на главную страницу

9 Декабря 2009 года

Армия и общество

Среда

КРЫЛАТЫЙ СТРАЖ РОССИИ

Андрей ГАРАВСКИЙ, «Красная звезда».



Поступившие в 1980–1990 гг. на вооружение ВВС СССР самолеты радиолокационного дозора и наведения А-50 стали крупным достижением авиастроительного и радиоэлектронного комплексов страны. Их включение в состав системы боевого управления авиацией обеспечило обнаружение воздушных целей, в том числе малоразмерных на малых и предельно малых высотах, на достаточно большом удалении от линии государственной границы (линии фронта). Это значительно увеличило резерв времени для организации противодействия авиации противника и вывода нашей авиации из-под удара по сравнению с возможностями наземных радиолокационных станций (РЛС). Подобные системы в то время удалось создать лишь США.
За прошедшее время в характеристиках аппаратуры радиотехнических комплексов (РТК) этих самолетов наметилось отставание от современных требований. Такое состояние важнейшего элемента воздушно-космической обороны государства послужило побудительной причиной того, что ВВС России поручило Концерну «Вега» и ТАНТК им. Г.М. Бериева создать усовершенствованную модель самолета А-50У путем глубокой модернизации радиотехнического комплекса самолета А-50.


     В ноябре текущего года успешно завершен один из важнейших этапов этой опытно-конструкторской работы - государственные совместные испытания самолета А-50У с модернизированным радиотехническим комплексом.
     В их ходе были успешно подтверждены значительно возросшие тактико-технические характеристики и функциональные возможности радиотехнического комплекса, а именно: увеличено количество одновременно сопровождаемых целей и одновременно наводимых истребителей; повышена дальность обнаружения различных типов летательных аппаратов, в том числе и принципиально новых, а также другие характеристики РЛС.
     Такие показатели были достигнуты путем замены бортовой вычислительной системы на новую, которая построена на современных цифровых вычислительных машинах (ЦВМ) с большей производительностью и быстродействием, что позволило нарастить возможности функционального программного обеспечения. Модернизирована и система отображения на рабочих местах операторов.
     Повышенные технические характеристики РЛС достигнуты за счет введения сквозного канала цифровой обработки радиолокационной информации, модернизации приемного и передающего устройств, а также применения новых аппаратных и программных средств ЦВМ. Значительно увеличены надежность и характеристики аппаратуры спутниковой связи в части увеличения скорости, объема и качества информационного обмена.
     Применение в аппаратуре модернизированного РТК современной элементной базы, прогрессивных методов монтажа и сборки, а также других новейших технологий позволило значительно снизить энергопотребление, габариты и массу аппаратуры, а также повысить ее надежность. Это позволило существенно уменьшить общий вес комплекса и облегчить самолет. Как следствие - появилась возможность брать на борт больше топлива при том же взлетном весе машины. Соответственно увеличились дальность полета и время выполнения боевой задачи на заданном рубеже. Взлетно-посадочные характеристики, устойчивость и управляемость А-50У остались без изменений.
     

     «Создание самолета А-50У с модернизированным радиотехническим комплексом - результат плодотворной и согласованной работы предприятий отечественного авиа- и радиостроения.
     Основной тенденцией развития таких комплексов является использование новейших революционных технологий, особенно в радиоэлектронике, микроэлектронике, а в последнее время и в нанотехнологиях, что позволяет значительно повысить уровень характеристик и обеспечивает возможность выполнения принципиально новых функциональных задач. Безусловным приоритетом в нашей работе является стремление к укреплению обороноспособности государства путем внедрения этих технологий в перспективные АК РЛДН, но вместе с тем мы отчетливо понимаем необходимость оптимизации затрат на создание и серийное производство элементов модернизированного самолета А-50У.
     Заглядывая в недалекое будущее, можно с уверенностью прогнозировать, что роль комплексов РЛДН будет только возрастать. Им предстоит решать многочисленные задачи разведки и управления в интересах всех видов ВС, а также Пограничной службы ФСБ России, ФСКН, МЧС. АК РЛДН имеют перспективы как в самолетном варианте исполнения, так и в аэростатном и беспилотном вариантах. Они безусловно займут видное место в общегосударственной информационной системе».
     Генеральный конструктор РФ по системам и комплексам разведки, дозора и управления авиационного базирования и комплексов с беспилотными летательными аппаратами, генеральный директор Концерна «Вега» Владимир ВЕРБА.

     

     В состав пилотажно-навигационного комплекса введена спутниковая навигационная система, позволившая значительно повысить точность самолетовождения.
     Кардинально модернизированы рабочие места членов тактического экипажа самолета. Вместо старых аппаратных стоек на основе электронно-лучевых трубок на А-50У они оборудованы универсальными средствами отображения на основе дисплейных комплектов с жидкокристаллическими индикаторами большой размерности и разрешения.
     Компоновка приборных досок операторов, пультов и органов управления, объем и форма представляемой информации, обзор с рабочих мест, удобство работы с оборудованием и досягаемость его, качество и эффективность сигнализации в полной мере позволяют операторам в летном снаряжении выполнять свои обязанности по решению полетных задач. Кроме того, в отличие от исходного А-50 на А-50У предусмотрены комнаты отдыха для экипажа и буфет с бытовым оборудованием.
     В результате самолет радиолокационного дозора и наведения А-50У можно считать практически новой машиной, относящейся к следующему поколению стратегических оборонительных систем, без которых невозможно обеспечить эффективную оборону страны от современных и перспективных средств воздушного нападения.
     

     «Авиационный комплекс А-50У - это новый шаг в создании единого информационного поля. Его создание позволит повысить эффективность применения фронтовой авиации, в том числе в локальных конфликтах».
     Врио начальника вооружения ВВС генерал-майор Олег БАРМИН.

     

     Завершившиеся испытания самолета А-50У еще раз подтвердили правильность и, главное, своевременность решения о запуске в производство установочной партии этих самолетов, что позволит начать оснащение ими ВВС начиная со следующего года. Последовательная модернизация имеющегося на вооружении отечественных ВВС парка самолетов А-50 до уровня А-50У позволит не только существенно продлить эксплуатацию самолетов дозора и наведения, но и благодаря существенному увеличению возможностей нового комплекса значительно усилить обороноспособность страны, снизить уровень потенциальных угроз от средств воздушного нападения.
     Использованные при создании А-50У технические решения будут в дальнейшем применяться в разрабатываемом перспективном комплексе РЛДН, который придет на смену А-50.
     Совершенствование систем РЛДН ВВС России должно стать очередным шагом на пути создания единой системы разведывательно-информационного обеспечения и боевого управления, а также построения на ее основе единого информационного пространства поля боя.
     Следует иметь в виду, что до настоящего времени Россия и США остаются единственными в мире государствами интеллектуально, технически и экономически способными создать полностью национальные АК РЛДН такого уровня сложности и функциональных возможностей. И этот уровень ни в коем случае не должен быть утерян.
     Высокий авторитет российских специалистов в области создания АК РЛДН нашел отражение в исполнении крупных заказов по линии военно-технического сотрудничества России с иностранными государствами. Так, в интересах ВВС Республики Индия начата и успешно ведется опытно-конструкторская работа (ОКР) по созданию самолета дальнего радиолокационного обнаружения (ДРЛО). Она заключается в создании системы управления перехватом и связи самолета ВВС Индии, который создается усилиями сложной многоуровневой кооперацией предприятий нескольких стран.
     

     «Самолет РЛДН А-50 находится в эксплуатации в авиации ВС РФ с 1984 г. За это время выполнялись лишь отдельные доработки ряда систем и аппаратуры. В результате кропотливой работы промышленности и при участии экипажей ВВС, испытывающих А-50У, цели, поставленные заданием, были достигнуты. Летчикам и расчетам, задействованным в эксплуатации А-50У, будет передан качественный авиационный комплекс с большими возможностями по ТТХ, удобный, эргономичный и комфортный».
     Начальник центра боевого применения (и подготовки расчетов пунктов управления авиацией) ЦКП ВВС подполковник Олег ПОВХ.

     

     Решение Индии привлечь к выполнению программы создания самолета ДРЛО именно российскую сторону не случайно. Во-первых, ВВС Индии давно и активно эксплуатируют военно-транспортные самолеты Ил-76, а теперь и самолеты-заправщики Ил-78. Это значительно упрощает освоение и эксплуатацию комплекса ДРЛО, позволяет эффективно использовать уже созданную аэродромную инфраструктуру. Во-вторых, в основном индийским самолетам ДРЛО придется взаимодействовать с боевой техникой именно российской разработки и производства. Поэтому Концерн «Вега» создал для него уникальную систему управления перехватом и связи.
     В качестве носителя выбран транспортный самолет Ил-76ТД, строящийся на Ташкентском авиационном производственном объединении им. В.П. Чкалова, который оснащается новыми российскими двигателями ПС-90А-76 и радиотехническим комплексом MSA израильской компании ELTA. Головным исполнителем работ по доработке планера самолета, комплектации его системами российского производства, проведению испытаний, а также адаптации его к израильскому радиотехническому комплексу стал Таганрогский авиационный научно-технический комплекс им. Г.М. Бериева.
     На опытном производстве ТАНТК, по контракту с Авиационным комплексом им. С.В. Ильюшина, штатные двигатели Д-30КП самолета были заменены новыми ПС-90А-76. Кроме установки новых двигателей, на самолете были доработаны элементы планера и некоторых систем. Он получил новые обтекатели радиотехнического комплекса и оборудован системой дозаправки топливом в полете.
     25 мая 2009 года после завершения этапа испытаний первого самолета ЭИ с комплексом MSA в Израиле и успешного прохождения приемо-сдаточных испытаний он был передан заказчику - ВВС Индии, совершив перелет из Израиля в Мумбай.
     Концерн «Вега» начал работу над своей частью проекта в 2005 году и в результате на высоком международном уровне в кратчайшие сроки разработал, изготовил и поставил в 2008 году на экспорт в составе самолета ДРЛО бортовую систему связи, две наземные подсистемы связи, комплекты запасных частей и программное обеспечение. В 2009 году поставки продолжались: отправлены на экспорт комплект аппаратуры системы управления перехватом и связи, две наземные подсистемы связи с комплектом материально-технического обеспечения эксплуатации.
     

     «Завершение испытаний авиационного комплекса А-50У - это знаковое событие. Созданный в плодотворном сотрудничестве коллективов ТАНТК им. Г.М. Бериева, Концерн «Вега», при тесном взаимодействии с заказчиком, А-50У знаменует новый этап оснащения ВВС России передовой техникой.
     В перспективе дальнейшее совершенствование систем РЛДН ВВС России станет очередным шагом на пути создания нового поколения авиационных комплексов РЛДН».
     Генеральный директор - генеральный конструктор ТАНТК им. Г.М. Бериева Виктор КОБЗЕВ.

     

     Головной серийный самолет ДРЛО ЭИ был успешно освоен авиационным персоналом ВВС Индии, и 22 июня 2009 года машина выполнила первый вылет по выполнению задач боевой службы.
     Для специалистов предприятий Концерна «Вега» реализация научно-технического потенциала в рамках этого международного проекта стала полезным опытом участия в создании двумя странами (Россией и Израилем) сверхсовременного вооружения в интересах третьей страны (Индии). В ходе работ пришлось решать проблемы технического и организационного характера.
     Следует отметить, что в ходе выполнения этого контракта ТАНТК и Концерн «Вега» уделили большое внимание вопросам интегрированной логистической поддержки, включая и послепродажное обслуживание создаваемого авиационного комплекса. Переговоры о создании системы комплексного послепродажного обслуживания (ППО), впервые в практике заключения подобных контрактов, начались еще задолго до поставки первого самолета ДРЛО. Индийской стороне была предложена комплексная программа ППО, включающая в себя все аспекты технической и летной эксплуатации комплекса, в том числе вопросы материально-технического обеспечения. Система ППО была представлена в штабе ВВС Индии и получила одобрение индийской стороны.
     Самое главное - участие в международном проекте послужило стимулом для внутренней перестройки и овладения современными технологиями создания конкурентоспособной высокотехнологичной продукции в рамках военно-технического сотрудничества с иностранными государствами. В ходе выполнения экспортного заказа менеджеры, конструкторы, технологи и рабочие Концерна «Вега» и ТАНТК им. Г.М. Бериева получили бесценный опыт, который, без сомнения, будет использован при выполнении государственного оборонного заказа и последующих разработках в интересах иностранных заказчиков.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex