Подвиг
Это произошло при освобождении Польши от немецко-фашистских захватчиков 20 января 1945 года. О событиях этого дня рассказывает выписка из журнала боевых действий 16-й воздушной армии. Вот он передо мной, этот документ со всеми исходными данными: ЦАМО РФ, ф. 363, оп. 6476, д. 494-495, л. 47.
...Вылетевшая на разведку пара штурмовиков Ил-2 обнаружила на железнодорожной станции Мацишевице три эшелона, около 90 вагонов с живой силой противника и боеприпасами. Четыре шестерки Ил-2 во главе с командиром 58-го гвардейского штурмового авиационного полка Героем Советского Союза гвардии подполковником В. Панфиловым в сопровождении восьмерки истребителей Як-9 нанесли сосредоточенный удар по железнодорожной станции. Несмотря на плотное зенитное прикрытие, в результате штурмовки, как установили позже при облете на По-2, было уничтожено до 70 вагонов, 2 паровоза и не менее полутора сотен солдат и офицеров противника.
Но зенитно-артиллерийским огнем был подожжен самолет гвардии младшего лейтенанта Николая Гурина. Сбить пламя летчику не удалось. Можно было отвернуть попытаться приземлиться. Но то была территория, занятая немцами, что для спасшихся значило одно - плен. И тогда вместе с воздушным стрелком Павлом Арбузовым они решают направить горящий самолет в скопление вагонов.
Прикрывавшие штурмовиков штурман 812-го истребительного авиационного полка капитан Тищенко и командир 1-й истребительной эскадрильи Джабидзе, на чьих глазах все это произошло, в своей докладной написали: «Летчик гв. мл. лейтенант Гурин Н.П., будучи подбитым зенитной артиллерией противника и не имея возможности спасти свою жизнь и самолет, горящим самолетом врезался в эшелон противника. Бессмертный подвиг гвардейца Гурина является примером высшей доблести и геройства. Он погиб, но победил». Очевидцами подвига Николая Гурина были и двое летчиков-штурмовиков - Филиппов и Дрозд.
Николай Гурин - мой брат. Вот уже много лет наша семья пытается увековечить его подвиг. Но дальше гуринского уголка в школе, где он учился, и пионерского отряда его имени дело не сдвинулось.
Через два месяца, 20 января, исполняется 65 лет со дня подвига Николая Гурина и Павла Арбузова, которые не дрогнули, когда боевая обстановка сложилась точно такой же, как до них у экипажа Николая Гастелло.
|| Владимир ГУРИН, ветеран Вооруженных Сил. Владимир.
Эхо войны
29 сентября 1943 года стрелковое отделение сержанта Николая Чикурова первым в полку форсировало Днепр и захватило одну из траншей переднего края противника. На занятый плацдарм, постепенно его расширяя, стали высаживаться остальные подразделения. Смелые, инициативные действия сержанта Чикурова и его подчиненных во многом предопределили успех полка. Месяц спустя, 29 октября, Чикурову Николаю Васильевичу было присвоено звание Героя Советского Союза.
Закончив войну в Чехословакии, демобилизованный старшина Чикуров вернулся в родную Удмуртию. В 1971 году Николай Васильевич переехал к родственникам в Казахстан, где в том же году скончался.
Местных жителей, и прежде всего руководителя музея боевой славы школы № 1 г. Темиртау Нину Николаевну Сысоеву, не могла не заинтересовать такая неординарная личность, как отмеченный высшей наградой воинской доблести уроженец далекой Удмуртии Николай Чикуров. Остается только сожалеть, что так внезапно оборвалась его жизнь и личное знакомство продолжалось недолго.
По просьбе Нины Николаевны военный комиссариат Удмуртской Республики выслал в Темиртау документы и другие материалы о Чикурове. Они стали главными экспонатами школьного музея. Начатая несколько лет назад переписка продолжается и доныне. Мы в Ижевске, например, знаем, как в казахстанском Темиртау чтут память нашего земляка, как члены детской организации «Болашак» из средней школы № 1 ухаживают за его могилой.
Хочу через газету поблагодарить Нину Николаевну Сысоеву, учащихся Актолкын Алькенову, Ивана Боднара, Олесю Иваниди, Влада Баумбекова, Таню Корякину и других жителей Темиртау, для которых перестают существовать границы, когда речь заходит о нашем общем героическом прошлом, об увековечении памяти героев Великой Отечественной войны.
|| Е. СКОРОБОГАТОВА, старший помощник начальника отделения военного комиссариата Удмуртской Республики. Ижевск.
Ветеранское житье-бытье
По телевизору говорят, в газетах пишут, что нас, фронтовиков, остается все меньше и меньше и нужно сделать все, чтобы нам жилось как можно лучше. В войну, пока дошел до Берлина, был трижды ранен, получил два ордена, несколько медалей, благодарность Верховного Главнокомандующего.
Сейчас я уже давно как инвалид, ходить невмоготу - варикоз, но машину не дают, потому что не записался в очередь до 1 марта 2005 года. Попытку встать я сделал еще в 2000 году, но тамбовская областная ВТЭК тогда решила, что могу обойтись и без машины.
В 2002 году обратился к Президенту России при проведении им «прямой линии». Ответ получил от полномочного представителя Президента РФ в ЦФО, где было сказано, что при ухудшении состояния здоровья я имею право на повторную медико-социальную экспертизу.
Здоровье, как и следовало ожидать, ухудшилось. К тому же жена у меня инвалид 1-й группы, совсем слегла, и я неотлучно нахожусь рядом с ней как сиделка. Так что на повторную МСЭ у меня нет ни сил, ни возможностей. А тут еще транспорт. До райцентра от нас больше 50 км, автобус к нам не ходит уже года два. Только «маршрутка», и та три раза в неделю на четыре села. Каждый раз переполненная. Чтобы съездить в районную больницу, нужно нанимать частника. А это тысяча рублей. А много ли у нас со старухой этих тысяч?
Вот где машина не то что не роскошь и даже не средство передвижения, а средство выживания. И все из-за 1 марта 2005 года, когда была узаконена несправедливость, разделившая фронтовиков как бы на два сорта. При выделении ветеранам войны квартир решили «отменить» эту «роковую» дату: какая разница, когда записали в очередь, главное, что человек воевал. Может, так же стоит поступить и при обеспечении фронтовиков автотранспортом или компенсацией за автомобиль?
|| Андрей КУЛЮШКИН, инвалид Великой Отечественной войны. Новотомниково, Моршанский район, Тамбовская область.
|