительства такая увязка отсутствует», - пояснил глава российского внешнеполитического ведомства. По его словам, Москва приветствует эту перемену.