на главную страницу

4 Декабря 2009 года

Армия и общество

Пятница

НЕБЕСНЫЙ ТРУЖЕНИК

Александр ПИНЧУК, «Красная звезда».



Идея создания аэростатического летательного аппарата (ЛА) дискообразной формы не нова. Еще в Советском Союзе на базе Ульяновского авиастроительного завода при участии Московского авиационного института и КБ им. Туполева проводились работы по воплощению задумки ЛА дискообразной формы в жизнь. Создаваемый аппарат должен был принципиально отличаться по своей форме и структуре от классических аэростатов и дирижаблей. Однако в связи с прекращением финансирования программа была закрыта.
   Сегодня перед разработчиками встала задача по решению вопроса транспортировки грузов – модульных частей нефтедобывающей отрасли и нефтеперерабатывающих заводов в условиях отсутствия транспортной инфраструктуры. В процессе работы над аппаратом выяснилось, что спектр возможностей аэростатического ЛА дискообразной формы куда шире, чем считалось раньше: начиная от перевозки, передислокации грузов и личного состава и заканчивая освоением Арктики и ликвидацией последствий стихийных бедствий.

     В современной России одной из немногих компаний, занимающихся созданием перспективных аэростатических ЛА, является компания «Локомоскай». Планируя наладить производство аэростатического термобалластируемого летательного аппарата типа «локомоскайнер» (АТЛА), а также грузового ЛА, компания сотрудничает с МЧС, ведет консультации с воздухоплавательной службой ВВС России.
     В рамках Международного авиакосмического салона (МАКС-2009) «Локомоскай» заключил соглашение о намерениях по созданию в г. Ульяновске производства АТЛА формы «летающей тарелки» на базе предприятия «Авиастар». В ходе салона была представлена модель ЛА. Модель диаметром семь метров приводилась в движение восемью электромоторами. Радиоуправляемый ЛА в течение двух часов проводил мониторинг обстановки в районе возможной чрезвычайной ситуации. На его борту размещается платформа, способная нести до 20 кг различной аппаратуры контроля.
     Кроме того, совсем недавно компания приняла участие в VIII Международном инвестиционном форуме в Сочи в рамках экспозиции Ульяновской области. Этот регион традиционно представляет на Сочинском форуме инновационные проекты. В этом году экспозиция была объединена общей идеей «Ульяновск – авиационная столица России». Не случайно там был представлен проект компании по разработке и производству аэростатического ЛА. В первый день работы форум посетил председатель Правительства РФ Владимир Путин. Губернатор Ульяновской области Сергей Морозов рассказал главе Кабинета министров о наиболее значимых инвестиционных проектах области, в том числе подробно остановился на проекте аэростатического ЛА.
     Уже сейчас известно, что в Ульяновске будет создана производственная база для изготовления экспериментального образца, а затем и линейки аппаратов большой грузоподъемности (до 600 тонн). В течение 2010 года компания рассчитывает изготовить при поддержке областного правительства экспериментальный образец аппарата.
     Подробнее остановимся на его назначении и характеристиках. Аппарат, прежде всего, предназначен для освоения территорий Сибири, Дальнего Востока. Аэростатический термобалластируемый летательный аппарат типа «локомоскайнер» относится к летательным аппаратам, которые легче воздуха. В отличие от традиционных дирижаблей, весь объем которых заполняется гелием, внутри оболочки этого ЛА имеется два объема: один заполнен гелием, второй – горячим воздухом, поступающим от маршевых двигателей. Гелий обеспечивает практически «нулевую плавучесть» изделию, горячий воздух – его подъем или опускание. Мягкая оболочка закрепляется на основном несущем элементе АТЛА, имеющем форму тора. Дискообразная форма оболочки повышает его аэродинамические качества и уменьшает габаритные размеры по сравнению с традиционными дирижаблями сигарообразной формы. Крейсерская скорость аппарата – 95 км/ч. Экипаж – 4 человека. На одной заправке аппарат может находиться в воздухе более 100 часов. ЛА способен развернуться к готовности к полету за 15—30 минут. Исходя из тактико-технических характеристик, срок перевозки, например, буровой установки сокращается с 28 суток до 2. Аппарат не требует строительства аэродромной инфраструктуры и взлетно-посадочной полосы.
     Бортовой комплекс напоминает вертолетный. Аппарат отличается простотой и удобством в пилотировании и техническом обслуживании в полевых условиях. Любой квалифицированный летчик армейской авиации легко справится с его управлением.
     Что касается эффективности и экономичности использования ЛА, то для него не требуется создания инфраструктуры, в том числе дорог. Также АТЛА позволяет перевозить блочно-модульные конструкции с места сборки на место непосредственной установки, тем самым значительно сокращаются расходы какого-либо предприятия топливно-энергетического комплекса на транспортировку негабаритного газохимического оборудования в труднодоступные регионы страны и его монтаж.
     ЛА можно использовать как универсальную транспортную систему для перевозки особо сложных, крупногабаритных или тяжеловесных грузов.
     Аппарат крайне необходим в районах чрезвычайных ситуаций, в том числе и при тушении пожаров. Возможно использование наружных гондол в качестве снаряженных медицинских пунктов и операционных блоков, пассажирских салонов, салонов с каютами (транспортно-туристический вариант), а также подвесок для выполнения специальных функций – пожаротушения, спасательных операций в зонах стихийных бедствий, для целей оборонного комплекса, связи и т.п. Поэтому МЧС России рассматривает возможности использования подобных аппаратов при возникновении ЧС и ликвидации последствий катастроф.
     Помимо этого, планируется создавать и другие специализированные аэростаты формы «летающей тарелки».
     Во-первых, аппараты аэрогеофизической разведки, которые имеют грузоподъемность до одной тонны. Их экипаж – 2—8 человек. Этот воздухоплавательный комплекс позволит осуществлять аэрогеофизические исследования и разведку недр Земли, транзитных и шельфовых зон океана с использованием самого современного гравиметрического и электромагнитного оборудования. Использование аэростата позволит увеличить точность аэрогеофизических данных в несколько раз, снизив при этом стоимость их получения в 2—4 раза.
     Во-вторых, это аппараты мониторинга и контроля грузоподъемностью 0,5–1,5 тонны. Эти ЛА могут эксплуатироваться как с экипажем, так и в автоматическом режиме. В задачи такого аппарата входит отслеживание состояния протяженных или площадных объектов – линий электропередачи, газо- и нефтепроводов, государственной границы, промышленных зон, специальных объектов, внешних и внутренних акваторий – с использованием сканирующей аппаратуры, в том числе работающей в ультразвуковом и инфракрасном режиме.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex