на главную страницу

24 Ноября 2009 года

Армия и общество

Вторник

Путь конструктора

Павел ПЛУНСКИЙ.



22 ноября исполнилось 100 лет со дня рождения талантливого конструктора крылатых ракет и комплексов ПВО, ближайшего соратника Павла Сухого, главного конструктора семейства самолетов Су-7 и Су-17 лауреата Ленинской и Государственной премий, Героя Социалистического Труда Николая ЗЫРИНА.

     О жизни и работе Николая Григорьевича известно не так уж и много. Его фамилия, как говорится, не на слуху у обычных людей. В прежние времена военные самолеты ставили на вооружение ВВС нашей страны и отправляли на экспорт – в другие государства, а имена их создателей зачастую оставались в тени грифов секретности. Не стал исключением и Николай Зырин, о его участии в различных проектах, имеющих приоритетное значение для обеспечения безопасности страны, знал очень ограниченный круг специалистов.
     Дорога к вершинам конструкторской работы Николая Зырина началась с обычных ступеней, которые проходили его сверстники. После окончания школы в 1928 году он был направлен на учебу в рабфак имени В.И. Ленина, а в 1931 году поступил в Московский авиационный институт и был одним из первых его выпускников. МАИ он окончил в 1936 году по специальности «Инженер-механик по самолетостроению», но свою трудовую деятельность в области авиации начал в качестве конструктора завода № 39 еще весной 1935 года, совмещая ее с учебой. По распределению его направили в то же самое заводское конструкторское бюро – ОКБ Н.Н. Поликарпова. За пять последующих лет Николай под руководством корифея отечественного авиаконструирования прошел путь от инженера-конструктора до заместителя начальника ОКБ.
     В начале Великой Отечественной войны, в августе 1941 года, Николая Зырина перевели из Москвы в Казань на эвакуированный авиационный завод № 22. Здесь он в качестве помощника главного конструктора В.М. Петлякова (в дальнейшем – начальника ОКБ) занимался вопросами обеспечения серийного выпуска, доработок и модификации бомбардировщика Пе-2.
     После гибели Петлякова с 1943 года главным конструктором и руководителем опытно-конструкторских отделов на заводе № 22 в Казани по модификациям и серийному производству пикирующего бомбардировщика Пе-2 назначили В.М. Мясищева. В сентябре 1944 года для ОКБ выделили новую производственную базу в Москве – завод № 482. После реэвакуации коллектива Николай Зырин продолжал работать в качестве заместителя главного конструктора прославленного советского авиаконструктора вплоть до 1946 года.
     С марта 1946 года после расформирования ОКБ В.М. Мясищева у Зырина начался довольно продолжительный период «административных» назначений. Сначала его перевели на завод № 51. Здесь он в течение года работал под началом В.Н. Челомея, создавая беспилотные «самолеты-снаряды», называемые по нынешней терминологии крылатыми ракетами. Затем в апреле 1947 года он был направлен на завод № 134, где в должности заместителя главного конструктора впервые близко познакомился с П.О. Сухим.
     В те первые послевоенные годы ОКБ Сухого напряженно работало над созданием первых отечественных реактивных самолетов. Летные испытания проходили истребители Су-9 и Су-11, а в заделе ОКБ уже были бомбардировщик Су-10, перехватчик Су-15 и будущий сверхзвуковой экспериментальный самолет Су-17. Забегая вперед, необходимо отметить, что индексы Су-9, Су-11, Су-15 и Су-17 были повторены на новых самолетах после восстановления ОКБ П.О. Сухого.
     В конце 1949 года ОКБ попало под жернова административного сокращения в Министерстве авиационной промышленности и было расформировано и переведено на завод
     № 156, в ОКБ А.Н. Туполева. Однако Зырин в отличие от П.О. Сухого не задержался и там. Менее чем через год его направили в ОКБ-1 министерства вооружений. Необычная для тех лет форма перевода объяснялась неординарностью ситуации. В это время по заданию И.В. Сталина в стране разворачивались работы по созданию новой, более эффективной системы ПВО. Головным исполнителем работ по данной тематике было определено вышеназванное ОКБ-1, руководителем которого стал Серго Берия. Важность решаемых задач потребовала собрать воедино наиболее грамотных и талантливых специалистов. Возможно, внимание на Н. Зырина обратили по причине имевшегося у него опыта работы по крылатым ракетам.
     С конца 1950 года по январь 1954 года в качестве заместителя технического руководителя, а в дальнейшем начальника отдела Николай Зырин принимал непосредственное участие в разработке и создании первого отечественного зенитно-ракетного комплекса ПВО С-25.
     В начале 1954 года Н. Зырина переводят во вновь организованное ОКБ-2, где под руководством Петра Грушина в должности начальника конструкторского отдела, а затем заместителя главного конструктора он принимал участие в разработке первой отечественной управляемой ракеты класса «воздух – воздух» РС-1У и зенитной ракеты типа В-750 для зенитно-ракетного комплекса С-75.
     Вместе с тем Николай Зырин, считая своим призванием работу авиаконструктором, никогда не терял надежды вернуться к проектированию самолетов. В мае 1956 года ему удалось добиться перевода в воссозданное ОКБ Сухого. В должности заместителя главного конструктора, а с ноября 1959 года – главного конструктора ОКБ-51, он проработал до июня 1985 года. Этот период стал наиболее плодотворным во всей его трудовой деятельности.
     Первоначально Николай Григорьевич курировал в ОКБ конструкторские отделы, разрабатывавшие планер самолета. Позднее в соответствии с новой структурой распределения обязанностей он стал возглавлять работы по машинам типа Су-7 и Су-17. В дальнейшем под его непосредственным руководством в ОКБ проводились все работы по проектированию, постройке и испытаниям всех модификаций истребителей-бомбардировщиков типа Су-7 и Су-17. За 20 лет были созданы и внедрены в серию (включая экспортные варианты) 15 модификаций самолетов.
     За счет модернизации самолета, его БРЭО, а также расширения номенклатуры вооружения с включением в его состав управляемых ракет было достигнуто увеличение технического ресурса самолетов типа Су-17 на 70 процентов, массы боевой нагрузки – на 60 процентов, а интегральный показатель боевой эффективности вырос в 4 раза. Все это удалось сделать практически без увеличения общей стоимости летательного аппарата.
     В 1970-1980-е годы самолеты типа Су-17 состояли на вооружении ВВС и авиации ВМФ СССР. Во время боевых действий в Афганистане Су-17, наряду со штурмовиком Су-25, стал основным самолетом тактического звена ВВС 40-й армии.
     У нас в стране самолеты этого типа состояли на вооружении вплоть до 1997 года, а в нескольких странах мира они до сих пор находятся в боевом строю. С 1970 по 1991 год в 15 стран мира на экспорт поставлено 1.165 самолетов Су-20 и Су-22 (экспортные модификации Су-17).
     За заслуги в области создания авиационной техники Николай Зырин награжден двумя орденами Ленина и двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденом Отечественной войны I степени.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex