на главную страницу

18 Ноября 2009 года

Тема номера

Среда

Встреча на «Варяге»

Президент РФ Д.А. Медведев побывал на гвардейском ракетном крейсере «Варяг» и побеседовал с экипажем

Фото ИТАР-ТАСС.




     Д. МЕДВЕДЕВ: Я очень рад побывать на нашем гвардейском крейсере «Варяг».
     Мы с вами встречаемся не дома, а встречаемся за пределами нашей страны, довольно далеко – это Сингапур, место отдаленное, но в то же время очень хорошо, что сегодня здесь находится и наш Военно-морской флот.
     Присутствие флага нашей страны – это всегда подтверждение того, что Россия была, есть и будет морской державой, которая способна выполнять самые разные задачи на море и задачи, связанные с обеспечением безопасности нашей страны, защитой рубежей нашей Родины и просто поддержанием правопорядка, что на самом деле в настоящей жизни не является лишним.
     Количество угроз, в том числе на море, к сожалению, не уменьшается. Что там говорить, последние случаи пиратства у берегов Сомали и выполнение нашими военными кораблями соответствующей миссии показывают, что даже по таким вопросам флот еще достаточно долгое время, видимо, будет использоваться, хотя, наверное, может, еще лет 20 – 30 назад это казалось бы даже странным. Сейчас мы с этим столкнулись в полном объеме и вынуждены на это реагировать.
     Пожалуйста, уважаемые товарищи, коллеги, задавайте вопросы, если они есть.
     
ВОПРОС: Товарищ Верховный Главнокомандующий! Вы участвовали в саммите АТЭС в Сингапуре. Скажите, пожалуйста, какие вопросы там рассматривались и какая польза от этого для России?
     
Д. МЕДВЕДЕВ: Правильный вопрос. Про вопросы расскажу, вы тоже должны об этом знать, потому что вы, по сути, обеспечиваете здесь наши интересы и в широком смысле этого слова безопасность Верховного Главнокомандующего. Поэтому на этот вопрос я вам отвечу.
     На саммите рассматривались вопросы,
     связанные с текущей международной жизнью, прежде всего в экономике. Вы знаете, что в прошлом году разразился глобальный экономический кризис, практически все страны пострадали. Наша страна тоже, к сожалению. И поэтому сегодня мы все заинтересованы в том, чтобы найти рецепты, как быстрее этот кризис преодолеть.
     Сейчас ситуация улучшается благодаря принятым мерам в разных странах, и в нашей стране, в частности, ситуация стабилизировалась, падение производства остановилось, многие финансовые вопросы закрыты.
     Но тем не менее то, что называется на финансовом языке рецессией, то есть падение мировой экономики, к сожалению, пока не остановлено. И задача таких международных встреч, когда встречаются лидеры разных государств, договориться о правилах игры на будущее. Вот одна из целей.
     Вторая цель. Мы находимся в Сингапуре – это одно из государств Азиатско-Тихоокеанского региона. И не следует забывать, что и Россия – государство Азиатско-Тихоокеанского региона. Потому что мы часто говорим, что мы часть Европы, часть Азии, но мы на самом деле государство именно Азиатско-Тихоокеанского региона, и в число этих государств входят другие крупнейшие страны, такие как Китай, Соединенные Штаты Америки, Канада, Сингапур, многие другие государства из этого региона. Поэтому мы рассматриваем и региональные проблемы, вопросы о том, как нам развивать сотрудничество. Здесь очень крупный рынок, очень много сейчас быстро развивающихся стран, одна из них – Сингапур. Это, по сути, сейчас мирового уровня финансовый центр. Если говорить откровенно, нам здесь есть чему поучиться.
     Я сейчас только что встречался с руководством Сингапура и приехал к вам в гости, а до этого разговаривал о том, как нам развивать партнерские связи с этой небольшой, но очень важной страной. Вот еще одна тема.
     Ну и есть ряд других вопросов, которые имеют отношение, кстати сказать, и к вашей службе, как ни странно, может быть, – это вопросы изменения климата. Отдельное наше заседание было посвящено вопросам изменения климата и тому, кто что должен в этой ситуации делать, потому что климатические изменения, по мнению экспертов, приобрели очень серьезный характер. Приходится принимать решения о том, чтобы выделять деньги на то, чтобы уменьшить так называемые выбросы, эмиссию парниковых газов, то есть СО2, в атмосферу. И если мы этого не будем делать совместно, то в конечном счете последствия для нашей планеты могут быть очень и очень неприятные, и даже просто прискорбные, вплоть до того, что могут оказаться растопленными арктические и антарктические льды, изменится уровень Мирового океана, это может иметь катастрофические последствия и для атмосферы планеты, и для суши.
     
ВОПРОС: Товарищ Верховный Главнокомандующий! В последнее время наши корабли все чаще решают задачи в разных районах Мирового океана. Скажите, планируется ли расширение военно-морского присутствия нашего государства с целью демонстрации флага Российской Федерации?
     
Д. МЕДВЕДЕВ: Я как чувствовал, что вы этот вопрос зададите, я уже на него частично ответил, но отвечу, может быть, чуть более развернуто, точнее, сначала скажу коротко: да, планируется. А теперь попробую развернуть это в своем ответе. Мы с вами понимаем, что Россия может считаться полноценной морской державой только в том случае, если у нее есть настоящий Военно-морской флот, не какой-то виртуальный, который существует в нашем воображении, или учебный, а полноценный, решающий самые разные задачи, в том числе учебные и боевые задачи.
     Вы сами хорошо знаете, что количество походов за последнее время существенно возросло. Связано это, конечно, с тем, что у России появились для этого финансовые возможности. И, с другой стороны, появились воля и желание направлять наш Военно-морской флот для решения самых разных задач. Это в интересах не только нашей страны, но и других стран, и в целом мирового сообщества. Одну из таких задач я только что привел, когда говорил о ситуации с борьбой с пиратами. На такие задачи мы, собственно говоря, тоже ориентируемся.
     Но для того чтобы мы присутствовали в мире, для того чтобы мы присутствовали в самых разных частях планеты, нам нужно иметь боеспособный флот.
     Надо признаться, что в 90-е годы ввиду общего экономического упадка произошла, конечно, и деградация многих составляющих наших Вооруженных Сил, деньги не вкладывались, старые корабли из эксплуатации выбывали. Поэтому наша задача сейчас, помимо того, чтобы направлять наш флот и чтобы наш флаг появлялся в разных местах, еще и проинвестировать как можно более значительные средства в развитие Военно-морского флота.
     Такие решения приняты. Вы знаете, есть государственная программа вооружений. В рамках этой программы будет происходить закупка военно-морских кораблей, и в следующем году будут сделаны определенные шаги в этом направлении.
     
ВОПРОС: Дмитрий Анатольевич, вы затронули тему экономического кризиса. Как экономический кризис повлияет и повлияет ли на закупку нового вооружения, на эти программы перевооружения нашей армии?
     
Д. МЕДВЕДЕВ: Если бы я сказал, что не повлияет вообще, я бы вам соврал, а я этого делать не имею права. Конечно, кризис влияет на все. Наши финансовые возможности, как и возможности других стран, уменьшились, но благодаря тем решениям, которые были приняты и мною, и правительством, все-таки, на мой взгляд, влияние финансового кризиса на военную составляющую, на приобретение вооружений будет абсолютно минимальным. Практически все основные позиции государственной программы закупки вооружений сохранены и по стратегической составляющей, и по другим составляющим.
     Если вы посмотрите как раз Послание Федеральному Собранию, там прямо перечислено, что мы должны купить. Я сделал это абсолютно сознательно, для того чтобы все люди, не только те, кто служит в Вооруженных Силах, а все население страны нашей знало, что наше государство собирается приобрести в следующем году.
     А в этом плане ситуация, конечно, не идеальная, но по сравнению с 90-ми годами она просто очень хорошая, потому что там речь идет и о приобретении подводных крейсеров, и о приобретении одного корвета, это уже кое-что, скажем так. Но основные закупки должны пройти в период с 2011 по 2020 год. На этот период поставлена задача кардинального переоснащения технической компоненты Вооруженных Сил. Мы по основным позициям должны переоснаститься на 30, на 50, а по некоторым направлениям, не буду называть по каким, на 85 – 90 процентов. Эту задачу нужно решить обязательно, иначе мы просто не сможем говорить о том, что у нас эффективные Вооруженные Силы.
     
ВОПРОС: Товарищ Верховный Главнокомандующий! Все мы здесь являемся наследниками великой победы советского народа над фашистской Германией. В последнее время стало очень обидно и больно смотреть на то, как многие страны заживо переписывают ход Второй мировой войны, заведомо занижая наш вклад в эту победу.
     Как лично вы к этому относитесь? У нас в государстве, в нашей стране, на государственном уровне принимаются какие-либо меры по восстановлению исторической справедливости? Все-таки эта победа нам далась очень тяжело.

     
Д. МЕДВЕДЕВ: Да, вы абсолютно правы, эта победа нам далась очень тяжело. По современным данным, во всяком случае, по тем, которые сегодня используют эксперты, в ходе Великой Отечественной войны погибло 27 миллионов жителей нашей страны. Это колоссальная цифра. Никто большей цены за победу не заплатил.
     Поэтому, безусловно, мы должны следить за тем, чтобы эта победа не обесценивалась, чтобы не происходило того, что принято называть ревизией итогов Великой Отечественной войны, Второй мировой войны. Почему это не должно происходить? На мой взгляд, по нескольким причинам. Во-первых, все-таки это событие не тысячелетней давности, среди нас до сих пор есть ветераны, которые служили в тот период, которые проливали кровь за Родину. Мы все являемся, по сути, свидетелями тех событий. Часть людей участвовала в них, а мы росли просто на соответствующих фильмах, книгах и так далее. Это не дальняя какая-то история, мы знаем, что происходило, поэтому, когда нам начинают «впаривать» что-нибудь на эту тему, это не нам нужно рассказывать, это пусть рассказывают кому-то другому. Наша страна этого нахлебалась по полной программе. Первое.
     Второе. Помимо собственно исторической правды, недопустима ревизия итогов Второй мировой войны и соответственно того вклада, который был сделан Советским Союзом и Красной Армией, по геополитическим причинам, потому что если дать вскрыть этот ящик, то мы можем получить просто реальные проблемы уже государственного порядка.
     Вы знаете, что у нас существует и ряд спорных моментов, связанных с историей Великой Отечественной войны, Второй мировой войны, ряд вопросов не закрыт, мы по ним ведем переговоры, очень сложные переговоры, с японцами ведем переговоры, например. Но это отдельные моменты, и, если дать возможность заняться вот этим перелицеванием истории, дать реальную власть вот этим фальсификаторам, которые пытаются сегодня эту историю переписывать, так мы дойдем до чего угодно: и до предъявления каких-то требований, и до компенсаций и так далее. Это просто опасно для государства. Это вторая причина.
     Наконец, третий момент, помимо исторической памяти, помимо интересов нашего государства, защиты интересов нашего государства, есть еще наши обязанности по отношению к будущим поколениям. Мы должны им передать сильную страну, страну, в которой помнят о том, что происходило, в которой чтут традиции, потому что без этих традиций мы не состоимся как народ единый, как государство будем абсолютно неуспешными. Это в конечном счете повлечет очень тяжелые последствия для нашего народа, для нашей страны.
     Поэтому мы этим занимаемся по-серьезному. Была даже создана специальная комиссия при Администрации, комиссия, по сути, президентская, которой занимается Администрация Президента, с целью не допустить изменения, манипулирования историей.
     Потому что, еще раз повторяю, это не вопрос вкуса, это не вопрос тех или иных оценок, в конце концов оценки могут быть разные, и историки могут по-разному интерпретировать те или иные события – бороться с этим бессмысленно. Вопрос в последствиях такого рода оценок. Если речь идет о том, что эти оценки даются просто учеными в ходе споров, – пожалуйста, никто против этого не возражает. Хотя, еще раз повторяю, события Великой Отечественной войны были совсем недавно. По многим вопросам спорить не о чем, по многим вопросам есть государственные или международные решения.
     Понимаете, если допустить какое-то другое развитие событий, через некоторое время вскроют решения Нюрнбергского трибунала. Скажут: да зря их судили, они никаких преступлений не совершили. Но это же абсурд, это в свою очередь просто выглядит безобразно.
     Поэтому мы за этими всеми вещами должны следить. Не бороться с иными точками зрения, это неправильно, но отстаивать наши интересы и не допускать фальсификации истории, которая может нанести вред интересам Российского государства – вот в чем задача. Будем ею заниматься, и я надеюсь, что и все присутствующие здесь будут этим заниматься. Потому что это, между нами говоря, задача для всех.
     Глава государства ответил и на многие другие вопросы военных моряков, в том числе личного характера. Беседа была теплой, доверительной и разноплановой.

     

     16 ноября 2009 года, 9.45, Сингапур.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex