на главную страницу

1 Декабря 2009 года

Страна и мир

Вторник

ИСХОДЯ ИЗ ВЫСШИХ ИНТЕРЕСОВ

Вадим МАРКУШИН, «Красная звезда».



В воскресенье на официальном сайте Президента Российской Федерации был опубликован проект договора о европейской безопасности. Обращаясь к соседям по континенту, российское политическое руководство рассчитывает на их позитивный отклик, говорится в преамбуле к тексту документа.

     Напомним, что с инициативой о разработке договора о европейской безопасности Дмитрий Медведев выступил в июне прошлого года. Президент РФ заявил тогда, что целью качественно нового, всеобъемлющего международного соглашения, над которым работала российская сторона, является закрепление в юридическом порядке принципа единого и неделимого пространства безопасности. Принимая на себя обязательства по договору, подписанты тем самым подтвердят свою решимость «окончательно разделаться с наследием «холодной войны», подчеркнуто в предисловии к проекту предлагаемого для обсуждения документа.
     Что видится принципиально важным в будущем договоре?
     Прежде всего, конечно, то, что он базируется на таких авторитетных, общепризнанных документах, как Устав ООН, Хельсинкский Заключительный акт, Манильская декларация о мирном разрешении споров, Хартия европейской безопасности. С одной стороны, это, так сказать, фундаментальные вещи, не вызывающие ни у кого никаких сомнений.
     С другой стороны, в этой ссылке подразумевается весьма прозрачное напоминание об ответственности государств, высокие представители которых в свое время имели честь поставить свои подписи под названными документами. Совсем не лишнее, актуальное напоминание. Имея в виду, что довольно часто в международной практике происходят события и факты, далекие от того, чтобы можно было сказать: они соответствуют духу и букве постановлений высшего порядка.
     При этом в проекте подчеркнуто, что договор не будет толковаться как затрагивающий главную ответственность Совета Безопасности ООН за поддержание международного мира и безопасности, а также права и обязательства участников, вытекающие из Устава ООН.
     Отметим далее то, что, принимая за основу принцип неделимой и равной безопасности, подписанты возьмут на себя внятно выраженное обязательство не наносить ущерб друг другу никакими действиями, которые могли бы расцениваться с точки зрения потенциальных угроз. Созданию всякого рода угроз страны, подписавшие договор, также не должны будут ни содействовать, ни соучаствовать посредством предоставления национальной территории, ни потворствовать поощрительной позицией.
     Злободневность данного обязательства, как и последующих оговорок, не вызывает никакого сомнения. Ведь буквально за каждым из известных международных конфликтов последнего времени непременно выглядывало именно потворство. Не будь его, не случилось бы, к примеру, ни грузинской расправы над Южной Осетией, ни отъема у Сербии части ее исконной территории.
     Не было бы и вооруженного вторжения в Ирак - в том случае, если бы мировое сообщество со всей ясностью и решительностью заявило свой протест. Однако вместо протеста мы слышали лишь разглагольствования на тему безнравственности деспотизма. При этом деспоты некоторых других национальных принадлежностей почему-то оставались неприкасаемыми. То есть и здесь порой царствуют все те же двойные стандарты.
     Специальная статья договора посвящена такому деликатному вопросу, как получение достоверной информации по соответствующему дипломатическому запросу на предмет принимаемых «мер законодательного, административного или организационного характера, которые, по мнению запрашивающего участника, затрагивают его безопасность». Причем и о запросе, и об ответе на него должны будут знать все участники договора.
     Предусматривается механизм рассмотрения вопросов, затрагивающих предмет договора, а также разногласий и споров, которые могут возникнуть между его участниками в связи с его толкованием и применением. Это консультации, конференция и чрезвычайная конференция. Тут же достаточно подробно расписано, что и как нужно делать, чтобы организовать проведение консультаций и конференций.
     Две отдельные статьи касаются обсто
     ятельств, связанных с возможным вооруженным нападением (либо угрозой такого нападения) на одного из участников договора. В частности, речь идет о незамедлительном созыве чрезвычайной конференции.
     Итак, предмет для серьезного разговора представлен на рассмотрение европейской общественности. Мяч, как говорят, на стороне наших западных соседей.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex