на главную страницу

16 Декабря 2009 года

РВСН - 50 лет

Среда

В КРАЮ ТАЕЖНЫХ «ТОПОЛЕЙ»

Юрий БЕЛОУСОВ, «Красная звезда». Екатеринбург – Нижний Тагил.



По итогам 2009 года Тагильская ракетная дивизия заняла первое место в РВСН среди однотипных соединений. Впрочем, предыдущий год уральские ракетчики завершили с аналогичным результатом. И, по словам командира дивизии полковника Валерия Таразевича, сдавать удерживаемые позиции тагильчане не намерены. Хотя бы потому, что в предстоящем году личный состав уральской ракетной дивизии готовится отметить ее полувековой юбилей. А в России, так уж исторически сложилось, памятные даты принято отмечать конкретными достижениями.

     Кстати, о юбилее. Зачастую происходит так, что в период подготовки к предстоящим торжествам командирам иных соединений и частей из-за давности лет приходится обращаться к скупым строчкам исторических формуляров.
     Военнослужащим Тагильской ракетной дивизии в этом отношении повезло. В ЗАТО Свободный – военном городке ракетчиков с тех самых пор, а если быть совсем точным, с первого колышка, проживает кавалер ордена Красной Звезды полковник в отставке Виктор Горбунов. Он, по отзывам самих ракетчиков, – «живая легенда», «ходячая энциклопедия РВСН» и летописец соединения в одном лице.
     - Вообще-то после окончания школы я рассчитывал связать судьбу с авиацией, – признается в беседе Виктор Степанович. – В 1957 году поступил в Пермское (тогда еще Молотовское) военное авиационно-техническое училище. Изучал стратегический бомбардировщик Ту-16, истребитель МиГ-19. Но в начале 1960 года к нам прибыл представитель Главного штаба ВВС и, обращаясь к выпускникам, объявил: «Забудьте об авиации – вас ждут ракетные войска». Что такое ракетные войска, мы еще понятия не имели.
     Несколькими месяцами позже лейтенант Горбунов, «вооруженный» азами по теории ракетной техники, прибыл к месту предписания – в город Нижний Тагил. Формирование будущей части ракетчиков велось на базе танкового учебного полка.
     - Нас, помню, в училище предупреждали о неразглашении цели приезда в таежный Урал, – продолжает рассказ Виктор Степанович. – Потому, оказавшись на нижнетагильском вокзале, я первым делом направился к патрулю – мол, как до части добраться? Патрульные лишь руками развели. Зато проходившая мимо женщина, вмешавшись в разговор, «просветила»: «Садись, сынок, в автобус, который идет на Выю (район Нижнего Тагила), – там вас формируют».
     И в курьезности ситуации, как оказалось, не было ничего удивительного. В те дни на городских улицах можно было встретить не только местных офицеров-танкистов, но и невесть откуда появившихся артиллеристов, представителей Военно-воздушных сил и даже Военно-морского флота. Причем изначальный состав формируемой 202-й ракетной бригады на 90 процентов состоял из лейтенантов.
     На самой стартовой площадке лейтенант Горбунов впервые оказался летом 1961 года. «То ли
     10-сантиметровый слой пыли, то ли непролазная после дождей грязь сопровождали нас на каждом шагу – мы по 10-12 часов топтали это месиво, – вспоминает первые месяцы грандиозной стройки ветеран дивизии. – Самым ходовым предметом обмундирования для нас стали резиновые сапоги. Искать их в нижнетагильских магазинах было бесполезно. Лично мне пару сапог прислал отец из дома».
     Питались офицеры на общих основаниях в строительной столовой. По рассказу Виктора Горбунова, на завтраке еще везло: в очереди к раздаче приходилось стоять «всего лишь по 30-40 минут». Зато в обед – по полтора часа и дольше. «И еще не знаешь, что тебе достанется – только первое или второе: столько было народу, что повара не успевали готовить на всех», – поясняет Горбунов. Неудивительно, ведь на возведении объекта трудились около 12 тыс. строителей.
