на главную страницу

19 Ноября 2009 года

Страна и мир

Четверг

ТУРЦИЯ МЕНЯЕТ ПРИОРИТЕТЫ

Наталья ЯРМОЛИК, «Красная звезда».



Недавно Анкара отпраздновала 86-ю годовщину провозглашения Турецкой Республики. За годы своего развития страна пережила много изменений. Однако те, которые сейчас происходят во внешней политике Турции, можно даже назвать революционными. Или как образно написала «Нью-Йорк таймс», Турция выпрыгнула из своей проамериканской смирительной рубашки и самоутверждается в качестве влиятельного независимого игрока в сердце обширного региона, который простирается от Ближнего Востока до Балкан, Кавказа и Центральной Азии.

     
«Армянский прорыв»

     В первую очередь эти изменения проявились в отношениях с Арменией. 10 октября в Цюрихе были сделаны первые практические шаги, способные самым коренным образом изменить геоэкономическую и геополитическую ситуацию не только на Южном Кавказе, но и в регионе Ближнего Востока. Впервые в многовековой истории взаимоотношений двух народов Армения и Турция закрепили в совместных документах не результаты войн и конфликтов, а стремление к выстраиванию более или менее цивилизованных отношений. Это касается протоколов, которые предусматривают восстановление дипломатических отношений и открытие границы между ними.
     После их ратификации парламентами Армении и Турции, если все пойдет нормально, через два месяца откроется граница, а через три месяца уже сможет начать работу межправительственная комиссия.
     Несомненно, так называемый «армянский прорыв» стал одной из важнейших внешнеполитических инициатив Турции за последние годы, хоть и реализован он был под давлением и при поддержке из-за рубежа. Так, во время своего визита в Турцию президент США Барак Обама, выступая в местном парламенте, недвусмысленно дал понять Анкаре: либо начало армянского прорыва, либо признание Вашингтоном армянского геноцида.
     Огромный вклад в процесс налаживания турецко-армянского диалога внесла и Россия. В отличие от Вашингтона, Москва не выдвигала турецкому руководству каких-либо требований и не ставила вопроса о нормализации отношений так жестко. Позиция Кремля в этом вопросе основывалась на чисто объективных соображениях: в современных условиях двум соседним государствам по истечении стольких лет просто невыгодно и непрактично иметь закрытую границу. Разногласия между ними также разрушают возможность реализации и совместных проектов в регионе. Россия, как стратегический партнер Армении, осознавала, какие в политическом, экономическом и даже социальном плане возможности откроются для Еревана, если отношения с Анкарой будут нормализованы. Турция также является для России дружественной страной. Развитие российско-турецких связей в различных областях год от года идет по нарастающей.
     Конечно, между Москвой и Анкарой периодически возникают некоторые вопросы, вызывающие недопонимание, однако в Кремле осознают, как важно посредством переговорного процесса установить в регионе атмосферу добрососедства. Исходя из этого Россия оказывала и продолжает оказывать всяческое содействие в восстановлении отношений между Арменией и Турцией.
     Между тем не стоит ожидать, что их нормализация будет происходить без проблем. Слишком много еще вопросов осталось для обсуждения. Конфликт из-за Нагорного Карабаха, в котором Турция выступает на стороне Азербайджана, проблема признания Анкарой геноцида армян - над всем этим сторонам предстоит еще много и долго работать.
     
Новая страница в отношениях с Ираном

     Еще один поворот, который совершила Анкара в последнее время, касается отношений Турции с Ираном. Весьма показательным в этом плане был визит премьер-министра Турции Реджепа Тайипа Эрдогана в начале октября в Тегеран. По словам Эрдогана, Турция и Иран представляют собой «стабилизирующую ось» и позитивно влияют на обстановку в регионе. Он дал понять, что именно Анкаре и Тегерану «принадлежит ключевая роль в улаживании кризисных ситуаций» в регионе.
     В ходе своего визита в Тегеран премьер-министр Турции открыто обвинил Запад в использовании двойных стандартов в отношении Ирана. «Те, кто выступает за глобальное ядерное разоружение, должны в первую очередь начать с собственных стран», - заявил он. Эрдоган назвал Иран «другом Турции» и подчеркнул «необъективное отношение» Запада к иранским ядерным исследованиям, которые, как он полагает, носят мирный характер. По его мнению, каждая страна имеет безусловное и самое естественное право использовать атомную энергию в гуманитарных целях. Он подчеркнул, что «этим правом обладают и Турция, и Иран». «Если идея заключается в том, чтобы опустошить Иран или стереть его с лица земли, то я не думаю, что это будет правильно», - заявил глава турецкого правительства, назвав при этом идеи о военном ударе по иранским ядерным объектам не иначе как «сумасшедшими».
     Комментируя итоги визита, межарабская газета «Аль-Хаят» отметила, что он открыл новую страницу в отношениях между Анкарой и Тегераном. Несмотря на различные концепции исламских государств - светского характера в Турции и клерикального в Иране, - после визита Эрдогана в Тегеран создается впечатление о стремлении двух государств «наладить прочные мосты» и тесно взаимодействовать в острые моменты.
     
Посредник года

     А вот взаимодействие с Израилем у Турции в последнее время не складывается. Свидетельством тому стало решение Анкары об отказе Израилю в участии в военных учениях НАТО на территории Турции, в которых эта страна участвует уже давно. Что еще хуже, в тот день, когда Израиль получил отказ, Турция объявила о планах проведения совместных военных маневров с Сирией, внесенной США в список «государств - спонсоров терроризма». А за несколько недель до этих событий Анкара и Дамаск создали совместный «совет стратегического сотрудничества». Все это может стать сигналом начала конца тесного военного и экономического взаимодействия Турции с еврейским государством.
     Правда, Анкара не исключает возобновления отношений между странами на прежнем уровне. «Наши отношения всем известны. Мы продолжим контакты, основываясь на позиции справедливости, но никогда не примем чужую политическую волю», - заявил премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган.
     Что же касается турецко-сирийских отношений, то в них произошел существенный прорыв. В начале октября между двумя соседними странами было открыто свободное перемещение граждан и грузов, отменены въездные отметки в паспортах. Это решение стало, по словам министра иностранных дел Турции Ахмета Давутоглу, «показателем уровня обоюдного доверия». А ведь 20 лет назад Турция и Сирия едва не оказались на грани войны из-за «курдского вопроса». Состоялось и первое заседание Высшего сирийско-турецкого совета по стратегическому партнерству на министерском уровне.
     Не прекращаются посреднические усилия Анкары также по урегулированию кризиса между Багдадом и Дамаском. Отношения между сторонами сильно охладели после 19 августа, когда в Багдаде произошла серия терактов, унесшая жизни около 100 человек. В организации этих атак правительство Ирака обвинило скрывающихся в Сирии функционеров бывшей правящей партии Баас и сирийские власти, предоставляющие им убежище. Послы двух соседних государств друг за другом были отозваны «на консультации». Турция сейчас прикладывает все усилия, чтобы примирить стороны.
     Многие политологи уже прочат Анкаре лавры главного регионального посредника. Активные контакты с арабскими и исламскими странами, налаживание с ними экономических связей, посреднические услуги турецкой дипломатии в урегулировании кризисных ситуаций - все это только способствует усилению позиций Анкары на Ближнем Востоке. Можно даже сказать, что сейчас авторитет Турции в исламском мире высок как никогда.
     «Между Турцией и соседними государствами развивается совершенно новая модель отношений. Связанные историей и географией мы стремимся, в первую очередь, добиться общего лучшего будущего для Ближнего Востока», - заявляет министр иностранных дел Турции Ахмет Давутоглу.
     
Нелегкий выбор

     Очевидно, что правящая в Турции партия справедливости и развития все больше отходит от прежней традиционной увязки внешней политики с курсом, проводимым США и НАТО. Однако, как представляется, делает это вынужденно. Перспективы Турции на вступление в ЕС со временем становятся все более туманными. Президент Франции Николя Саркози по-прежнему выступает против принятия Турции в Евросоюз, утверждая, что она географически не является частью Европы. Канцлер Германии Ангела Меркель придерживается такой же позиции. Понятно, что после этого лидеры правящей в Турции партии справедливости и развития будут комфортнее чувствовать себя в Дамаске и Багдаде, нежели в Париже или Берлине. В декабре на саммите стран - членов Евросоюза европейские лидеры будут снова решать вопрос о дальнейшей судьбе переговоров о вступлении Турции в ЕС. Результат его можно предположить заранее - положительным для Анкары он вряд ли будет. Многие турецкие граждане уже интерпретируют такой отказ не иначе как простое нежелание брать в свой состав страну с таким большим количеством мусульманского населения.
     Корректировка турецкого курса вызвала определенную нервозность в США. Ведь она может во многом затруднить реализацию американских планов в зоне Персидского залива, в Черном море, на Кавказе, в Центральной и Восточной Азии. При этом в Вашингтоне понимают, что им трудно проводить политику сдерживания Турции, хотя по-прежнему обладают такими мощными рычагами воздействия на нее, как финансовая и военно-техническая помощь. Поэтому следует ожидать, что в ближайшие годы отношения США и Турции примут форму сложной игры, где будут параллельно решаться задачи противоборства и сотрудничества. Примером тому стало недавнее посещение Анкары заместителем госсекретаря США Филиппом Гордоном, который, как ни в чем не бывало, заявил: «Мы уверены, что Турция продолжит оставаться нашим близким партнером, а также партнером Запада и Европы». А в ближайшее время уже премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган посетит с официальным визитом Вашингтон. И нет сомнения, что там его попытаются убедить в важности стратегического партнерства с США.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex