на главную страницу

9 Декабря 2009 года

История Отечества

Среда

Владимир ЧУРОВ
ЭХ, ДОРОГИ!

(Из цикла рассказов «Путешествие с гвардии генерал-майором артиллерии Владимиром Иосифовичем Брежневым от Будапешта до Вены»)



«Красная звезда» заканчивает цикл рассказов председателя Центральной избирательной комиссии РФ Владимира Чурова, посвященных эпизодам Великой Отечественной войны, в которых принимал участие его дед по материнской линии генерал Брежнев. Ранее в газете опубликованы материалы «Аэродром близ Шарвара» («Красная звезда» от 22 июля 2009 г.), «Танки в треугольнике» («Красная звезда» от 19 и 26 августа нынешнего года) и «Орудия смотрят в зенит» («Красная звезда» от 18 ноября 2009 г.). Они стали основой книги, которую готовит к выпуску издательство «Кучково поле».


     Мы с вами, уважаемый читатель, прошли путь от юго-западных подступов к Будапешту до Вены, следуя, так сказать, «в обозе» 9-й гвардейской армии - совершенно особенного формирования и назначения. Войска 9-й гвардейской армии и 6-й гвардейской танковой армии весной 1945 года с налета брали венгерские и австрийские города: 18 марта - Мор, 23 марта - Веспрем, Зирц, 26 марта - Девечер, Папа, 28 марта - Шарвар, 29 марта - Сомбатель, Кёсег, 2 апреля - Винер Нойштадт, Глоггнитц, Нойнкирхен, 13 апреля - Вену, 14 апреля - Корнёйбург, 15 апреля - Санкт-Пельтен. При этом меня долгие годы занимал вопрос, почему, описывая бои в Венгрии и Австрии, действиям основной ударной силы - 9-й гвардейской армии придавали так мало значения. Гораздо подробнее описывая лишь операции ослабленной предыдущими оборонительными боями 4-й гвардейской армии и 46-й армии 2-го Украинского фронта, обходившей Вену с севера. К тому же действиям 2-го Украинского фронта на заключительном этапе войны посвящено значительно больше военно-исторической и мемуарной литературы, чем событиям на 3-м Украинском фронте.
     Сказался, думаю, субъективный фактор. Командовавший 3-м Украинским фронтом Маршал Советского Союза Федор Иванович Толбухин умер от тяжелой формы запущенного диабета в 1949 году, прожив неполных 56 лет. Воспоминаний не оставил: в отличие от американцев, немцев и англичан советские генералы в то время о мемуарах не помышляли. Командовавший 2-м Украинским фронтом Маршал Советского Союза Родион Яковлевич Малиновский десять лет, с 1957 по 1967 год, возглавлял Министерство обороны СССР. К его услугам были все военные историки страны и все архивы. Командующий 9-й гвардейской армией генерал-полковник Василий Васильевич Глаголев после войны, в апреле 1946 года, стал первым командующим ВДВ и через год погиб на учениях. Воспоминаний не оставил. А вот в 4-й гвардейской армии первым членом Военного совета, то есть заместителем командующего по политической части, в чьи обязанности входило и составление истории соединения, с августа 1944 года был полковник Дмитрий Трофимович Шепилов. Кто еще помнит - тот самый «примкнувший к антипартийной группе Молотова, Маленкова, Кагановича» в 1957 году Шепилов. Звание генерал-майора ему присвоили уже после взятия Вены, 19 апреля 1945 года. До крушения карьеры Дмитрий Трофимович достиг немалых высот - был депутатом Верховного Совета двух созывов, членом ЦК и секретарем ЦК КПСС, главным редактором «Правды». Опытный партийный агитатор и пропагандист, Шепилов заложил основы исторической традиции откорректированного описания боев за Вену.
     Не смог простить Малиновский Толбухину первенства в Венской операции, особенно после того как вечером 16 марта 1945 года, вопреки всем его возражениям, Сталин передал 3-му Украинскому фронту 6-ю гвардейскую танковую армию для ввода в наступление на участке 9-й гвардейской, а не 46-й армии. Теперь 46-я армия имела только один механизированный корпус, а все остальные подвижные войска южнее Дуная - танковая армия, два танковых, один механизированный и один кавалерийский корпуса подчинялись Толбухину. Войска Родиона Яковлевича потеряли надежду на вступление в Вену и были вынуждены довольствоваться «содействием». Вспоминалась и старая обида, когда в мае 1944 года после выхода к южному участку государственной границы Малиновский был переведен с 3-го на 2-й Украинский фронт, а его место командующего 3-м Украинским фронтом занял Толбухин. Позднее генералы армии Малиновский и Толбухин и их начальники штабов вступили в спор в Ставке о направлении главного удара в Ясско-Кишиневской операции. Правда, по ее итогам оба стали Маршалами Советского Союза с разрывом в два дня: Малиновский - 10 сентября 1944 года, а Толбухин - 12-го.
     Верные (и подчинявшиеся) министру обороны историки в 60 - 70-х годах прошедшего столетия старательно корректировали события, критикуя Толбухина и Глаголева. Важнейшей задачей Венской операции вдруг стало не взятие Вены, а неудавшееся Толбухину окружение у Балатона 6-й танковой армии СС. Хотя из опыта Демянского и иных котлов было известно, как отчаянно дерутся обреченные на смерть эсэсовцы именно в окружении, как эффективны в этом случае закопанные по башню и не нуждающиеся в горючем «пантеры» и «тигры». Окружение и бои на уничтожение целой танковой армии СС у северо-западного берега Балатона привели бы к дополнительным потерям, могли затянуться и задержать штурм Вены.
     Толбухин поступил так же мудро и так же хитро, как Кутузов в 1812 году: прорвав оборону врага между Замолем и Секешфехерваром, он, по сути, отказался от окружения 6-й армии СС и организовал параллельный марш-преследование по кратчайшему расстоянию до австрийской границы и далее до Вены. При этом наши 9-я гвардейская и 6-я гвардейская танковая армии опережали противника с выходом на основные рубежи - реку Раба, укрепленную границу (она же - «оборонительная позиция рейха»), Винер Нойштадский и Венский укрепленные районы, не позволяя врагу закрепиться на них. В ходе преследования немцы из-за отсутствия горючего и налетов штурмовой авиации утратили практически всю тяжелую технику. Воинский дух и дисциплина улетучились, части и соединения потеряли организацию. 6-я армия СС и 4-й танковый корпус СС, включая 3-ю танковую дивизию СС «Мертвая голова», были уничтожены быстрее и с меньшими потерями, чем если бы их прижали к Балатону и заставили от безысходности отчаянно сражаться.
     Военные дороги весны 1945 года, по которым мы следовали вместе с командующим артиллерией 9-й гвардейской армии генералом В.И. Брежневым на боковых сиденьях - полках задних крыльев командирского «козлика» ГАЗ-67Б, начались для генерала летом 1941 года. Полковники и генералы на войне редко ходят пешком, в основном передвигаются на автомобилях с шофером. Поэтому поговорим о сохранившихся в семейном альбоме фотографиях фронтовых (и одной трофейной послевоенной) машин.
     ...Дивизия СС «Мертвая голова» формировалась в основном из бывших охранников концлагерей Дахау, Маутхаузен, Заксенхаузен, Бухенвальд и Франкенберг. В первый раз с этими отъявленными мерзавцами полковник Владимир Иосифович Брежнев встретился в августе 1941 года юго-западнее Старой Руссы, командуя артиллерией 245-й стрелковой дивизии, сформированной из бывших заключенных и входившей в состав 34-й армии. Пытавшаяся окружить и прижать к южному берегу Ильмень-озера 10-й корпус
     16-й немецкой армии, наша 34-я армия была разбита спешно переброшенными с ленинградского направления частями 56-го корпуса генерала Манштейна - мотопехотной дивизией СС «Мертвая голова» и 3-й моторизованной дивизией. Две с половиной недели эсэсовские танки (средние Pz III F, легкие Pz 38(t) и Pz II C, 75-мм штурмовые орудия StuG III B, есть сведения, что были и «украденные», то есть не сданные командиром дивизии обергруппенфюрером Теодором Эйке на армейские склады трофейные французские машины) гоняли начальника артиллерии 245-й стрелковой дивизии с несколькими штабными командирами и красноармейцами, как зайцев, по болотам, пока они не пробились к своим вместе с артиллерийским обозом. Вышли вечером 12 сентября на новый временный командный пункт армии в деревне Заборовье, через час после того как вместе с арестованным командармом-34 Кузьмой Максимовичем Качановым уехал заместитель наркома обороны СССР армейский комиссар 1 ранга Лев Захарович Мехлис. У стены штаба еще лежал расстрелянный без суда и следствия по приказу Мехлиса потерявший все свои пушки и новые «катюши» начальник артиллерии 34-й армии генерал-майор артиллерии Василий Сафронович Гончаров. Если бы полковник Брежнев вышел к своим на час раньше, он лежал бы рядом со своим непосредственным начальником. 34-я армия потеряла под Старой Руссой 31 тысячу человек из 55 тысяч, из 748 орудий - 628. Командовавшего армией чуть больше месяца К.М. Качанова расстреляют по приговору военного трибунала Северо-Западного фронта 29 сентября.
     22 сентября Владимир Иосифович написал теще в Москву: «Дорогая мама! Получаю от вас все время письма с просьбой писать. Варюше я пишу регулярно через 2 - 3 дня. Вам, правда, реже, что касается перерыва, то он был числа с 15 августа по 3 сентября, писать не имел возможности, а потом написал и вам, и Варюше с детьми.
     17 сентября послал Варе 600 рублей. В августе не посылал, т. к. все мои вещи пропали и пришлось кое-что купить себе из самого необходимого. Пока я жив и здоров, хотя и пережил очень много, но отделался легкой царапиной мизинца левой руки...»
     Возможность отомстить «Мертвой голове» у полковника Брежнева, назначенного в декабре 1941 года начальником штаба артиллерии всего Северо-Западного фронта, появилась скоро. В феврале 1942 года эсэсовцы сами попали в окружение в районе Демянска, и хотя в апреле им удалось пробить узкий, так называемый Рамушевский, коридор в сторону Старой Руссы, наша артиллерия упрямо и методично истребляла врага в «котле» и «коридоре» - потери частей «Мертвой головы», пополненных датскими добровольцами СС под командованием графа Кристиана фон Шальбурга (почти сразу был убит), составили более 23 тысяч человек.
     В последний раз уцелевший сброд из 3-й танковой дивизии СС «Мертвая голова» бегал от пушек уже генерала Брежнева весной 1945 года по полям и горам Венгрии и Австрии. Между прочим, генерал-фельдмаршал Фердинанд Шёрнер на допросе в 1947 году в Москве характеризовал участие артиллерии Красной Армии в больших прорывах 1944 - 1945 годов как решающее: «На Восточном фронте немцы вновь испытали тот «ураганный огонь», который испытывали в Первую мировую войну на Западном фронте от французов. Командование высших русских артиллерийских соединений было прекрасным...» (Цитируется по сборнику документов «Генералы и офицеры вермахта рассказывают...» М., 2009).
     После капитуляции Германии и до августа 1945 года В.И. Брежнев оставался в прежней должности командующего артиллерией 9-й гвардейской армии в составе Центральной группы оккупационных войск (ЦГВ первого формирования до 1955 года) в Будапеште. Командовал группой и одновременно был верховным комиссаром по оккупированной Австрии Маршал Советского Союза И.С. Конев. Брежнев был представлен ему еще в марте 1943 года, когда Иван Степанович вступил в командование Северо-Западным фронтом. Вместе они воевали до ликвидации Демянского плацдарма летом 1943 года. Снимок у двух «козликов» ГАЗ-67Б сделан в конце мая 1945 года незадолго до поездки в гости к другому Брежневу - генерал-майору Леониду Ильичу Брежневу на соседний 4-й Украинский фронт, чья 18-я армия, как и 9-я гвардейская армия, участвовала в майской, завершившей военные действия, Пражской операции. Эта поездка чуть не стала роковой для генерал-майора Владимира Иосифовича Брежнева.
     Начиналось все вполне обыденно. Давно вернувшаяся в Москву из челябинской эвакуации, где она работала бригадиром пошивочной бригады по ремонту обмундирования для фронта, Варвара Георгиевна Брежнева послала мужу посылку в ЦГВ не на полевую почту, а с оказией, зашив в ткань и надписав чернилами: «Генералу В.И. Брежневу». В дороге ткань подмокла, буквы растеклись, и посылку доставили не «В.И.», а «Л.И.», произведенному в генерал-майоры 2 ноября 1944 года. Леонид Ильич только что получил давно ожидаемое повышение по службе - с должности начальника политотдела 18-й армии на должность начальника политуправления 4-го Украинского фронта. Дед с водителем и адъютантом поехал к соседу за посылкой.
     Два генерала Брежнева (единственные во всей армии) познакомились, попили чаю, выяснили, что в родстве не состоят. Отсутствие среди родственников потомственных дворян, офицеров и генералов царской армии, командиров, репрессированных в 1930-е годы, оказалось, как мы теперь знаем, полезным для дальнейшей карьеры Леонида Ильича. Хотя человеком и руководителем, имевшим только простительные слабости - любовь к орденам и хорошим машинам, он был весьма неплохим.
     На обратном пути на горной дороге «козлик» Владимира Иосифовича обстреляли недобитые «бандеровцы» - украинцы из частей СС, еще прятавшиеся в лесах на границе Чехии и Венгрии. Автомобиль перевернулся, генерал получил ранение мягких тканей лба и контузию. К счастью, бандиты не рискнули спуститься по лесному склону на шоссе, чтобы добить раненых.
     В наследство от деда мне досталось три четверти автомобиля - только на фотографии, сделанной в первые послевоенные годы во дворе дома № 19 по Большому Новинскому переулку. «Генеральский» дом на углу Смоленской набережной, где родные мне люди прожили до середины 1990-х годов, стоит до сих пор под номером 31/12. Большой Новинский переулок, расширенный за счет сноса старых домишек и возвышенный ради плавного въезда на мост через Москву-реку до уровня третьего этажа, стал сначала частью Кутузовского, затем - Калининского проспекта, а теперь числится началом Нового Арбата. В советские времена любой автомобиль был предметом роскоши. Например, в нашей семье собственного автомобиля не было до 1974 года.
     Пока отец не купил белого «жигуленка», мама часто с некоторой тоской вспоминала о привезенных дедом с войны двух трофейных автомашинах: «четырехместном и восьмиместном «фордах», один из которых был подарен генералу Брежневу командующим Центральной оккупационной группой войск маршалом Иваном Степановичем Коневым. После внимательного изучения фотографии «восьмиместный «форд» оказался действительно черным «фордом», четырехдверным пятиместным седаном 1936 года выпуска.
     Мои друзья, профессиональные историки, считают, что кроме строгой математической логики у меня есть врожденное архивное чутье и сопутствующая ему удача. Я быстро нахожу нужный мне документ, факт, подтверждающий первоначальное предположение. Затем в ходе планомерного поиска или чаще почти случайно, но последовательно, одна за другой, прибавляются детали - получается историческая новелла.
     Определить по фотографии марку трофейной автомашины, на которой ездил генерал Брежнев по улицам послевоенной Москвы, мне помогли хорошая зрительная память, толика везения и любимая с детства «Одноэтажная Америка» Ильи Ильфа и Евгения Петрова послевоенного, 1947 года, «молодогвардейского» издания в чудесной рисованной черной обложке и с картами на форзацах художника Пожарского. На страницах 139 и 177 обнаружил снимки автомобиля наших путешественников с удивительно знакомым корпусом, почти точно таким же, как у машины деда. Поскольку Ильф и Петров ездили по Америке на «форде» модели 1935 года, следовало проверить модели следующих годов. На моей фотографии оказался знаменитый «форд» 1936 года. Потом обнаружилось, что «форд» V8 1936 года в разных модификациях присутствует в американских фильмах с 1937 по 1946 год. В гангстерском детективе «Глубокий сон» с Хамфри Богартом в роли частного сыщика Филиппа Марлоу и Лорен Бэколл, красавицы с низким и грубым голосом, в роли дочери старого генерала Стернвуда точно такой же, как у Владимира Иосифовича, пятиместный четырехдверный седан появляется в кадре на 18-й дождливой минуте, а Марлоу гонится за преступником на двухместном пятиоконном «форде» V8 купе. Потом меня заинтересовало, почему у совершенно разных довоенных машин - ГАЗ-М1, ЗИС-101, «форд» V8, «вандерер», «ганомаг», БМВ - есть одинаковой формы изящная выштамповка на кузове выше окон, плавно спускающаяся и огибающая снизу заднее стекло. Оказалось, что кузова всех этих автомобилей создавались при участии американской фирмы «Бадд» («Budd»), основанной в 1912 году Эдуардом Баддом (Edward Gowen Badd) для изготовления штампованных из стального листа деталей автомобилей.
     В Берлине на бывшем автомобильном заводе «Рамплер» работало дочернее предприятие «Амби-Бадд» («Ambi-Badd»). Поскольку капитал не знает границ и фронтов, в годы Второй мировой войны в Америке «Бадд» изготавливал корпуса снарядов и авиабомб, стальные каски, а берлинский завод штамповал детали для истребителей «фокке-вульф», кузова для военных кюбельвагенов - автомобилей- «лоханок» «фольксваген» тип 82 и амфибий тип 166. Амфибии в основном поступали в войска СС. Попавший в советскую зону оккупации берлинский завод стал законным трофеем Красной Армии. Уцелевшие станки и оборудование были в основном вывезены в СССР.
     ...Судьба не доставшихся мне по наследству трофейных машин деда проста. Сначала в казенном гараже растащили наиболее ценные запчасти, включая новенький запасной мотор в смазке с завода в Кёльне, где немцы всю войну производили «форд» V8. Потом вольнонаемный гражданский шофер потихоньку распродал мелочи и инструмент. Генерал махнул рукой и сдал машины в армейский ОФИ - отдел фондового имущества. По непроверенной пока информации, черная «восьмерка» оказалась затем в гараже особого назначения и сохранилась в чьей-то собственности до наших дней. С той поры мы все ездили по Москве на метро, троллейбусе «Букашке» и трамвае «Аннушке». Пока у меня, в свою очередь, не оказалась служебная БМВ с синим фонарем на крыше. Но это - дело временное.

     


     

     Начальник штаба артиллерии Северо-Западного фронта полковник В.И. Брежнев и его бессменный на протяжении всей войны водитель Федор Удовенко 12 июля 1942 года. Брежнев одет в полевую форму образца 1940 года для комсостава. На нем кожаные сапоги и бриджи защитного цвета, защитного цвета шерстяная гимнастерка со стояче-отложным воротником, застегивающимся на металлические крючки и петли. Несмотря на фронтовые условия, изнутри подшит белоснежный подворотничок. На груди - два накладных кармана с фигурными, с тремя мысиками клапанами, застегнутыми на малые форменные пуговицы. Петлицы защитного цвета с четырьмя красными шпалами каждая, соответствуют званию полковник, скрещенные позолоченные пушечки означают принадлежность к артиллерии. Плечевой ремень с одношпеньковой пряжкой сделан из коричневой кожи. Машина - самая обычная командирская эмка ГАЗ-М1 с приводом только на задние колеса. Прототипом этой модели, выпускавшейся на Горьковском автозаводе имени Молотова с 1936 года, послужил «форд» V8-40 1933 года (1933 Ford V8 Series 40 5-seater Fordor Sedan). Колеса со спицами заменили на цельноштампованные (как у фордовской модели 1936 года), а вместо V-образного мощного восьмицилиндрового мотора поставили 50-сильную, зато принимавшую низкосортный бензин и масло рядную «четверку». Эмка развивала скорость по шоссе до 100 км/ч. На снимке никелированные колпаки замаскированы черной краской и грязью. О фронтовой эмке спустя почти год супруга Владимира Иосифовича написала: «Эта эмка немало мне попортила крови, но все же есть и хорошия воспоминания о моем с тобою житье на фронте (целую неделю в мае 1943 года), пусть же только хорошия останутся и у тебя, мой любимый! Твой «Варварррр». 15.5.43 г.» Наличествуют стиль и орфография ростовской гимназистки. Этот снимок сделан на сухом песчаном поросшем соснами холме на Валдае, к северу от Селигера, недалеко от озера Велье. Там, у деревни Долгие Бороды, в 1942 году размещался штаб Северо-Западного фронта. Между прочим, до войны там была загородная база отдыха ленинградского обкома ВКП(б) и одна из многих «дач Сталина». Теперь это дом отдыха «Валдай».


     

     Вторая половина мая 1945 года. Два командирских вездехода-«козлика» ГАЗ-67Б в Венгрии. Это отечественные полноприводные автомобили с упрощенным корпусом, вырезами вместо дверей, с усовершенствованным четырехцилиндровым рядным мотором от эмки
     ГАЗ-М1 мощностью 54 л.с. Сравнительно низкооборотный двигатель с увеличенным крутящим моментом обладал отличными тяговыми свойствами. «Козлик» с перегрузкой мог буксировать даже 76-мм пушку ЗИС-3, а на шоссе мог разогнаться до 88 км/ч. На снимке хорошо видны шины высокой проходимости с зигзагообразными грунтозацепами (явно «не родные», те были ярославского производства с грунтозацепами типа «расчлененная елка» размером 6,50х16), свернутая брезентовая дверная боковинка, 4 треугольные вытяжные щели на капоте для улучшения аэродинамики подкапотного пространства и обдува ветрового стекла. В отличие от известных мне описаний на этой машине два стеклоочистителя. Генерал Брежнев в повседневной для строя форме. На нем темно-синие бриджи с красными генеральскими лампасами и защитного цвета однобортный, застегивающийся на пять больших золоченых пуговиц с гербом СССР китель образца 1943 года со стоячим воротником и двумя нагрудными прорезными карманами с клапанами. По воротнику и верху обшлагов выпушка (кант) установленного для артиллерии красного цвета. Погоны из золотого галуна с красным кантом, уже с артиллерийскими пушечками между звездой и пуговицей. Фуражка повседневная генеральская с черным артиллерийским околышем.


     

     Начальнику штаба артиллерии Северо-Западного фронта, с 20 января 1943 года - генерал-майору артиллерии В.И. Брежневу ездить на
     ЗИС-101, строго говоря, было не положено. Но командующий, по дружбе и по случаю приезда на фронт в мае 1943 года генеральской жены, отдал ему на время свою машину, конечно, гораздо более комфортабельную, чем разбитая военными дорогами простая эмка. Четырехдверный
     7-местный лимузин высшего класса выпускали в Москве на автозаводе имени Сталина с ноября 1936 года с рядным восьмицилиндровым двигателем (заимствован у «Бьюика 32-90») объемом 5,8 литра, развивавшим мощность 90 л.с. ЗИС-101 мог мчаться по шоссе со скоростью 115 км/ч, обладал мягким и плавным ходом. Салон был оборудован отопителем и радиоприемником. Металлические панели спроектированного американской фирмой «Бадд» кузова крепились к деревянному каркасу из бука, отчего кузов, подобно карете, слегка поскрипывал при езде. На фотографии видно, что правое переднее крыло ЗИСа было помято и не очень аккуратно (все-таки фронт!) выправлено и закрашено.
     ...Счастливый генеральским званием, первым за войну орденом Красной Звезды и приездом жены Владимир Иосифович (на снимке в центре) свободно облокотился на крыло ЗИСа. Он одет в повседневную форму образца 1943 года защитного цвета: шерстяную гимнастерку со стоячим воротником, застегивающимся на две малые форменные пуговицы, двумя нагрудными прорезными карманами с фигурными, с тремя мысиками, клапанами, застегивающимися на малую форменную пуговицу, на нем бриджи и сапоги. Коричневый поясной генеральский ремень изготовлен из двух слоев шорно-седельной кожи, простроченных по краям параллельными, а посередине фигурными, в виде двух перекрещенных волнистых линий, строчками. Наружный слой - из толстой (3 мм) коричневой кожи, а внутренний - из гораздо более тонкой (1 мм) - белой. В левый конец ремня вшита изогнутая золоченая латунная петля, на правый конец надета золоченая латунная пряжка в форме прямоугольной рамки с наложенной на нее лучистой пятиконечной звездой с серпом и молотом в центре. С оборотной стороны пряжки для застегивания припаян широкий крючок. Погоны - повседневные, из золотого галуна с зигзагообразным рисунком на суконном подбое с красным кантом, с одной генерал-майорской вышитой серебром звездочкой размером 22 мм и золоченой пуговицей с гербом СССР, без эмблемы рода войск - скрещенных пушечек. На голове - повседневная (походная) генеральская фуражка образца 1940 года с ремешком из золоченого витого шнура и круглой кокардой в виде красной эмалевой звездочки с серпом и молотом, наложенной на два золоченых ободка. Тулья и донышко защитного цвета, канты красные, околыш артиллерийский - черный. На руке - командирские часы-хронометр НЧ-С Первого Государственного часового завода имени Кирова выпуска 1941 года, с большим циферблатом, со светящимися в темноте цифрами и стрелками (покрыты радиоактивным фосфором), с секундомером. Ремень и часы сейчас хранятся у меня.
     Справа у капота сидит на бампере супруга генерала (моя родная бабушка) Варвара Георгиевна Брежнева, дочка Георгия Георгиевича Соколова, в прежние времена ростовского купца и домовладельца, что карьере деда в Красной Армии не слишком помогало. Впрочем, и сам он, как мы знаем, был чуждого социального происхождения - из потомственных дворян Костромской губернии. По другую сторону машины стоит друг Владимира Иосифовича, с которым они вместе выходили из окружения под Старой Руссой, полковник Владимир Леонардович Ольшанский (с орденом Красного Знамени и медалью «ХХ лет РККА» на гимнастерке). На нем полевые погоны образца 1943 года защитного цвета с красными артиллерийскими кантами и бордовыми просветами, скрещенными пушечками и большой форменной пуговицей. Три посеребренные полковничьи звездочки размером 20 мм располагаются на погоне несколько иначе, чем сейчас: одна - по центру, а две - за просветами, ближе к краям. Владимир Леонардович уже знает, что через месяц, 7 июня 1943 года, и он наденет генеральские погоны. Ему присвоят звание генерал-майора инженерно-артиллерийской службы.
     Слева от Брежнева стоят двое его верных «оруженосцев», которые до конца войны будут с ним, - адъютант Федор Петрович Галь и водитель Федор Удовенко. Оба с Украины. Водитель - в шерстяной командирской гимнастерке старого образца с отложным воротником с недавно споротыми петлицами, потайной застежкой на три пуговицы на груди и накладными карманами. Мягкие полевые погоны образца 1943 года защитного цвета с тремя поперечными красными лычками сержанта нижним краем втачаны в шов, а верхним - пристегнуты на пуговицу. Федор Петрович Галь прежде служил у деда ординарцем. По новой генеральской должности Брежневу уже был положен адъютант из среднего комсостава. Не желая расставаться с преданным и проверенным порученцем, Владимир Иосифович добился для Галя звания младшего лейтенанта. В командирской форме с жесткими полевыми погонами из приборного сукна защитного цвета на суконном подбое с красным кантом и одним бордовым просветом из шелкового галуна шириной 5 мм, с одинокой маленькой звездочкой и скрещенными пушечками, Федор Петрович позирует перед объективом.


     

     Купленные венграми на пенгё автомобили, реквизированные отступавшими немцами, были брошены в городе Кёсег на границе с Австрией. Они стали трофеями Красной Армии 30 марта 1945 года. Красноармеец отдыхает внутри основательно разграбленного, пока не опознанного мною автомобиля, а на крыше стоит его скромный обед - алюминиевая кружка и коробка с американской колбасой. На заднем плане – двухдверный «Ганомаг-Рекорд» или «Курьер» выпуска 1938 -1939 годов.



     

     О том, что это именно 1936 Ford V8 Series 68 DeLuxe 5-seater Fordor Sedan, с V-образным восьмицилиндровым двигателем объемом 3,6 литра, мощностью 85 лошадиных сил под капотом, разгонявшим машину до 130 км/ч, свидетельствует характерная эмблема в виде удлиненного V с вписанной восьмеркой на колпаках цельноштампованных колес, с модели 1936 года заменивших колеса со спицами. На следующей модели 1937 года уже не было плавной линии сопряжения переднего крыла с подножкой. Характерная для почти всех корпусов Ford V8 изогнутая выштамповка вокруг окон, уходящая к заднему стеклу, между тем была и на корпусе нашей эмки - ГАЗ М1.




     

     В. ЧУРОВ у памятника советским воинам в Будапеште.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex