Серьезное происшествие на предприятии, занятом ликвидацией выслуживших свое боеприпасов, в Ульяновске еще раз напомнило всем: у нас немало объектов, где ошибка человека, отступление от технологических предписаний могут иметь тяжелые, порой непредсказуемые последствия.
Занятые повседневными делами, погруженные в заботы, мы уже начали забывать то, что совсем недавно случилось на Саяно-Шушенской ГЭС. Из машинного зала давно откачана вода, разобраны завалы, с почестями преданы земле погибшие на рабочих постах, набирают размах восстановительные работы, рассчитанные на долгие годы. Названы причины катастрофы, определен ущерб, который понесло государство и общество...
Мне волей судьбы довелось изучать причины и обстоятельства многих катастроф крупного масштаба, обследовать ряд предприятий повышенного риска и особой важности, выступать с докладами на тему их безопасной эксплуатации на международных практических семинарах. Пришел к выводу: проблема касается всех и в новые времена только обостряется.
В промышленно развитых странах накоплен серьезный опыт защиты от катастроф вновь строящихся объектов повышенного риска и особой важности. Для вновь строящихся объектов в странах Европейского сообщества основным нормативным документом, регулирующим предотвращение техногенных аварий, а также обеспечивающим безопасность населения и производственного персонала от катастроф, является «Директива Севезо 96-82-ЕС II». На основании этой директивы создаются отраслевые комиссии и проводятся разноплановые организационные мероприятия. Но, к сожалению, на уже действующих предприятиях нормативных объектовых документов по разработке организационных, инженерно-технических и технологических мероприятий по подготовке предприятий повышенного риска и общественного назначения к защите от техногенных катастроф нет.
Точно такая же картина у нас, в России.
Что касается нового предприятия, то вопросы его безопасной эксплуатации регулируются лицензированием. Перед выдачей лицензии весь комплекс проблем изучается экспертами на стадиях проектирования, строительства, эксплуатации, реконструкции, технического переоснащения, консервации и ликвидации. Без всего этого орган исполнительной власти акт приемки и декларацию рассматривать не будет. А вот для действующих предприятий все сводится к инструкциям. На давно эксплуатируемых объектах лицензий либо нет, либо они устарели, а технологические системы и оборудование, как правило, превысили сроки эксплуатации.
В наше время, казалось бы, локальная авария, происшествие местного масштаба могут иметь значительные экономические и экологические последствия. Вспомним повреждение измерительного трансформатора с возгоранием и выбросом масла на подстанции «Чагино» в системе «Мосэнерго». Тут же разрушились гирлянды подвесной изоляции и магистральные воздуховоды, подстанция «Капотня» обесточилась. Вслед за этим электричества лишился Московский нефтеперерабатывающий завод, на ТЭЦ-22 отключились четыре из одиннадцати агрегатов. А дальше от перегрузок началось отключение линий электропередачи на юго-западе столицы, в Московской, Тульской и Калужской областях. Имели место выбросы газа и химикатов, остановка работы насосных станций, перелив сточных вод с их попаданием в реки... Ущерб исчислялся миллиардами рублей.
В свое время Владимир Путин на расширенном заседании Совета Безопасности заявил: «Практика последнего времени показывает, что недостаточно быть просто хорошим экономистом, недостаточно умело управлять финансовыми потоками, акциями, корпоративными процедурами или недвижимостью, для того чтобы успешно, эффективно управлять такой огромной и жизненно важной для страны отраслью. Нужно еще быть профессионалом, чтобы понять значение одного маленького винтика в огромной энергетической системе страны».
Сказано это было, между прочим, задолго до катастрофы на Саяно-Шушенской ГЭС. Там тоже не осознавали значения если не маленького винтика, то внушительных по размерам шпилек, потерявших от вибрации гайки. Там тоже недоставало профессионализма, ответственности такого уровня, какого требует XXI век.
Разумеется, все, о чем веду речь, касается и военной, оборонной сферы, где объектов повышенной опасности особенно много.
На мой взгляд, самое время на таких объектах приняться за разработку паспортов безопасности. Практически на любом из них есть специалисты, которым эта задача по плечу, так что дополнительных расходов не потребуется. А если и потребуется, то еще раз напомню давно установленную истину: траты на предупреждение аварии или катастрофы не превышают двух процентов расходов, связанных с ликвидацией последствий бедствия. Что же касается жизни людей, то тут потери ничем не возместить.