на главную страницу

2 Декабря 2009 года

На океанских широтах

Среда

Хлеб-соль для «ладного»

Владимир ПАСЯКИН, «Красная звезда»
  Фото автора.



В августе этого года в течение многих дней внимание мировой общественности было приковано к поиску исчезнувшего сухогруза Arctic Sea. Его захватили восемь пиратов, скрывавшихся под личиной экологов. Практически все они ранее судимые и имевшие серьезное преступное прошлое. Люди жестокие, хорошо подготовленные физически, владеющие оружием и готовые на самые отчаянные действия. Именно поэтому они без особого труда взяли верх над немногочисленным экипажем в 15 человек, установили над ним жесткий контроль.
  Искать судно в океане - дело сложное. Даже при наличии спутников и привлечении авиации. Но именно такую задачу поставили экипажу сторожевого корабля «Ладный», который, пройдя Средиземное море, следовал на Балтику для участия в крупномасштабном учении «Запад-2009». Однако вскоре после Гибралтара повернул на юг в сторону Канарских островов, а затем островов Зеленого мыса.
  В широтах Южной Атлантики черноморцы, прямо скажем, бывают нечасто. В новейшей истории флота трудно припомнить случай, когда здесь бывали наши корабли: побережье Марокко, Западной Сахары, Мавритании. Черноморцам куда привычнее район Средиземного моря, Северная Атлантика, Индийский океан.
  Но обстановка потребовала - и они оказались в неосвоенных южных широтах, у берегов Западной Африки.

     
За дело взялись профессионалы

     - Большая нагрузка ложилась на командира БЧ-1 старшего лейтенанта Ивана Окорокова, командира БЧ-5 капитана 3 ранга Антона Митюшкина, - рассказывает командир корабля капитан 2 ранга Александр Шварц, - но они и их подчиненные успешно выполнили свои задачи.
     Иван Окороков - сын флотского офицера. Его отец капитан 1 ранга Борис Окороков служил в управлении боевой подготовки ЧФ, и Иван, выросший в офицерской семье, сделал осознанный выбор в жизни. Несмотря на относительную молодость, он уверенно справлялся как с большой нагрузкой, так и с малоосвоенными районами плавания, уверенно прокладывая курс корабля в самых разных широтах.
     Антон Митюшкин в должности уже несколько лет. Его профессионализм не вызывает сомнений. Грамотный, подготовленный специалист. У него самая крупная боевая часть. Заведование, - весь корабль. «Хозяин стального сердца» - командир турбомоторной группы капитан-лейтенант Максим Кузинов. «Властелин трубопроводов и пара» - командир трюмно-котельной группы капитан-лейтенант Алексей Кириченко. Ну а все энергоснабжение корабля на командире электротехнической группы старшем лейтенанте Артеме Штовфуне. Такое вот «инженерное трио» под началом Антона Митюшкина на совесть отпахало все 104 дня похода, давая кораблю заданный ход, электроэнергию и воду.
     Кстати, о воде, топливе и продуктах. За время похода корабль осуществил 12 заправок разными способами от среднего морского танкера «Иман» и одну от СБ «Шахтер». И первую скрипку здесь играли специалисты БЧ-5, принимавшие ГСМ и воду. Заправку осуществляли борт о борт кильватерным способом, причем нередко в свежую погоду, где без особого мастерства и умения не обойтись.
     Связь - это управление. А СКР «Ладный» требовалась постоянная связь. Причем во время операции не столько с Черноморским флотом, сколько с управленческими структурами ВМФ. Причем в отрыве от основных сил, можно сказать, в одиночном плавании и в удаленном районе. Сказать, что были сложности, - не сказать ничего. Тем не менее командир БЧ-4 старший лейтенант Артем Бойко и его подчиненные сумели обеспечить корабль постоянной бесперебойной связью на разных широтах Мирового океана. И с разными объектами взаимодействия. Наводку кораблю давала Москва, используя разные данные, в том числе авиации. Ну а дальше поиск вела радиолокация корабля. Подчиненные командира БЧ-7 капитан-лейтенанта Александра Меркулова «ощупывали» горизонт на многие десятки миль окрест. Пришло время - сумели «схватить» и Arctic Sea. И после того держали его в поле зрения своих радаров. Что особенно важно в ночное время, когда видимость ограничена.
     Александра Меркулова перевели на «Ладный» с СКР «Пытливый» перед самым походом. Он быстро врос в обстановку и обеспечил полностью работу боевой части управления.
     
Как Arctic Sea стал Jon-Jin 2

     К моменту обнаружения захваченного судна его уже как бы и не существовало. Это был Jon-Jin 2. Кстати, судно вторично усилиями пиратов поменяло название, путая карты искавшим его силам, и прежде всего сторожевику.
     ...Сухогруз обнаружили в темное время суток, в 23 часа, когда рассмотреть надстройки судна и идентифицировать его было весьма сложно. К тому же беглецы при запросе представились как северокорейский экипаж, в соответствии с названием на борту. Причем роль капитана блестяще сыграл главарь банды, разговаривая на английском с корейским акцентом. Тем не менее военные моряки раскусили маскировку пиратов и дали приказание застопорить ход. Оружие не применяли. На всю операцию ушло четыре ракеты. Две красные – предупредительные и две осветительные, которые командир корабля использовал после обнаружения сухогруза, чтобы лучше его рассмотреть. Ослушаться боевой корабль «экологи» не решились. Они прекрасно понимали, что спастись бегством от военного корабля им не удастся.
     На рассвете СКР «Ладный» подошел ближе к «Джон джину 2», и началась его предметная и конкретная идентификация. По полученной к тому времени сторожевиком информации, «Джон джин 2» был вдвое больше по тоннажу обнаруженного судна и располагал вдвое большим количеством кран-балок, нежели замаскированный имярек. При более пристальном изучении на «Ладном» заметили, что надпись на борту судна не соответствовала общепринятым стандартам. Чувствовались «пляска букв» и свежепокрасочные работы. Сомнения отпали. По многим признакам это был именно Arctic Sea. После трудных переговоров черноморцы сумели заставить выйти на связь уже не липовых, а истинных членов экипажа, в том числе настоящего капитана. Они описали себя. Все прояснилось, стало на место.
     Черноморцы действовали твердо и решительно. По их приказанию с Arctic Sea спустили вельбот. В нем находились экипаж и пираты. Причем по требованию военных моряков последние имели отличительные знаки - белые повязки на голове.
     Сначала на борт «Ладного» приняли экипаж сухогруза. Морякам Arctic Sea, кто в этом нуждался, оказали медицинскую помощь. В частности, у одного из моряков была легкая травма ноги, и флотские медики сделали все необходимое, чтобы ввести человека в строй.
     «Экологи» же требовали особого контроля. Их принимали на борт корабля со всеми мерами предосторожности, понимая, с кем имеют дело. Антитеррористическая группа морских пехотинцев во главе со старшим лейтенантом Русланом Сатдиновым была на «товсь». Как, впрочем, и часть моряков «Ладного». Принятых с Arctic Sea разместили во внутренних помещениях корабля. Пиратов взяли под жесткий контроль.
     
На рейде Кабо-Верде

     На Arctic Sea высадилась досмотровая группа во главе с начальником штаба бригады противолодочных кораблей капитаном 1 ранга Олегом Шастовым. В нее вошли 11 человек. В том числе командир электронавигационной группы старший лейтенант Станислав Курбанов, сигнальщик, электрик, боцман и некоторые другие специалисты, необходимые для перехода морем и обеспечения безопасности судна. А также капитан, старший механик, второй механик и боцман Arctic Sea. Досмотровая группа тщательно осмотрела судно на предмет нахождения на нем оружия, запрещенных и опасных грузов. Таковых обнаружено не было. Надо сказать, что на Arctic Sea уже заканчивались продовольствие, топливо, пресная вода. Было принято решение: СКР «Ладный» доставить «экологов» и часть экипажа в Республику Кабо-Верде. Сухогрузу оставаться в районе задержания под присмотром черноморского СМТ «Иман» до подхода буксира Северного флота «Алтай», который возвращался из Гаваны и находился в дальнем походе уже четвертый месяц.
     Понятно, что «экологи» требовали к себе особо пристального внимания. Эти тертые калачи могли выбросить любой фортель, понимая, что впереди их ждут большие неприятности. Поэтому за ними нужен был глаз да глаз. Их главарь по прозвищу Альфа вел себя нагло и развязно, угрожая морякам крупными неприятностями в дальнейшем. Впрочем, черноморцы не из слабонервных. На наглость и угрозы они отвечали твердостью и спокойствием.
     Конечно, столь большое количество принятых на борт людей сильно потеснило экипаж. Первоначально даже возникло некоторое недовольство у группы моряков с Arctic Sea, связанное со скромными бытовыми условиями. Но когда они увидели, как «спрессовался» сам экипаж «Ладного», всякое роптание прекратилось. Моряки, освободив свой кубрик для гостей, вынуждены были жить на боевых постах. Моряки сухогруза осознавали, что своим освобождением из плена обязаны морякам «Ладного», и более упреков не возникало.
     Экипажу СКР стало намного легче, когда они сдали в Кабо-Верде «экологов» и моряков Arctic Sea. В порт не заходили, доставив людей плавсредством. За исключением старшего на борту капитана 1 ранга Игоря Смоляка. А вот на корабле встречали посла РФ в Республике Кабо-Верде А. Карпушкина и военного атташе полковника П. Кравченко. Четыре часа стоянки на рейде. Вот, собственно, и вся «экскурсия» за время трехмесячного похода.
     
От Канарских островов до Мальты

     А дальше - возвращение к злополучному сухогрузу, куда подоспел СБ «Алтай», переход на Канарские острова, обеспечение работы следователей и судоводительской группы.
     Связку «Алтай» - Arctic Sea постоянно эскортирует «Ладный», находясь в визуальной видимости. Он обеспечивает людей на сухогрузе продовольствием.
     В море Альборан «Алтай» передал буксирную вахту СБ «Шахтер», и черноморский буксир-флагман продолжил эстафету северянина вплоть до Мальты, где и был подписан акт о передаче Arctic Sea судовладельцу.
     Обо всех трудностях и нюансах этого дальнего похода не расскажешь. Их слишком много. Начиная от океанской волны и влажного тропического климата и заканчивая неурегулированностью международно-правовых вопросов борьбы с пиратством, о которых 20 ноября сказал Президент РФ Дмитрий Медведев.
     Необычность этой операции очевидна. «Ладный» шел на учение «Запад-2009», а фактически по внезапной вводной осуществил поиск захваченного пиратами судна и освободил его экипаж. Причем сделали это без единого выстрела. Без единой жертвы.
     Военные, однако, на то и военные, чтобы быть в готовности выполнить любой приказ. И в этой ситуации нельзя не сказать о роли командира корабля, на плечи которого легла огромная международно-правовая ответственность за операцию.
     
Четвертый командирский поход

     Из командиров сторожевых кораблей Черноморского флота капитан 2 ранга Александр Шварц самый опытный и подготовленный. В должности командира «Ладного» он чуть более трех лет. И это его четвертый дальний поход в качестве хозяина мостика. А вообще 11-й забосфорский поход за всю корабельную службу, которую он начал на ЧФ после окончания Высшего военно-морского училища подводного плавания имени Ленинского комсомола. Причем Александр ничуть не жалеет, что стал надводником в отличие от подводников - отца капитана 1 ранга Тибора Яношевича, кавалера ордена Красного Знамени, и старшего брата Владимира, служивших на атомоходах Северного флота. Одним из самых значимых был его поход на СКР «Пытливый» в Индийский океан и участие в российско-индийских учениях «Индра-2003». В ту пору Александр Шварц был старпомом на «Пытливом». Это была особая страница не только в жизни тогдашнего старпома, но и всего Черноморского флота, вернувшегося в Индийский океан. А вообще в активе офицера - неоднократное участие в международных учениях «Активные усилия», а также учения причерноморских государств в рамках Blackseafor.
     Александр Шварц с отличием окончил Высшие офицерские классы и был назначен командиром сначала СКР «Пытливый», а затем СКР «Ладный». Он командовал активно плавающим кораблем. И его опыту могут позавидовать даже старшие начальники. Скажем, тот же начальник штаба бригады противолодочных кораблей капитан 1 ранга Олег Шастов. Кстати, ни он, ни старший на борту - заместитель командира дивизии надводных кораблей капитан 1 ранга Игорь Смоляк (был командиром ГРКР «Москва») не вмешивались в управление кораблем. В силу того, что Александр Шварц лучше, чем кто-либо другой, знает свой корабль.
     
Хлеб-соль, оркестр и 12.700 жарких миль за кормой

     ...И вот родной и долгожданный Севастополь. Командир СКР «Ладный» доложил заместителю командующего ЧФ вице-адмиралу Сергею Меняйло об успешном выполнении поставленной перед экипажем задачи. Вице-адмирал Меняйло, руководивший силами флота в море во время прошлогодней августовской операции по принуждению Грузии к миру, не понаслышке знает о горячих регионах. Ему выпали в свое время Каспийск, Дагестан, Ингушетия, Абхазия... А «Ладный» ныне действовал в районе Атлантики, нарабатывая опыт борьбы с международным пиратством. Легкой эту задачу никак не назовешь. И потому поздравления адмирала экипажу были теплыми, искренними. Потому были оркестр, хлеб-соль, улыбки и объятия жен и детей моряков, с которыми они не виделись более трех месяцев.
     Влажный тропический климат Атлантики у побережья Африки, 12.700 жарких миль оставили свой след на корпусе корабля. Было видно, что пришел он не с парада на День ВМФ, а из далекого и трудного похода, где его трепала большая океанская и крутая морская волна. Такой вид корабля вызывает у моряков уважение. Это показатель штормовых миль. Его корпус покрасят, и борта корабля вновь обретут свежий вид. Главное в другом. Успешно выполнена важная государственная задача. Экипаж вызволен из пиратского плена, судно передано судовладельцу. А Андреевский флаг с гордостью пронесен по широтам Мирового океана.
     Сегодня пиратство - одна из острых мировых проблем. Россия как крупная морская держава, уже не первый год активно участвует в защите судоходства в наиболее «горячих» в плане пиратства регионах Мирового океана. Но большей частью это делали корабли Северного, Тихоокеанского и Балтийского флотов, патрулируя пиратоопасные районы. «Ладный» стал черноморским первенцем, участвуя в сложной операции мирового значения. Причем его экипажу поставили не абстрактную, а вполне конкретную задачу, которую к чести Черноморского флота экипаж и морские пехотинцы решили.
     Военно-морской флот России в лице черноморцев получил богатый и очень конкретный опыт борьбы с пиратством. А эстафету от «Ладного» приняли два больших десантных корабля ЧФ «Ямал» и «Цезарь Куников», чье пребывание на широтах Мирового океана продолжается. Впрочем, это уже следующая страница противопиратской летописи черноморцев.
     На снимках: сторожевой корабль «Ладный»; его командир капитан 2 ранга Александр ШВАРЦ.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex