на главную страницу

5 Декабря 2009 года

Страна и мир

Суббота

За кормой – полвека

Андрей ГАВРИЛЕНКО, «Красная звезда».



В декабре 1959 года после ходовых испытаний на атомном ледоколе «Ленин» был поднят Государственный флаг СССР. Это событие полувековой давности стало не только началом биографии первого атомохода, но и датой рождения всего российского атомного ледокольного флота, самого большого гражданского атомного флота в мире.


     Сегодня без судов с ядерными энергетическими установками невозможно представить арктическое судоходство - они обеспечивают проводки по трассам Северного морского пути и в замерзающие порты страны, перевозки грузов, служат экспедиционным и научно-исследовательским работам в северных морях, разведке минерально-сырьевых ресурсов. Значение этого флота неизмеримо выросло в условиях международной конкуренции в борьбе за ресурсы арктического шельфа.
     Среди задач Федерального государственного унитарного предприятия «Атомфлот» - обеспечение эксплуатации и технологического обслуживания атомных ледоколов. В настоящее время в состав действующего флота входят четыре атомных ледокола с двухреакторной ядерной энергетической установкой мощностью 75 тысяч лошадиных сил. Это атомоходы «Россия», «Советский Союз», «Ямал», «50 лет Победы»; два ледокола - «Таймыр» и «Вайгач» - с однореакторной установкой мощностью 40 тысяч лошадиных сил, атомный лихтеровоз-контейнеровоз «Севморпуть» с реакторной установкой аналогичной мощности. В состав флота атомного технологического обслуживания входят также две плавучие технические базы - «Имандра» и «Лотта», спецтанкер «Серебрянка» для жидких радиоактивных отходов, судно дозиметрического контроля «Роста-1»...
     До реорганизации и перехода в систему Государственной корпорации «Росатом» предприятие «Атомфлот» входило в систему Министерства транспорта России и именовалось как ремонтно-технологическое предприятие, а затем получило статус ФГУП. Еще ранее, в момент создания в 1960 году как достроечной базы Адмиралтейского судостроительного завода, оно занималось обслуживанием первого атомного ледокола «Ленин». До 1988 года предприятие являлось структурным подразделением Мурманского морского пароходства и называлось «База-92» (92 - это порядковый номер урана в периодической системе элементов).
     ФГУП «Атомфлот» расположен в двух километрах от северной границы города Мурманска и занимает территорию 17,2 гектара. Часть территории образована путем отсыпки скальными породами акватории Кольского залива в ходе строительства в 70–80-е годы прошлого века. На предприятии реализован ряд международных проектов, связанных с совершенствованием систем физической защиты атомных судов и береговых объектов, повышением уровня ядерной и радиационной безопасности при обращении с радиоактивными отходами и отработавшим ядерным топливом. В рамках международного сотрудничества с правительствами Норвегии и США реализованы проекты «Накопительная площадка для временного хранения контейнеров с отработавшим ядерным топливом» и «Автоматизированная система радиационного мониторинга накопительной площадки для временного хранения контейнеров с отработавшим ядерным топливом и комплекса переработки жидких радиоактивных отходов на ФГУП «Атомфлот».
     Система физической защиты предприятия отвечает всем современным международным требованиям по защите ядерных материалов. В вопросах мониторинга радиационного фона предприятие тесно сотрудничает с МАГАТЭ...


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex