- Андрей Дмитриевич, где проходило совещание?
- В красносельском приюте для «трудных» детей от десяти до пятнадцати лет. Это государственное социальное учреждение. Директор – бывший десантник, орденоносец – уделяет военно-патриотическому воспитанию огромное внимание. Там есть замечательный музей, который охотно посещают воспитанники.
- А что обсуждали?
– Главный вопрос дискуссии – объединение военно-патриотических клубов. Объединение в общероссийском масштабе было бы очень полезным. Не только чтобы организовать допризывную подготовку, но и в плане общегражданского воспитания. Как сказал один из участников, «мы не только солдат для армии готовим, хотя каждый мужчина должен знать воинское ремесло. Мы готовим прежде всего ответственных граждан. Из древней истории известно, что в Риме и Спарте, позднее – в странах Европы гражданин, не служивший в армии, не имел права голоса в народном собрании. Да и в нынешнее время в некоторых странах Запада порядок такой: если ты не служил в армии, то на государственную службу тебя не возьмут».
По всей России военно-спортивных клубов около 10 тысяч, из них православных и православно ориентированных – 3 тысячи. Объединяться надо. Результативность работы от этого несомненно возрастет. Мешают амбиции – никто не хочет подчиняться другому.
- На встрече присутствовали представители органов образования, военных организаций, думского комитета по делам молодежи?
- Нет. У нас была встреча в узком кругу. К сожалению, пока отношения с этими организациями не налажены. Эта проблема затрагивалась на прошлогодних Рождественских образовательных чтениях. Выступая на секции по военно-патриотическому воспитанию, участники говорили о том, что армии мы не нужны, министерству образования – тоже, комитету по работе с молодежью – тоже. Нам было заявлено ответственным работником: если вы будете учить детей вышивать, вязать и танцевать, то мы вам денег дадим, а вы можете подвергнуть детей опасности. Мы ответственность на себя брать не хотим. Беда в том, что отсутствует ясное представление о молодежи и ее интересах. То, чем она увлекается, чем живет, называется субкультурой. Так что под одну гребенку стригут всех: готов, эмо, любителей восточных единоборств, «голубых», «зеленых», «фиолетовых» – и нормальных ребят, которые, как и всякие мальчишки, увлекаются оружием, борьбой и так далее.
- Но существует же «Всероссийская программа военно-патриотического воспитания на 2006–2010 годы». Все упомянутые ведомства должны в ней участвовать. И средства выделены.
- Не всегда удается проследить путь этих денег. Чаще всего они достаются тем, кто на виду, кто известен. А кто только начинает работу – оказывается в невыгодном положении.
- Какое место в работе с детьми и подростками занимает Русская Православная Церковь, синодальный отдел, в котором вы работаете?
- Если ставить вопрос об объединении военно-патриотических клубов, то оно возможно только под эгидой Церкви. Это единственная общероссийская структура, которая нам помогает постоянно. Наш синодальный отдел должен заниматься этими вопросами, более того, координировать их. Отдельные примеры у нас есть. Так, в Москве отец Иоанн Ермаков окормляет объединение «Стяг». Но для отдела это должно быть самостоятельным направлением работы. А пока у нас даже нет священника, который занимался бы только этим вопросом.
- Каковы ваши обязанности как начальника штаба?
- Работа с документами, составление писем в официальные органы, общественные организации, проведение мероприятий, поездки, аналитическая работа, подготовка материалов в православные средства массовой информации. Важное место в нашей работе занимает организация Суворовских и Ушаковских сборов. С 14 по 18 октября состоялись V Ушаковские сборы в Калининграде. Эти сборы проходят каждый раз на новом месте, непременно связанном с жизнью и деятельностью великого русского адмирала. На Балтике начиналось его служение, сюда же он потом и вернулся. Сборы патронировал епископ Балтийский Серафим. В отличие от Ушаковских Суворовские сборы проходят всегда в одном и том же месте – в усадьбе дочери полководца «Суворочки» Владимирской области. Рядом храм, в нем еще Суворов молился. Эти сборы проходят всегда в одно и то же время – перед Великим постом. Устраиваются они без привлечения государственных средств. Какие-то деньги выделяет местная администрация, областной комитет по образованию.
- Какой в основном контингент детей, занимающихся в клубах?
- Весьма прискорбно, но не более 10 процентов ребят и девочек – дети из нормальных семей. У остальных 50 процентов нет отцов, у 40 процентов – отцы неродные или такие, что матери специально приводят ребят в клуб, чтобы их наставили на путь истинный. Характерно, что в последнее время приходит все больше девочек. Думаю, это объясняется тем, что в клубах воспитываются настоящие мужчины, и девочки это понимают. Им нравится находиться среди своих ровесников, которые не курят, не сквернословят, уважают их и заступятся за них, если надо. Ребят воспитывают подвижники, которые получают лишь пять с половиной тысяч рублей в месяц, а многие и вообще ничего. Это самоотверженные, чистые люди. По сравнению с окружающей действительностью наши клубы – это настоящий оазис нравственного и физического здоровья. У наших воспитанников, надеемся, будут крепкие семьи, а семья – основа государства. Важно ведь не только надеть камуфляжную форму на ребенка, но и воспитать в нем ответственность. За себя, семью, за тех, кто рядом.
- Как отразится на военно-патриотическом воспитании введение института военного духовенства?
- Несомненно, наилучшим образом. Пока наша работа идет на одном энтузиазме, и это вызывает соответствующее отношение чиновников. Мол, самодеятельностью занимаетесь. А когда в воинской части будет штатный священник, он будет помощником руководителя клуба или сам его возглавит, и к нему отношение будет совсем другое. Когда в клубе появляется батюшка – и дети, и родители рады.
Важно еще отметить, что если клубы войдут в ограду Церкви, это придаст им прочную идейную, духовную основу. В обществе ее сейчас нет. Церковь, вера – это главное, что может дать молодому человеку нравственную опору в жизни. В настоящее время, к счастью, это понимают уже очень многие.
Балтийск. На эсминце. Крайний слева в первом ряду А.Д. Редкозубов.
Открытие Ушаковских сборов.
Дорога к храму.