     Первые бетонные дороги стали появляться несколько позже, когда в полную силу заработал собственный бетонный завод. До того передвижение автотехники проходило по лежневке – связанным между собой на определенном расстоянии бревнам. Причем движение было односторонним и партиями: либо туда, либо оттуда. Машина, соскользнувшая с лежневки, тут же спихивалась в кювет, чтобы не задерживала движение.
     Но и с появлением бетонных дорог легче не стало. Цементно-известковая смесь все той же «подушкой» скрывала проезжую часть. Кто-то из инженеров посчитал, что в годы строительства дорог «тагильского объекта» было израсходовано столько бетона, что его хватило бы на возведение города с 30-тысячным населением. Но кто брал во внимание тонны бетона, когда речь шла о стратегической безопасности государства? Под этот тезис подпадало все, в том числе и сроки сдачи площадок. «Давай, давай, давай!» – было девизом каждого дня. Что в свою очередь порой приводило к проблемам. Виктор Горбунов вспоминает, как однажды на площадке ракета и установщик с тягачом буквально вздыбились в виде латинской буквы V после того, как из не схватившегося еще бетонного основания их масса «с корнем» вырвала анкерные узлы.
     Но цель, ради которой все затевалось, приближалась с каждым днем. И 31 октября 1961 г. под Нижним Тагилом первые стартовые дивизионы полков, вооруженные ракетным комплексом Р-16, заступили на боевое дежурство.
     - Я помню, – рассказывает Виктор Горбунов, – как один из офицеров, впервые глядя снизу вверх на нацеленную в зенит ракету, вдруг закричал: «Она же падает!» Настолько было нам все в новинку, что даже иллюзия на фоне плывущих облаков вызывала обостренные восприятия.
     Хотя, наверно, не острее тех, что довелось испытать уральским ракетчикам в следующем, 1962 году. В период Карибского кризиса все стартовые дивизионы соединения впервые были переведены в состояние повышенной боевой готовности.
     В ряду других значимых вех уральской дивизии ветеран РВСН отмечает первый в СССР учебно-боевой пуск межконтинентальной баллистической ракеты из шахты с пункта постоянной дислокации (это произошло в апреле 1964-го, спустя два с половиной года после первого доклада о заступлении на боевое дежурство). Освоение в конце 70-х годов прошлого столетия уникального подвижного ракетного комплекса РСД-10 «Пионер» и перевооружение соединения в 1987 г. (опять же первыми в РВСН) на подвижной грунтовый ракетный комплекс «Тополь». И конечно, присвоение в 1999 г. дивизии почетного наименования Тагильская.
     За истекшие десятилетия личный состав уральского ракетного соединения более 40 раз провел учебно-боевые пуски стратегических ракет, последний раз – в 2007 году на оценку «отлично».
     Многие профессионалы-ракетчики когда-то служили в составе Тагильской. В их числе Герой Советского Союза генерал-полковник Владимир Вишенков, Герой Социалистического Труда генерал-майор Дмитрий Чаплыгин, Герой России генерал-майор Гейдар Гаджиев, а также Владимир Шиловский, Олег Майский, Николай Панин, Владимир Иванов, начальник Главного управления воспитательной работы Вооруженных Сил РФ генерал-лейтенант Анатолий Башлаков, начальник Военной академии Ракетных войск стратегического назначения имени Петра Великого генерал-лейтенант Владимир Захаров и десятки других советских и российских генералов.
     ...С декабря 2007 г. тагильскими ракетчиками командует полковник Валерий Таразевич. Уже после первого года командования возглавляемая им дивизия признается лучшей в РВСН среди однотипных соединений. По итогам 2009 г. – вновь первое место. «За счет чего?» – повторяет мой вопрос Валерий Евгеньевич и то ли в шутку, то ли всерьез отвечает: «Возможно, потому, что в РВСН я оказался не случайно». Что, впрочем, близко к истине. Его родители – сугубо штатские люди. А вот школа, где учился будущий комдив, почти наполовину была заполнена детьми ракетчиков из дислоцировавшегося по соседству соединения. «И на уроках, и на улице – все то же окружение. Если игры, так в ракетчиков. Если споры и разговоры – на ту же тему, – вспоминает полковник Таразевич. – Так куда еще, как не в Рижское высшее военно-политическое училище, мне было поступать?»
     По выпуске, чередуя места службы, Валерий Евгеньевич прошел ряд должностей от начальника расчета до начальника штаба ракетной дивизии.
     - О Тагильской дивизии был наслышан достаточно, – рассказывает полковник Таразевич. – Так что, получая назначение на Урал, знал, куда еду.
     Представления нового комдива во многом совпали с его ожиданиями. Однако вести за собой соединение по кем-то проторенной дорожке Валерий Таразевич не собирался. Своим заместителям он так и объявил: прибыл не карьеру выстраивать, а создавать коллектив единомышленников.
     Ну, а итоги двух последних лет несения боевого дежурства красноречиво говорят о том, что поставленную комдивом цель уральские ракетчики реализуются успешно. И, будто в доказательство сказанному, нашу беседу неожиданно прервал зуммер телефонного аппарата. Переговорив с абонентом, полковник Таразевич весьма буднично сообщил:
     - Командир дежурных сил соединения доложил, что по итогам очередной смены боевого дежурства тагильские расчеты в ракетной армии вновь признаны лучшими.
     Вслед за соответствующим пояснением стала понятна и причина сдержанного тона комдива. Оказывается, очередной этап лидерства его подчиненных в новинку лишь для постороннего. Самих же тагильчан даже не удивляет тот факт, что при запланированном среднем балле за несение боевого дежурства в 4,65 они на деле превысили обязательный рубеж и достигли показателя в 4,87.
     Впрочем, как тут же пояснил полковник Таразевич, в подобную «прозрачность» ситуации дивизия окунулась не сразу. Так, поначалу мало кто понимал, почему новый комдив чаще «снимает стружку» не за упущения в учебно-боевой работе, а за вопросы «непервостепенной важности».
     - Например, я жестко настаивал на доведении вверенных объектов, техники и имущества до соответствия трактовкам приказов и иных руководящих документов. Как по качественным параметрам, так и по их визуальному восприятию, – поясняет полковник Таразевич. – Зачем? Согласитесь: располагая выстроенным процессом обеспечения повседневной жизнедеятельности в соответствии с положениями действующих документов, намного проще общаться с представителями комиссий и инспекций – всегда, сославшись на строку конкретного документа, можно дать аргументированный ответ на вопрос: «Почему это так, а не иначе?» В итоге в череду проверок дивизия два года подряд демонстрирует стабильно образцовый результат. Это во-первых.
     Во-вторых, по словам командира дивизии, он лично «обследовал» территорию каждой вверенной части, на наглядных примерах доказывая командному звену достоверность расхожего выражения «Где не был командир, там нет порядка». В итоге серьезные подвижки произошли даже там, где их не ожидали. В частности, с территории расположения одной из казарм был выведен боевой пост, долгое время нарушавший своим присутствием строгие ограничения регламентирующих документов. А на переходах между стартовыми позициями, где в межсезонье даже в болотных сапогах пройти было невозможно, появились деревянные настилы, обеспечившие круглогодичное беспроблемное передвижение караульных смен.
     И это лишь отдельные моменты, которых поначалу было немало. Но, как выразился в беседе Валерий Таразевич, «с поэтапной ликвидацией пробелов» их практически не осталось.
     При этом, отмечает комдив, «нам не зазорно перенимать у коллег лучшее, передовое, что, развивая качественные параметры несения боевого дежурства, способствует формированию имиджа передового соединения».
     Одновременно в соединении уральских ракетчиков ведется успешное развитие некогда заимствованного внутридивизионного режима видеоконференций. Процесс исключает излишние перемещения личного состава в период учебно-боевой работы, обеспечивая комдива онлайн-трансляцией со всеми командными категориями, задействованными в этапе отрабатываемой задачи.
     - Однако, – тут же акцентирует внимание полковник Таразевич, – не стоит излишне увлекаться нововведениями. Они лишь полезные дополнения к процессу боевого дежурства. А наша самоцель – ежедневная работа по обеспечению профессионализма тех, «кто поворачивает ключ» и управляет подвижными грунтовыми ракетными комплексами.
     Для этого в соединении есть все необходимое: как высококвалифицированные инструкторы, так и отменная тренажерная база, дающая возможность очередным дежурным сменам еще раз отработать нормативные задачи вплоть до проведения учебно-боевого пуска ракеты, а механикам-водителям не по одному разу пройти «на время и качество» чреду виртуальных маршрутов. Причем независимо от сезона, времени суток и погодных условий. Видимо, поэтому в двух ракетных частях Тагильского соединения допуск к управлению многоосными тягачами имеют все(!) штатные механики-водители.
     Во многом нынешние достижения соединения комдив объясняет профессионализмом офицеров старшего поколения. В их числе начальник штаба Тагильской дивизии полковник Игорь Афонин, заместитель командира по тылу полковник Сергей Казаков, усилиями которого, кстати, в свое время не только закладывалась продовольственная обеспеченность соединения, но и с минимальными потрясениями были преодолены продуктовые сложности проблемных 90-х годов прошлого столетия. На местах на «отлично» решают стоящие перед ними задачи командир одной из лучших в РВСН отдельной вертолетной эскадрильи подполковник Григорий Отавин, командир ракетного полка полковник Виталий Семин, чья кандидатура, кстати, рассматривается на замещение должности начальника штаба дивизии... Но, по словам полковника Таразевича, «хочется, чтобы в перечне лучших специалистов соединения чаще встречались имена офицеров младшего командного звена».
     Кстати, о лейтенантах. Командование Тагильской ракетной дивизии делает все для того, чтобы этап становления и обустройства на новом месте младших офицеров протекал по возможности без проблем. Причем, на взгляд постороннего, о встрече и размещении выпускников военных училищ в соединении относятся чрезвычайно ответственно. Судите сами.
     Заместитель командира дивизии по воспитательной работе полковник Леонид Штельман не скрывает, что в работе с лейтенантами у командных структур соединения нет межсезонья. Ежегодно для воспитателей, представителей кадровых органов, служб тыла, инженерно-технических и квартирно-эксплуатационных частей, а также женсоветов февраль становится отправной точкой. Но даже при таком немалом временном зазоре часть насущных вопросов приходится решать уже в процессе службы лейтенантов – столь велик объем сопутствующих дел.
     - Однако, – обращает внимание полковник Штельман, – самое главное направление – подготовку жилищного фонда – мы все же успеваем отработать. Так, для выпускников 2009 года было зарезервировано свыше 20 благоустроенных квартир и 80 мест в офицерском общежитии: ни один выпускник у нас не живет на съемной квартире. (Во многом это удается за счет успешно реализуемой программы по отселению из закрытого территориального образования лиц, потерявших связь с армейской структурой. Через ГЖС и по линии военного ведомства в 2008 году из ЗАТО Свободный выехали 110 человек. В этом – еще 50). Часть лейтенантских жен удалось трудоустроить буквально «с порога». Их, правда, всего пять процентов. Не много? Наоборот, хороший показатель для небольшого закрытого территориального образования, к тому же в период кризисного сокращения рабочих мест.
     Серьезным подспорьем, в том числе и для выпускников вузов, стала культивируемая в дивизии военно-шефская работа. С 1997 г. тесные дружеские связи с Тагильским соединением РВСН поддерживает Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом», чьи основные мощности составляют такие известные уральские промышленные предприятия, как ФГУП «Комбинат «Электрохимприбор», ФГУП «Уральский электрохимический комбинат», ФГУП «Уральский электромеханический завод», ФГУП «Приборостроительный завод». На основании Соглашения о сотрудничестве представители «Росатома» прилагают немало сил для повышения престижа Вооруженных сил России и РВСН в частности, принимают активное участие в решении их социально-бытовых проблем. А одним из важнейших направлений совместной деятельности командования соединения и «Росатома» стал ежегодный ритуал приведения офицеров – выпускников вузов под Боевые Знамена Тагильской ракетной дивизии. В торжественной обстановке шефы вручают молодым офицерам наказ на добросовестную службу, преподносят памятные подарки.
     Одновременно госкорпорация «Росатом» участвует в благоустройстве объектов соцкультбыта дивизии, оснащает их теле-, видео- и аудиоаппаратурой.
     Аналогичную взаимополезную деятельность командование соединения ведет и со своим ближайшим соседом – располагающейся в Верхней Салде российской металлургической компанией «Корпорацией «ВСМПО-АВИСМА» – крупнейшим в мире производителем титана.
     - Руководство титанового гиганта активно участвует в решении наших социально-бытовых проблем, – рассказывает полковник Штельман, – способствует трудоустройству военнослужащих запаса, организует и проводит праздничные офицерские балы, вечера чествования лучших солдат и офицеров. Чтобы не быть в долгу, мы, ракетчики, идем навстречу шефам при организации празднования Дня защитника Отечества, проведении мероприятий, приуроченных к Дню Победы, организации на базе соединения уроков мужества для школьников Верхнесалдинских образовательных учреждений.
     Кстати, рассказывая о военно-шефской работе, уместно пояснить, что персональные материальные подарки военнослужащим – это лишь часть спонсорского содействия. На деле участие друзей с «гражданки» в жизни ракетного гарнизона намного шире. Так, усилиями шефов в военном городке распахнули двери бильярдный клуб, спортивный зал. Не остались без внимания Дом культуры, обе школы, госпиталь, детская поликлиника. На очереди – помощь в обустройстве детских садиков, которых в Свободном три. Отметим: они переполнены.
     - Однажды, проходя по городку, – рассказывает полковник Валерий Таразевич, – я обратил внимание на то, что навстречу попалось сразу несколько молодых мам с колясками для двойняшек. Позже поинтересовался: сколько же таких семей в нашем гарнизоне? Оказалось, только в прошлом году близнецы родились в десяти семьях военнослужащих. Надо же!
     Поэтому командование дивизии уже рассматривает вопрос о возврате бывшего детского сада, занятого сотрудниками местного ЖКХ на волне спада рождаемости в гарнизоне в кризисный период 1990-х годов.
     - Глядя на поступательное возрождение служебно-бытовых условий военнослужащих, улучшающееся благосостояние офицеров, я почему-то уверен, что возврат к прежнему депрессивному состоянию нам уже не грозит, – выразил под занавес беседы личное мнение полковник Таразевич. – Иначе семьи не обзаводились бы детьми. Более того, не покупали бы дорогое имущество, современные автомашины, которых, кстати, в Свободном становится все больше и больше. Мы вынуждены даже заниматься оборудованием новых автостоянок.
     Полковник Таразевич поясняет, что основная причина возросшего благосостояния подчиненных – известный всем 400-й приказ министра обороны России, предусматривающий существенное материальное поощрение личного состава частей и соединений, достигших по итогам года высоких показателей. Тагильские ракетчики, как лидеры в РВСН, пользуются этим правом в полном объеме. И, судя по всему, уступать высшую ступеньку пьедестала уже не намерены.
     Значит, юбилейный год боевого дежурства вновь завершат по-лидерски – на самом высоком уровне.
     На снимке: командир Тагильской ракетной дивизии полковник Валерий ТАРАЗЕВИЧ.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex