на главную страницу

3 Декабря 2009 года

Страна и мир

Четверг

Все та же ставка на силу

Александр ФРОЛОВ.





     Президент США Барак Обама, выступая во вторник перед слушателями Военной академии в Вест-Пойнте, объявил о своей новой стратегии в Афганистане. Как это было и в феврале 2009 года, основная суть стратегии осталась прежней: решение афганского вопроса через еще большее наращивание воинского контингента. На этот раз президент принял решение увеличить его на 30 тысяч человек, доведя общую численность американских военных в этой стране почти уже в первой половине 2010 года до 100 тысяч человек. Одновременно США обратились к своим союзникам по НАТО также нарастить численность своих войск в Афганистане на 5 – 7 тысяч человек. Заместитель помощника министра обороны США Дэвид Сидней сообщил о готовности ряда стран НАТО поддержать усилия американцев.
     Основными причинами наращивания группировки Барак Обама назвал продолжающееся сопротивление со стороны «Аль-Каиды» и движения «Талибан», необходимость перехватить инициативу и внести перелом в развитие обстановки. Он также объяснил, чем Афганистан для США отличается от Вьетнама. От Афганистана, по словам президента, исходит непосредственная угроза для территории США. В отличие от Вьетнама американцы в этой стране не одиноки, они действуют с санкции мирового сообщества, и им нет организованного сопротивления. Хотя уже в этих вышеизложенных тезисах заложено противоречие.
     Но, пожалуй, самым примечательным моментом в выступлении американского президента стало то, что он впервые обозначил сроки пребывания усиленного контингента в этой стране, ограничив их 18 месяцами. То есть вывод войск должен начаться в 2011 году.
     Итак, новая стратегия озвучена, осталось только добиться ее одобрения конгрессом США. Вместе с тем заявление Обамы не только не сняло те многочисленные вопросы, которые витали в американском обществе по поводу афганской кампании, но и увеличило их число. Совершенно очевидно, что война все больше теряет популярность как в обществе, так и в демократической партии. Левое крыло последней считает, что война только поглощает ресурсы, необходимые для внутреннего развития. Но они не протестуют открыто только в силу внутрипартийной солидарности и дисциплины. Правое крыло придерживается мнения, что если в данный момент просто уйти из Афганистана, то афганская столица в считаные недели будет занята талибами. Что же касается американских консерваторов, то те не склонны верить в успех стратегии уже по иной причине. Они полагают, что проведение военной кампании на основе либеральных ценностей заранее делает ее проигрышной. Поэтому Бараку Обаме еще предстоит отстаивать те цели и задачи, о которых он заявил.
     Предлагаемые финансовые выкладки также не вызывают оптимизма. Опыт иракской военной кампании показывает, что американский военный контингент в этой стране постоянно не укладывался в те средства, которые ему ассигновались, и в результате действия США в Ираке обошлись в более чем 700 млрд. долларов. Поэтому 30 млрд. долларов, которые предлагается выделить для выполнения новой стратегии, могут стать только началом. Особенно если военные действия будут иметь тенденцию к расширению. Совершенно очевидно, что увеличенный контингент направляется в страну вовсе не для того, чтобы отсиживаться на своих базах или в укрытиях. В противном случае просто нет смысла его отправлять. Он будет вынужден действовать, а активизация действий может привести как к росту сопротивления, так и к временному затишью. Нельзя исключать, что талибы просто переждут эти 18 месяцев, чтобы впоследствии добиться своего.
     Возможно, можно было бы считать позитивным внесение Соединенными Штатами в повестку дня элемента широкого международного сотрудничества по Афганистану. Основы новой стратегии в Афганистане, по заявлению президента США, будут заключаться в военных действиях против талибов, сотрудничестве с ООН, международными партнерами и афганским народом. Но при этом наблюдается отсутствие форм координации усилий между главными действующими лицами в лице США и НАТО, с одной стороны, и, например, государствами ШОС – с другой. К тому же неразрешимые противоречия существуют между отдельными государствами в четырехугольнике США – Иран – Пакистан – Индия.
     Не могут внушать оптимизма относительно конечных результатов американской стратегии и коррупционная составляющая нынешней ситуации в Афганистане, а также недееспособность центральной власти в этой стране. Конечно же официальный Кабул одобряет американскую стратегию. Это вполне логично. Но, с другой стороны, и у американцев, и у правительства Карзая нет никакой уверенности в том, что битва за умы афганцев выиграна.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex