на главную страницу

9 Декабря 2009 года

9 ДЕКАБРЯ - ДЕНЬ ГЕРОЕВ ОТЕЧЕСТВА

Среда

СПЛАВ ВОЛИ И МАСТЕРСТВА

Юрий БОРОДИН, «Красная звезда».
Фото автора.



Как часто мы объясняем необъяснимое суровыми вердиктами судьбы-злодейки. На роду, мол, так написано. Я почему-то все вспоминал об этом, беседуя с Героем России капитаном Иваном Нечаевым. Вспоминал и сомневался. Иван стал офицером ВВС - судьбой это объяснять? Скорее уж в этом «виноват» его отец Владимир Викторович - авиационный инженер Ахтубинского Государственного летно-испытательного центра, который для сыновей всегда был примером для подражания. Или то, что, принимая участие в августовских событиях 2008 года, капитан Нечаев совершил подвиг, определено предписанием свыше? Закономерность в этом конечно же есть, но только применительно к конкретному человеку. Ведь лишь сам человек может в критический момент собрать воедино волю, мужество, ответственность и профессионализм. Как это было с Иваном Нечаевым. Впрочем, лучше уж обо всем по порядку, а вы уж сами определяйте: где судьба вмешивалась, а где - что-то другое...


     - Я еще в школе понял, что буду военным летчиком. Поэтому не стал школу оканчивать - поступил в Казанское суворовское, - рассказывает капитан Нечаев. - А после окончания поехал в Волгоград, в легендарную Качу...
     Правда, был уже 1997 год, прославленная кузница летчиков-истребителей расформировывалась. Поэтому за годы учебы у Ивана и его однокашников многократно менялись военно-учебные заведения. Юношей переводили с места на место. Так, в послужном списке курсанта Нечаева были отмечены четыре географические точки: Волгоград, Армавир, Борисоглебск, Краснодар. Хотя сам Иван видит в этом положительные моменты:
     - Это позволило нам получить навыки и по истребительному профилю, и по штурмовому. От каждого из своих инструкторов я что-то взял для своей будущей летной работы.
     Сразу же после получения лейтенантских погон Иван Нечаев был распределен в Буденновский штурмовой авиационный полк. С молодыми летчиками отработали предусмотренную «Курсом боевой подготовки» горную программу. Лейтенант Нечаев получил допуск к ведению боевых действий в горной местности. Правда, совершить свой первый вылет во все еще неспокойную Чечню ему довелось немного позже.
     - Нас всех поставили в пары с опытными офицерами. Я был ведомым у майора Владимира Ярошенко. Он мне прямо, как в фильме Быкова, сказал: «Главное - удержись за мной. И подмечай, как я буду работать».
     В горной местности очень трудно ориентироваться. Характерных ориентиров нет, поэтому идущая впереди боевая машина - порой единственный «маяк» в лабиринте ущелий, хребтов и «зеленки». Но ведущие не только первое время брали на себя основную нагрузку в боевых вылетах, но и после возвращения тщательно анализировали поведение своих ведомых, указывали на ошибки, советовали, как их избежать в будущем. Они передавали молодежи бесценный боевой опыт.
     Тревога в авиаполку 8 августа 2008 года была объявлена почти в полночь. Авиаторы прибыли на аэродром, где и узнали об агрессии Грузии. Машины и летчики были в готовности к выполнению задач по предназначению. Но первый вылет сделали лишь утром. Погоды не было, поэтому «сушки» поднимались в небо с временным интервалом. Звено повел лично командир полка полковник Сергей Кобылаш. Среди вылетевших был и заместитель командира авиаэскадрильи по воспитательной работе капитан Иван Нечаев. Это был его 18-й боевой вылет. Задачу поставили предельно четко: уничтожать обнаруживаемые артиллерийские системы, в первую очередь реактивные системы «Град». Началась боевая работа.
     Первые три вылета сложились для капитана Нечаева удачными. А вот о четвертом нужно рассказать особо. Утром 11-го его Су-25СМ снова вылетел в район Цхинвала. Уже на выходе из атаки на цель Иван заметил шлейф белого дыма, тянущегося к нему. Удар в заднюю часть физюляжа. Пилотажно-авиационные приборы сразу же отказали. Значительно упала тяга двигателей. Летчик доложил передовому авиационному наводчику, что подбит и намерен уходить. Как в песне - «на честном слове и на одном крыле» капитан повел машину обратно.
     Несмотря на то что самолет был поврежден, посадку Нечаев произвел успешно. Когда выбрался из кабины и осмотрел машину, оторопел: как же она сумела дотянуть до базы? Ракетой ПЗРК из «хвоста» был вырван огромный клок и повреждены оба двигателя. Еще больше были поражены сослуживцы: как же Иван рискнул управлять столь сильно раненой «сушкой» и как смог привести ее домой? Он спас самолет. А ведь все это время Нечаев был заманчивой мишенью для противника. Маневренность «Грача» была минимальной, и любая, даже не прицельно пущенная ракета догнала бы и прикончила «подранка». Уже на следующий день на другой машине Иван Нечаев вновь вылетел на боевое задание...
     5 сентября своим Указом Президент РФ Дмитрий Медведев присвоил капитану Ивану Нечаеву звание Героя России. 30 сентября в Кремле офицер получил из рук главы государства высшую российскую награду - Золотую Звезду. Позже еще два летчика полка были удостоены этого высокого звания: полковник Сергей Кобылаш и майор Владимир Едаменко (посмертно).
     Сегодня капитан Иван Нечаев - командир звена. Теперь уже он передает боевой опыт приходящей в подразделение молодежи. Вместе с другими пилотами частенько вспоминает события 2008 года. Вспоминает, чтобы еще и еще раз проанализировать былое и сделать выводы на будущее. У офицера немало собственных наработок, которыми в ходе учебно-тренировочных полетов он охотно делится с подчиненными. Иван Нечаев уверен, что уроки той пятидневной войны нельзя забывать. Кто знает, когда и сколько еще боевых вылетов предстоит выполнить военным летчикам.
     Когда мы прощались с капитаном Нечаевым, я снова вспомнил о своих размышлениях о судьбе. И уже с полной уверенностью ответил себе, что только мы сами в ответе за свою судьбу, за свои решения и поступки. И чтобы быть похожим на таких, как Иван Нечаев, нужно обладать соответствующим характером. А характер формирует жизнь, испытывая человека на излом не только в бою.

     

     На снимке: капитан Иван НЕЧАЕВ.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex