|
Владимир КУЗАРЬ, «Красная звезда. |
Так говорят в Японии, когда хотят подчеркнуть какую-то несовместимость. И именно эта пословица напрашивается, когда наблюдаешь за выстраиванием новым японским правительством отношений с нашей страной. Буквально неделю назад, 15 ноября, на саммите Азиатско-Тихоокеанского экономического сообщества в ходе переговоров с Дмитрием Медведевым премьер министр Юкио Хатояма заявил о готовности строить с нашей страной стратегические отношения. При этом он, как можно судить по сообщениям информагентств, не выдвинул никаких условий, в том числе и известной территориальной проблемы. И это не могло не найти приветствия с российской стороны, поскольку эта проблема, которую Токио уже не одно десятилетие ставит во главу угла своей политики, значительно затрудняет взаимовыгодное сотрудничество двух стран.
Но уже через несколько дней, 18 ноября, Хатояма, встречаясь с губернатором самого северного острова страны Хоккайдо, поднял территориальную проблему, заявив, что его не устраивает вариант ее решения, предложенный Советским Союзом еще в 1956 году. Напомним, что согласно ему СССР, демонстрируя добрую волю, выразил готовность вернуть Японии после подписания мирного договора два малых острова Шикотан и Хабомаи. По словам Хатоямы, он хотел бы услышать от Москвы более продвинутое предложение на этот счет и обсудить его «на встрече с Президентом России Медведевым где-нибудь на четырех северных островах». И здесь нельзя не обратить внимания на то, что японский премьер употребил словосочетание «северные острова», именно так в Токио называют ту часть российской земли, на которую Япония выдвигает свои территориальные претензии, а не название «Южные Курилы».
А в пятницу японское правительство Японии утвердило документ, в котором говорится, что Южные Курилы находятся под «незаконной оккупацией Российской Федерации». Тем самым кабинет Хатоямы подтвердил давно сформулированный подход Токио к этому вопросу. «Если будет подтверждена их принадлежность Японии, - отмечается в документе, - мы гибко подойдем к срокам, форме и условиям возвращения островов». Это также соответствует позиции прежних японских правительств.
Так что налицо желание нового японского руководства совместить несовместимое: с одной стороны, оно говорит о своем стремлении развивать с Россией отношения партнерства, а с другой - называет нашу страну оккупантом и выдвигает ей некие ультиматумы. Но ведь «ветер и вишневый цветок не могут быть хорошими друзьями».
|