на главную страницу

3 Декабря 2009 года

Армия и церковь

Четверг

В заботе о будущих воинах

Мария ГРИГОРЬЕВА.



Правительством России принята государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006–2010 годы». В ее разработке участвовали многие министерства и ведомства, ведущие общественные организации, администрации субъектов Федерации, Государственная Дума. Важность этой программы трудно переоценить. От того, насколько успешно она будет выполняться, зависит в конечном счете обороноспособность страны.


     Согласно основным положениям программы, главенствующие функции по ее реализации должны выполнять институты государственной власти, которые руководят воспитательным процессом через межведомственные координационные советы, городские и районные структуры. Программа осуществляется с помощью разнообразных форм, средств и методов массовой педагогики. Создаются «опорные зоны» и экспериментальные площадки, организуются центры традиционной культуры, боевых единоборств, военно-исторического моделирования, лагеря, проводятся военно-спортивные игры, фестивали, соревнования. Большое значение имеет деятельность молодежных отрядов волонтеров, учебных центров для призывников. Проблемы военно-патриотического воспитания активно обсуждаются в средствах массовой информации, на молодежных форумах в Интернете, исследуются учеными-социологами.
     Необходимость принятия государственной программы военно-патриотического воспитания была обусловлена, в частности, тем, что сложные социально-экономические процессы, связанные с реформированием российского общества, наряду с положительными моментами имели и весьма негативные последствия, и прежде всего – в плане нравственной ориентации многих людей. Что касается молодого поколения, то интересы и вкусы значительной его части резко сместились в прагматическую и индивидуалистическую сторону. В результате обесцениваются такие качества, как самоотверженность, готовность к подвигу, честность, добросовестность, вера в добро и справедливость, стремление к правде и поиску идеала, к позитивной реализации не только личных, но и социально значимых интересов и целей.
     Практически полное разрушение системы военно-патриотического воспитания детей, подростков и молодежи в постперестроечное время еще более ухудшило ситуацию. Следствием всего этого явилось разрушение и вымывание из сознания молодежи базовых патриотических ценностей, о чем свидетельствуют не только эмпирические наблюдения, но и специальные социологические исследования. Например, по данным опроса, проведенного ГУВР Вооруженных сил РФ среди призывников-москвичей, в молодежной среде отсутствует понимание таких вещей, как угроза национальной безопасности или необходимость сохранения территориальной целостности России. Каждый третий из опрошенных выразил нежелание проходить военную службу.
     Что можно противопоставить таким тенденциям? Прежде всего, с самого раннего возраста воспитывать в личности духовно-нравственные устои, прививать уважение к культурному наследию своего народа, готовность к самопожертвованию на благо Отечества, приверженность национально-конфессиональным традициям, из них главной является православие, которое в течение почти тысячелетия было общенациональной идеологией России. Что касается сложившихся в советское время форм воспитательной работы с детьми и подростками, то некоторые из них могут быть достаточно эффективными и в настоящее время. В частности, значительное место в воспитательной системе отводилось организации детских каникулярных лагерей. Они являлись своего рода институтом социализации. По сравнению с учреждениями дополнительного внешкольного образования лагеря имели специфику. В лагере акцент ставится не на освоении деятельности как таковой, а на способах организации этой деятельности. В условиях детского лагеря вырабатывались навыки самостоятельности, командной работы, жизни в коллективе, взаимодействия со взрослыми и детьми разных возрастов в обстановке менее формальной, чем в школе, но более структурированной, чем на улице.
     В современном обществе ребенка воспитывают семья, школа и учреждения дополнительного образования. Но в ситуации, когда более трети детей растут с одним родителем, семья не может стать средой для освоения социальных ролей и навыков. Взаимоотношения в школьном коллективе так или иначе выстраиваются вокруг учебного процесса. Личностный потенциал наиболее активных ребят часто оказывается невостребованным. Отношения со взрослыми нередко конфликтны.
     Учреждения дополнительного образования не представляют единой системы, скорее, набор различных секций, кружков, курсов, которые выбраны родителями, чтобы куда-то пристроить ребенка. Современные дети теряют чувство коллективных ценностей, в массовом сознании преобладают ценности индивидуалистические, поэтому попытки организовать совместную деятельность часто наталкиваются на неумение идти на компромисс, учитывать общие, а не личные интересы, жертвовать своими потребностями во имя своих товарищей, общего дела. Именно поэтому организация детских каникулярных лагерей приобретает огромное значение. Социализирующий потенциал временного коллектива, которым является лагерь, огромен. Здесь подросток учится выстраивать свое взаимодействие со взрослыми и другими детьми на иных основаниях, нежели в семье и школе. Сам характер взаимоотношений в лагере коренным образом отличается от отношений в семье и школе. Лагерь способен стать значимой для ребенка средой, где занимаются интересной, организованной, общественно полезной деятельностью под руководством заинтересованного, понимающего взрослого человека. Именно в лагере может быть обретено единство всех направлений воспитания, в том числе военно-патриотического, поскольку они включены в реальный контекст повседневной жизни. В школе же, если это не военное училище, военно-патриотические мероприятия обычно изолированы от системы учебно-воспитательной работы.
     Положительные примеры организации таких лагерей уже есть. При поддержке правительства Москвы, Московского института пограничных войск ФСБ и серпуховского военного института РВСН в 2003 году общественной православно-патриотической организацией «Общее дело» был устроен военно-патриотический лагерь «Ратная застава». Проведено уже двадцать смен лагеря, в которых приняли участие более двух тысяч человек.
     Смена продолжается четырнадцать дней. Казалось бы, что можно успеть за столь короткий срок? Но и за этот срок удается провести много полезных мероприятий. С детьми занимаются профессиональные педагоги и инструкторы. Базой лагеря является сельская школа неподалеку от места дислокации 106-й гвардейской дивизии ВДВ. Одна смена составляет пятьдесят школьников в возрасте от семи до семнадцати лет. Они занимаются высотной подготовкой – альпинизмом, начальной военной подготовкой, рукопашным боем, туризмом. Особое внимание уделяется беседам о героическом подвиге защитников Москвы в дни Великой Отечественной войны.
     Внутренний распорядок предусматривает строгую дисциплину, запрет на курение и сквернословие. Организовано пятиразовое питание. Проводятся экскурсии по культурно-историческим местам Тулы и Серпухова, а также в Военный институт РВСН. В конце смены проводятся соревнования. Ребята, используя альпинистское снаряжение, забираются на здание, форсируют препятствия, участвуют в беге по пересеченной местности, поражают мишени и др. Пребывание в лагере оставляет у многих неизгладимые впечатления, и они изъявляют желание принять участие в следующих сменах. «Нас подружил лагерь», – говорят они.
     Конечно, ребята могут приобрести лишь начальные знания о тех или иных предметах. Однако свою главную задачу – заинтересовать детей военно-патриотической тематикой – лагерь успешно выполняет. К тому же все ребята, захотевшие продолжить занятия по данному направлению, приглашаются после лагеря на бесплатные занятия в военно-патриотические клубы межрегиональной детской общественной организации «Воскресение» и молодежной организации «Общее дело».
     Организация содействия воспитанию детей и молодежи «Общее дело» была создана в 2002 году выпускниками богословских вузов столицы. Она проводит занятия по программам духовно-нравственного и военно-патриотического воспитания, занимается организацией детских и молодежных лагерей, участвует в городских молодежных программах, в православно-патриотических акциях. «Общее дело» тесно сотрудничает с Русской Православной Церковью и органами государственной власти Российской Федерации. Ее деятельность поддерживается департаментом образования Москвы.
     В 2003 году между Московским пограничным институтом ФСБ РФ и организацией «Общее дело» было заключено соглашение о сотрудничестве в реализации программ по военно-патриотическому воспитанию детей и молодежи. Организация имеет своего представителя в Общественной палате Российской Федерации.
     Кроме военно-патриотического лагеря «Ратная застава» эта организация способствовала также созданию православного военно-патриотического лагеря «Русичи» в Рязанской области.
     Военно-спортивные лагеря – лишь одна из составляющих системы патриотического воспитания подрастающего поколения, но очевидно, что она должна занять важное место в комплексе мер, направленных на духовно-нравственное развитие и гражданское становление личности.

     

     Служит священник Павел Дорофеев.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex