|
Вадим МАРКУШИН, «Красная звезда». |
К 5 декабря должна была завершиться работа над новым американо-российским договором по стратегическим наступательным вооружениям. Но не завершилась. Никакой драмы из этого переговорщики и наблюдатели не делают, такой вариант скорее даже предполагался, поскольку процесс достижения компромиссного соглашения шел с большим трудом. К тому же он не остановился и 5 декабря. Обе делегации, работающие в Женеве, лишь еще больше напряглись, чтобы как-то соответствовать политической решимости глав государств поскорее подписать заветный документ.
Как хорошо известно, в стратегиях мелочей не бывает. Любое упущение, допущенное специалистами одной из сторон, впоследствии может обернуться асимметрией в балансах и мерах контроля. Что, собственно, и имело место в последние годы, когда американские контролеры могли свободно наблюдать за выходом тяжелых ракет с машиностроительного завода в Воткинске. Российским же коллегам и наблюдать было нечего, поскольку ракеты такого класса американцы прекратили выпускать еще восемь лет назад.
Теперь поставлен вопрос об упрощении и удешевлении процедур взаимной проверки соблюдения будущего договора, что, естественно, предполагает возросший уровень доверия. Но тут свои нюансы. Например, что считать носителем, подлежащим подсчету, - собранную в заводском цеху ракету или только ту ракету, которая уже снаряжена боеголовкой и находится на пусковой установке? Если договариваться о втором варианте, нужно менять и систему инспекций. То есть опять же предстоит дополнительная работа над текстом договора, который должен быть представлен президентам для подписания.
Что касается основного содержания документа, то есть количественных размеров боевых арсеналов, то пока и здесь мы не знаем конкретных цифр. Знаем лишь о так называемых рамочных величинах. По количеству стратегических носителей это 500-1.100 единиц, а по числу ядерных зарядов - 1.500-1.675 единиц. Возможно, переговорщики уже договорились о точных цифрах, но держат их в секрете по взаимному согласию.
Нельзя исключить того, что марафон по согласованию придется отодвинуть на следующий год. Имея в виду наличие не ведомых журналистам нестыковок. Однако и в данном случае о провале переговоров речь не пойдет. В то же время стороны должны будут указать более-менее ясные ориентиры, сделав это в каком-то авторитетном политическом заявлении. Но это будет уже совсем другая история.
Сейчас же все находятся в ожидании развязки, которая вполне может произойти в ближайшие дни. Для встречи и подписания нового договора президенты РФ и США могли бы использовать кулуары такого форума, как международная конференция по климату в Копенгагене, проходящая с 7 по 18 декабря.
Кстати, в конце прошлой недели указывалась еще более ранняя возможная дата подписания - до 10 декабря. При этом имелось в виду, что Барак Обама на этих днях прибывает в Европу, чтобы получить причитающуюся ему Нобелевскую премию мира.
Место подписания столь важного документа, конечно, тоже имеет значение. По случаю такого события была бы не прочь засветиться каждая из европейских столиц. Среди кандидатов называются Копенгаген, Женева, Рейкьявик, Прага.
|