на главную страницу

18 Ноября 2009 года

Культура

Среда

«...И на звенящей ноте струна оборвалась...»

Елена СОБОЛЕВА.



     Голос России


     Сергей Есенин, Николай Рубцов, Булат Окуджава, Владимир Высоцкий... Эти имена по праву вошли в корневой пласт российской культуры. Ныне имен, личностей подобного уровня немного сыщется. И в силу множества постперестроичных причин не особо мы таких людей понимаем, привечаем, поднимаем на должный им пьедестал. То ли души наши устали трудиться, то ли мерят их неким новым «культурным форматом», принятым ныне на радио да телевидении. Но не оскудела наша русская земля талантами. Четыре года тому назад ушел из жизни замечательный поэт, бард Владимир Волков. Рано ушел - и до пятидесяти не дожил. Но родственность его творчества с настоящими русскими поэтами отмечают многие, кому посчастливилось узнать и услышать этого самобытного автора и музыканта с негромким голосом, но звонким талантом и чистой душой.
     Если каждого настоящего национального художника и мыслителя считать некоей мощной антенной, принимающей из горнего мира неведомые духовные, творческие потоки и отдающей их нам, современникам и соотечественникам, то понятно, почему у этих избранников, как правило, трудные судьбы. Слишком многое ложится на их плечи, и не могут жить они «не чувствуя вины». И Владимир Волков не мыслил себя вне судеб России, и отсюда его тихая сокровенная грусть по утраченному, невосполнимому, тоска по истинным ценностям: вере и правде, красоте и добру. Свою матушку Русь он любит и воспевает всякую: и поруганную, и забитую, и гордую, и полную достоинства: «...Моя Родина - Русь, я частица ее, все что чисто - мое, и что грязно - мое...» И еще он дарит нам всем надежду на спасение. Слушая его песни, мы верим, что в своей суете и спешке не пройдем мимо главного, не утратим высокого.
     «...Уходя, на снегу оставляем следы,
     А слова.., а слова - это что-то не то.
     Ну а каплю, ну а каплю соленой воды
     Я ладонью смахну - не заметит
     никто...»

     Больнее всех всегда поэту, и эта боль, пройдя сквозь горнило таланта, становится нашим утешением, просветлением, очищением. Аристотель еще за триста лет до нашей эры называл это состояние «катарсис». Как же редко мы его испытываем сегодня в современном искусстве!
     В вакханалии 90-х годов прошлого столетия Владимир Волков оставался самим собой со своим провидческим и пророческим взглядом, направленным как в глубины исторический памяти «...как к оружию, зову - к покаянию...», так и к осмыслению нового «королевства кривых зеркал». Он прозрел ранее других. А песни Владимира Волкова после его ухода из жизни стали камертоном, по которому проверяются на прочность и верность наши сердца. Ведь совесть и патриотизм - это то, что подверглось главному удару в смутные девяностые. И только очень чуткий и смелый талант мог противостоять этому так светло и спокойно, мощно и значительно. И если наши души еще не удалось «закатать в асфальт», то этим мы во многом обязаны таким личностям как Владимир Волков - истинным героям своего времени, мудрым и самоотверженным, щедро одарившим нас богатством своей души.
     Творчество Владимира Волкова многогранно. Военная тема в его поэзии занимает особое место. В его песнях отражен нелегкий путь России в ее самые трудные и противоречивые годы во времена войн и потрясений, начиная с Гражданской войны и заканчивая последними событиями в Чечне.
     Это песни о российских воинах, храбро сражавшихся за Родину и ее интересы, о воинах, не уронивших достоинство, об их доблести и чести. Владимир Волков много работал перед военным зрителем. Такие песни, как «Атака», «Девятое мая нас всех собирает», «Краповые береты», «Снайпер», «Кавказский крест», «Офицерский вальс», «Третий тост» и многие другие отзывались болью в сердцах ветеранов Великой Отечественной войны, а также солдат и офицеров, прошедших «горячие точки». Песня «Бьет горячий огонь» стала любимой песней ветеранов афганской войны.
     «Бьет горячий огонь сквозь
     холодный гранит.
     Береженого Бог бережет и хранит.
     Вырастают мальчишки
     в российских солдат,
     Ваньки, Лешки и Мишки -
     ни шагу назад...»

     Конечно же, у такого человека, такой личности было много хороших друзей - соратников, которые оценили его творчество при жизни и стараются расширить круг слушателей. Еще при жизни Владимир Волков своей рукой написал такие слова: «Спасибо всем, кто меня слышит». Среди истинных энтузиастов, проделавших огромную и неоценимую работу по увековечиванию памяти поэта, следует в первую очередь назвать заслуженную артистку Российской Федерации, актрису Культурного центра Вооруженных Сил Российской Федерации Наталью Пярн, подготовившую к изданию семь дисков песенной поэзии Владимира Волкова. Она ежегодно организует вечера памяти поэта, привлекая к участию в них таких прекрасных исполнителей песен Владимира Волкова, как народную певицу России Татьяну Петрову, народного артиста России Александра Михайлова, артиста театра и кино Николая Романова, автора и исполнителя матушку Людмилу Кононову, певца Дмитрия Шведа и других единомышленников. В своем выступлении народный артист России Николай Бурляев имя Владимира Волкова поставил в один ряд с Лермонтовым, Есениным, Рубцовым. На вечере памяти, состоявшемся в Культурном центре Вооруженных Сил Российской Федерации 30 ноября 2008 года, посвященном 50-летию поэта, его незаписанная при жизни последняя песня прозвучала в удачном музыкальном обрамлении композитора, заслуженного артиста Российской Федерации Александра Кукушкина. Многие слушатели при этом не могли сдержать слез. Наталья Пярн собирает архив поэта, воспоминания о нем, посвящения поэту, неизданное, черновики. На основе этого бесценного материала в 2007 году вышла в свет прекрасная книга о Владимире Волкове «Я за жизнь короткую свою...», подготовленная к изданию Московским городским отделением Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. В издании книги принимали участие: составитель А.В. Никифоров, редактор Е.Е. Луговой, художник Н.Ю. Хан кова, оформление и верстка - С.В. Королев.
     Неоценимую помощь в подготовке к публикациям многих материалов о Владимире Волкове продолжает оказывать почитатель его творчества, знавшая Владимира еще при жизни, заслуженный работник культуры Российской Федерации Галина Карасева.
     Еще в 2002 году Владимир Волков и заслуженная артистка РФ Наталья Пярн подготовили литературно-музыкальный спектакль «Матушка Русь», который с большим успехом звучал в разных зрительских аудиториях более пятидесяти раз. И сегодня литературно-музыкальный моноспектакль Натальи Пярн «Матушка Русь», посвященный памяти Владимира Волкова, сохранивший его песни в авторском исполнении, продолжает звучать по городам и весям, собирая все больше и больше почитателей, поднимая воинские залы на песне Владимира «Третий тост». Активно в этом ей помогает «Ассоциация ветеранов «КВИРТУ ПВО имени маршала авиации А.И. Покрышкина» и ее руководитель Валерий Алексеевич Матвеев. Такая неустанная пропаганда творчества поэта приносит плоды, наступает духовное прозрение у многих людей, а самое главное - у молодежи.
     К большой радости почитателей таланта Владимира Волкова в феврале 2009 года создан сайт
     «v-volkov.ru», который постоянно пополняется новыми материалами. Благодаря возможностям Интернета его творчество стало доступно людям в самых отдаленных уголках России и за ее пределами.
     Известная песня Владимира Волкова «Монастырь» была одной из самых любимых песен покойного Патриарха Московского и Всея Руси Алексия Второго. По благословлению Его Святейшества Владимир Волков за миссионерскую деятельность и духовное творчество был удостоен высокой награды - медали Русской Православной Церкви преподобного Сергия Радонежского I степени, врученной ему в ноябре 2003 года в зале Церковных Соборов Храма Христа Спасителя на юбилейном творческом вечере. «...А народ все больше русский, православный, с детской верой в Воскресение Христа...» еще лишен возможности знакомиться с творчеством Владимира Волкова на каналах TV, где аудитория наиболее массовая. Почему? На словах декларируется возрождение духовных ценностей национального достояния России, а на деле? Кому на TV мешает светлое, наполненное истинной верой и любовью к Родине слово поэта? Доколе, мягко выражаясь, прагматизм и меркантильность, иначе говоря «формат», будет править бал почти на всех каналах? На некоторые телеканалы направлялись персональные приглашения на вечера памяти Владимира Волкова, проходившие в Культурном центре Вооруженных Сил Российской Федерации, однако, к сожалению, ни на одном вечере их представителей мы не увидели, а очень хотелось бы. Четвертый год пребывает «в той области небес» замечательный народный поэт, а на этих каналах не сделано о нем ни одной передачи, ни одного документального фильма, да и вообще о нем не упомянуто. А ведь это именно он - тот «пророк в своем Отечестве», который должен по праву занять свое место в истории русской культуры. Есть еще одна мудрость: «За деревьями не видим леса». Творчество Владимира Волкова поднимает слушателя туда, где видны и лес, и поле, и река, и золотые купола. Оно согревает, снимает с глаз пелену, ведет за собой и собирает друзей и единомышленников. Появились исполнители, которые полюбили его творчество и поют его песни по-своему. Многие из них признаются, что поднялись на новую ступеньку, сняли «ржавчину» с сердец, прикоснувшись к его творчеству.
     «...Все вроде ничего, бывало
     посложней,
     И живы ниточки духовного родства,
     И вера есть, и нет ее важней -
     Да только вера та без дел мертва!..»

     А нам с вами остается чтить завещание замечательного русского православного поэта и музыканта, надеяться и верить, жить в любви и «.учиться, учиться прощать...». Вот только жаль, что многие вопросы нам приходится решать теперь без наших кумиров и пророков минувшей эпохи: без Окуджавы, Высоцкого, Талькова, Волкова. Трудно нам без них в этом новом ХХI веке. Но «в песню новую свято верю я...», - писал Владимир Волков. Дай Бог и нам поверить!
     

     

     
Владимир ВОЛКОВ


     9 Мая нас всех собирает

     Не звали на помощь, не ждали
     подмоги
     И, пот растворяя в пыли,
     Стирая подметки о тело дороги,
     На запад колоннами шли.
     И слезы скрывали, и сон забывали,
     Шальные дырявили флаг.
     И кровью своей ордена обмывали
     Почаще, чем спиртом из фляг.
     И виделся в чутком сне
     Сибири глубокий тыл
     И дом, где скучают по мне
     Все те, с кем в том доме жил.
     Поле чисто, в траве роса,
     Серебриста в руке коса.
     А на триста - кругом леса
     Под самые небеса...
     Колонны редели и вновь пополнялись,
     И снова редели подчас.
     Комвзвода, комроты, комбаты
     менялись
     В неделю по несколько раз.
     Не ждали пощады и верили в Бога
     По горло в грязи и в крови...
     Был прав комиссар - мы верстали
     дорогу
     Во имя великой любви.
     И виделся в чутком сне
     Сибири глубокий тыл
     И дом, где скучают по мне
     Все те, с кем в том доме жил.
     Поле чисто, в траве роса,
     Серебриста в руке коса,
     А на триста - кругом леса
     Под самые небеса...
     Девятое мая нас всех собирает,
     Протез по асфальту скрипит.
     Господь потихоньку к себе забирает
     Всех тех, кто тогда не убит.
     Но наши знамена по-прежнему
     рдеют,
     Звеня, как натянутый нерв,
     А наши колонны навеки редеют,
     Исчерпав последний резерв.
     И видится в жутком сне
     Фугаски полтонной взрыв,
     И кто-то на белом коне,
     Погонами плечи прикрыв,
     Вперед указует перстом,
     А что говорит - не понять,
     А рядом мальчишка пластом,
     Мальчишку ничем, ничем не
     поднять...

     

     Бьет горячий огонь
     

     Бьет горячий огонь сквозь холодный
     гранит.
     Береженого Бог бережет и хранит!
     Вырастают мальчишки в
     российских солдат:
     Ваньки, Лешки и Мишки - ни шагу
     назад!
     Траки гусениц стонут в проклятом
     песке.
     Кто-то стонет, обиду зажав в
     кулаке,
     В голубую беретку уходит слеза,
     На безусом лице стекленеют глаза.
     На поверке помянут исполнивших
     долг
     И в палатки потянут потрепанный
     полк.
     И не то чтобы страх, просто ночка
     темна.
     И не то чтобы мир, и не то чтоб
     война...
     Автоматная дробь, гильзы
     стреляной звон.
     Упакованный гроб давит взлетный
     бетон -
     Ваньки, Лешки и Мишки ногами
     вперед,
     До отказа забит грузовой самолет.
     Вот и новый рассвет зародился в
     ночи,
     И голодную степь протыкают лучи,
     И ложатся патроны в железный
     поток,
     Тянет змейку колонна на Ближний
     Восток...


     Кавказский крест

     Помню, я точно помню, была
     вспышка,
     В грязи возился, пытаясь подняться с
     колен.
     Помню, подумал: «Похоже, теперь
     крышка!»
     Очнулся и понял, что жив и еще плен...
     Небо в клетку, вонь, неглубокая яма,
     Мешок в крови, разодранный
     камуфляж -
     Кровавый мешок... В бреду поминал
     маму...
     А может, все это неправда, а может
     - мираж?
     Только в мираже этом было так много:
     Сосед загибался и все же пытался
     шутить.
     Он был из-под Курска, и звали его
     Серега...
     Зарезан Серега - родня не смогла
     заплатить.
     И был побег, и Бог весть, как оно
     получилось.
     И я бежал, бежал, не чувствуя ног.
     А в голове отбитой вдруг будто
     включилось:
     «Что же с тобою и где ты теперь,
     сынок?»
     Но снайпер все видел. Он вскинул к
     плечу винтовку,
     Он понял сходу, меня не достать за
     мостом.
     И пятую пулю в затылок вогнал ловко,
     Меня покрестив навеки кавказским
     крестом.



Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex