на главную страницу

26 Ноября 2009 года

Страна и мир

Четверг

КОМПРОМИССЫ И ПРОВОКАЦИИ

Вадим МАРКУШИН, «Красная звезда».



Как сообщается из Бейрута, Россия готовится к передаче Ливану в качестве дара десяти истребителей МиГ-29, о чем было принято решение еще год назад. Тогда с визитом в Москве побывал министр обороны Ливана Ильяс Мурр, который заявил, что российские партнеры «самым серьезным образом отнеслись к просьбе о повышении боеспособности ливанской армии, которая выполняет важную функцию по поддержанию стабильности и противостоит террористической угрозе».

     Свидетельством «глубокой дружбы, связывающей народы России и Ливана», назвал решение передать Ливану в виде помощи 10 истребителей МиГ-29 и руководитель парламентского большинства Саад Харири, возглавивший на днях коалиционный кабинет. По его словам, «ливанцы даже не могли мечтать о таком подарке».
     Таким образом, Ливан пополнит уже весьма приличный список стран, военно-воздушные силы которых оснащены отлично зарекомендовавшими себя машинами этого класса. Как считают в ливанском военном ведомстве, капитальных ремонтных работ, как сообщает ИТАР-ТАСС, на аэродромах не потребуется.
     Заметим, что приобретение Ливаном боевых истребителей происходит на фоне неспокойной обстановки в этом «микрорайоне» Ближнего Востока. Смутные предчувствия в общественной атмосфере кристаллизуются в здешней прессе, которая предрекает новые провокации и даже военное вторжение со стороны Израиля. Основательные аргументы в пользу худших сценариев развития событий не приводятся. Тем не менее главком ливанской армии генерал Жан Кахаваджи на днях отдал распоряжение о введении в частях и подразделениях повышенной боевой готовности.
     Израилю все это, конечно, не нравится. По укоренившимся израильским представлениям, первопричиной многолетнего противостояния в регионе является поведение арабских радикалов, не признающих право на существование Государства Израиль. Поэтому, дескать, надежная и совершенная оборона – это израильская, а не арабская проблема. Арабы с такой постановкой вопроса, естественно, не соглашаются.
     В результате умеренные палестинские политики ведут бесконечные переговоры с израильтянами, добиваясь прекращения кровопролития, а радикалы перечеркивают всю эту дипломатию. Последний наглядный тому пример – соглашение, подписанное в прошлую субботу «от имени всех фракций» Фатхи Хамадом, «министром внутренних дел» ХАМАС. Но уже на следующий день лидер «Исламского джихада» в Газе Халид аль-Батч в интервью арабской редакции Би-би-си заявил, что его группировка не намерена прекращать «законное сопротивление» и продолжит наносить ракетные удары по Израилю. Позже свое несогласие с подписанным соглашением озвучили и другие палестинские радикалы.
     Впрочем, израильские военные тоже не очень уважают букву протокола. И правая рука порой делает нечто совершенно иное, чем рука левая. В ночь на воскресенье, как сообщили источники, самолеты израильских ВВС нанесли удары по двум мастерским по производству боеприпасов в секторе Газа, а также по туннелю в Рафиахе, предназначенному для контрабанды оружия из Египта. Пять палестинцев получили ранения.
     Но это «мелочи» по сравнению с готовящейся сделкой по обмену израильского военнопленного Гилада Шалита на крупную партию палестинских заключенных, некоторые из которых причастны к терактам. «Мероприятие» намечено на пятницу. И все эти дни наполнены драматическим ожиданием развязки. В палестинских семьях затаив дыхание ждут освобождения своих сыновей. В то же самое время родственники жертв терактов в Израиле проводят акции протеста.
     Словом, освобождение из тюрем заключенных – политическая акция, воспринимаемая в Израиле по-разному. Людям, исповедующим «левые» взгляды на процесс урегулирования проблемы с палестинцами, она добавляет уверенности в том, что мир в стране не такая уж утопия, но для этого нужно делать реальные шаги по направлению к нему. Тех же, кто концентрируется на «правом» фланге, всякий компромиссный шаг настраивает на еще большее ожесточение.
     Не менее зримо (если не более) идейный водораздел в израильском обществе проявляется в вопросе возвращения палестинцам оккупированных территорий. У стойких защитников «революционных завоеваний» правительственные постановления о демонтаже домов еврейских семей и передаче земельных участков прежним хозяевам вызывают гневное возмущение. «Этак нас загонят в границы 1947 года!», – восклицают они, не желая верить в реальность такого хода событий.
     По свидетельствам израильской печати, сторону выселяемых нередко занимают солдаты армейских подразделений, посланных для контроля исполнения решений властей. Подобные факты называют «началом тревожной тенденции» в армейской среде, грозящей породить конфликтные ситуации между правительством и армией.
     С другой стороны, существует такое явление (якобы пока редкое), как «левый отказ». Оно имеет место среди призывников, не желающих рисковать жизнью на оккупированных территориях, которые, по их мнению, все равно придется вернуть палестинцам. Любопытно, что «левые уклонисты» чаще всего происходят из обеспеченных семей. Такое «левое смещение» называют здесь парадоксальным и требующим каких-то мер реагирования со стороны политического руководства.
     Тем временем на этих днях произошло примирение Израиля с Турцией. Их отношения испортились после того, как Анкара резко отреагировала на начало операции израильской армии «Литой свинец» в секторе Газа. Однако стремление Турции к более активному участию в ближневосточных делах мотивировало ее попытки восстановить былые связи.
     В израильском руководстве на этот счет были разные мнения. К примеру, министр иностранных дел Авигдор Либерман был против выдачи туркам некоего мандата «наибольшего благоприятствования» в посреднических делах между Израилем и Сирией. В прошлое воскресенье он так и заявил: «После дерзких слов и откровенной ерунды, которые позволяли себе турецкие политики в адрес Израиля, Анкара не может быть посредником».
     Иной точки зрения придерживался министр торговли и промышленности Биньямин Бен-Эллизер. В понедельник он побывал в Анкаре, где, по его словам, имел «очень конструктивную встречу» с главой турецкой дипломатии Ахметом Давутоглу.
     Последний, кстати, сообщил журналистам, что кризис в отношениях между Анкарой и Иерусалимом закончился. И что между ними всегда оставался «открытым канал связи», поэтому нет необходимости все начинать с начала».


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex