на главную страницу

21 Ноября 2009 года

Страна и мир

Суббота

Какой будет развязка

Вадим МАРКУШИН, «Красная звезда».



     Дела с Ираном, точнее с процессом прояснения точной направленности его ядерной программы, продолжают находиться в том состоянии, когда ни одна из заинтересованных сторон не может с уверенностью заявить, что она предпримет в следующий момент. Худший помощник здесь - нервозность, толкающая к опрометчивым заявлениям и шагам.
     Тем не менее развязка приближается. В конце концов даже если у Совета Безопасности ООН запас терпения стремится к бесконечности, чему способствуют Россия и Китай, санкции против Ирана могут принять отдельные страны. Речь идет, естественно, о Соединенных Штатах и их союзниках по НАТО.
     Собственно, в четверг, находясь в Сеуле, Барак Обама именно об этом и предупредил Тегеран. Он сказал, в частности, что США вместе с партнерами готовят пакет санкций, призванных вынудить Тегеран принять «справедливые предложения» международного сообщества. Все это может произойти, по словам президента, «в течение ближайших недель». То есть, надо думать, до конца года. Далее, видимо, Ирану дадут какой-то срок на размышления, чтобы к весне или, может быть, к лету угрозы воплотить в реальное экономическое давление.
     Днем раньше, в среду, иранское руководство однозначно отказалось от предложенной МАГАТЭ схемы обогащения урана для мирного использования на атомных объектах Ирана. Схема эта, как известно, предполагает изготовление материала для АЭС поэтапно в России и Франции. Иранцев она не устраивает. Они вообще не хотят вывозить ядерное сырье за пределы страны и предлагают прямой его обмен на готовые топливные сборки. Но такого варианта, в свою очередь, опасается Запад, считающий, что вывоз урана из Ирана, если и не лишал бы его возможностей произвести боевой ядерный заряд, то, во всяком случае, затруднял это. Все это дало бы некоторый выигрыш во времени и надежду на то, что в Тегеране возобладает более трезвый подход к проблеме обеспечения национальной безопасности.
     Заметим, что иранские политики демонстрируют не только жесткость и несговорчивость. Они весьма изобретательно играют роль поборников дипломатических решений. Президент Махмуд Ахмадинежад на сей счет на днях прямо заявил, что «переговорные ресурсы» далеко не исчерпаны и что дипломатам надо еще хорошенько поработать над согласованием позиций и достижением компромиссной сделки. За переговорный процесс выступает и Москва, которая как была, так и остается противником грубого давления - даже в таком деле, как нераспространение оружия массового поражения. И это вовсе не какое-то ее «родимое пятно мягкотелости». В известных регионах и обстоятельствах тот же Вашингтон закрывает глаза на то, что ему вроде бы никак не должно быть по душе.
     В пятницу в Брюсселе прошла встреча политдиректоров «шестерки» (пять постоянных членов СБ ООН и Германия). Ее участники обменялись оценками ситуации и рассмотрели, что еще можно сделать, чтобы все-таки убедить Тегеран сотрудничать с МАГАТЭ.
     Следует также отметить, что иранцы тщательно просчитывают для себя «тяготы» потенциальных санкций. Или, как выразилось агентство Рейтер, насколько экономические наказания США и Евросоюза могут быть «травмирующими» для национального хозяйства. Тут Тегеран, конечно, осторожен, ухудшать и без того не очень здоровую экономическую ситуацию ему никак не хотелось бы. Поэтому, выдержав до предела волевую паузу, иранское руководство все-таки может сделать встречный шаг. Такой ход событий не исключает никто из серьезных экспертов.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex