на главную страницу

16 Декабря 2009 года

РВСН - 50 лет

Среда

ГОРЯЧИЕ БУДНИ ЦКП

Дмитрий АНДРЕЕВ, «Красная звезда». Фото из архива отдела информационного обеспечения РВСН.



     Ракеты, размещенные в подмосковной Власихе, вовсе не скрываются в глубоких шахтах, наоборот, они выставлены напоказ на центральных улицах гарнизона. Из них уже давно извлекли «начинку», поэтому им, независимо от развития военно-политической обстановки в мире, не суждено оторваться от своих постаментов... Но, несмотря на то, что боевых ракет во Власихе никогда не было, она считается столицей стратегических ракетчиков. И это неспроста: здесь находится центральный командный пункт РВСН.
     В Главном зале «подземного штаба» журналисты бывают крайне редко. И причины такой засекреченности объекта объяснять не нужно, все и так понятно... Отсюда осуществляется управление Ракетными войсками стратегического назначения.
     Если на командный пункт полка можно спуститься на лифте, то здесь к нашим услугам самая обычная лестница.
     - Отключите телефон, - предупреждает меня старший помощник оперативного дежурного ЦКП подполковник Олег Зверков. - Связь все равно пропадет. Кстати, и диктофоном здесь тоже пользоваться нельзя.
     Он получает чемодан с секретными документами, и мы продолжаем движение по намеченному маршруту. По его словам, без сопровождающего в этих подземных лабиринтах заблудиться проще простого. Хотя все переходы похожи друг на друга как две капли воды, никаких специальных указателей или опознавательных знаков тут не встретишь. Двери, находящиеся под кодовыми замками, как правило, просматриваются видеокамерами. Преодолев несколько пролетов, по узким нескончаемым патернам проходим в Главный зал.
     - РВСН всегда были самыми высокотехнологичными войсками, - рассказывает подполковник Зверков, - для которых передача данных в реальном масштабе времени так же важна, как дальность и точность ракеты или мощность ее боеголовки. Управлять этой колоссальной мощью можно, только имея постоянную обратную связь с каждой пусковой установкой. Наш ЦКП еще с советских времен располагал самой совершенной в стране информационной системой.
     Такого количества телефонов мне, признаться, нигде еще не приходилось видеть. И трубки здесь, как шутят офицеры, нередко раскаляются от бесчисленных звонков.
     Перед глазами – мониторы и различные электронные табло с данными по мобильным, шахтным пусковым установкам, а также по системе предупреждения о ракетном нападении. Слева на стене, над часами, показывающими московское, оренбургское, омское и даже вашингтонское время, икона Святой Варвары-великомученницы, покровительницы РВСН. В свое время здесь, на командном пункте, ее освятил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.У командующего РВСН генерал-лейтенанта Андрея Швайченко на ЦКП отдельный боевой пост. В случае возникновения угрозы ему, как и многим другим офицерам, долгое время придется находиться здесь. Отсюда он напрямую может выйти на связь с министром обороны и начальником Генерального штаба.
     Персональный компьютер, находящийся на рабочем месте командующего в Главном зале, позволяет ему проводить видеоконференции в режиме онлайн.
     При помощи такого военного «скайпа» он связывается не только с ЦКП Генштаба, но и с командными пунктами других видов и родов войск. Информация о происходящем в любом подразделении РВСН на мониторе «персоналки» высвечивается практически мгновенно.
     - Нам известно, - поясняет Зверков, - состояние боеготовности каждой пусковой установки.
     За полвека не было ни одного случая потери управления ракетами. Под контролем находится буквально все: как боевой состав, так и особо ответственные работы: транспортировка ракет, стыковка головных частей, марши, заправка ракетным топливом...
     Не секрет, что РВСН на сегодняшний день располагают одной из самых совершенных в Вооруженных Силах России систем боевого управления. Проникновение в нее компьютерных вирусов полностью исключено.
     Командир дежурных сил полковник Сергей Астахов в последний раз заступил на боевое дежурство на ЦКП РВСН. Более трех десятков лет он провел под землей. И теперь по традиции в журнале боевого дежурства вместо черной он распишется красной пастой. При общении с ним складывается впечатление, что о месте своей службы полковник Астахов знает все. Неудивительно: он практически живет на ЦКП.
     - Недавно читал исторический формуляр, - делится он мыслями. - Оказывается, в 1959 году дежурили не так, как сейчас, а заступали, будто в наряд. Тогда столько аппаратуры еще не было...
     По старинке его называют «дежурным генералом».
     - Раньше название этой должности звучало так: «дежурный генерал - заместитель начальника ЦКП РВСН», - вспоминает Сергей Семенович. - И «приходили» на нее лишь командиры дивизий, начальники командных пунктов армий. Однако, когда назначили меня, она уже стала полковничьей.
     Он спокоен и рассудителен, между словами делает паузы, будто бы взвешивая сказанное... Так же уверенно и неторопливо полковник Астахов ведет себя во время тренировок, одна из которых проводилась при мне.
     - Приступить к выполнению, - скомандовал он.
     И тут же дежурная смена приподнялась в креслах, и начался отрывистый диалог «шестого» с «четвертым»: одни приказывали, другие докладывали, третьи нажимали на кнопки. РВСН приводятся в полную готовность к пуску. Пришли подтверждения от соединений... Защелкали тумблеры, на табло побежали цифры. В считаные секунды ракеты простились с Землей, условно, конечно...
     На Центральном командном пункте РВСН офицеры обычно обращаются друг к другу по имени-отчеству, но во время выполнения учебно-боевых задач – только по номерам боевых расчетов.
     - Коротко и доходчиво, - поясняет полковник Астахов.
     Командир дежурных сил еще помнит о тех временах, когда пуски проводились чуть ли не каждую неделю. Теперь цена каждого пуска возросла...
     - Главная наша задача, - уточняет он, - обеспечение своевременного доведения приказов. Ответственность велика, хотя ощущения здесь не такие, как, скажем, у того расчета, который поворачивает ключ.
     Только за год по каналам боевого управления проходят на тренировках тысячи приказов. И каждый непременно доходит до адресата.
     - Здесь, на ЦКП, я чувствую себя вратарем, - продолжает полковник Астахов, - и это сравнение не случайно. Я долгое время играл в футбол. Только в прошлом году подарил свои вратарские перчатки начальнику смены, чтобы они дома не валялись без дела. А то в семье-то у меня одни девчонки: три дочки, три внучки...
     О своей службе полковник Астахов говорит кратко: «После окончания Ростовского училища распределили в Читинскую область. Видели ракеты возле Дома офицеров? На одной из них я и начинал служить... Затем окончил Дзержинку, так тогда Военная академия имени Петра Великого называлась».
     По словам полковника Астахова, служить на ЦКП с момента его создания выпадает только асам своего дела.
     - Здесь не может быть случайных людей. Правда, Дмитрий Сергеевич? - обратился он к старшему офицеру дежурной смены. - Знакомьтесь, ракетчик в третьем поколении.
     На примере этой династии можно проследить всю историю Ракетных войск, и это не метафора. Дед подполковника Дмитрия Бандиловского - Николай Фокич. Не удивляйтесь, тот самый Николай Фокич, который во время Карибского кризиса командовал на Кубе полком, вооруженным ракетами Р-12, а затем участвовал в ядерных испытаниях на Новой Земле...
     - Операция «Анадырь», - не сомневается Дмитрий, - показала, что ядерная война неприемлема как средство политики. Победителей в ней не будет... И Ракетные войска стратегического назначения по-прежнему остаются решающим фактором сдерживания любой агрессии против нашей страны.
     - Хорошо, что нам, - вступает в разговор КДС, - не приходилось все, что мы знаем и умеем, использовать в боевых условиях!
     Чтобы репортаж получился более полным, в сопровождении подполковника Зверкова продолжаю экскурсию по ЦКП. Проходим аппаратную связи, вентиляционную, регламентное отделение... Теперь мы оказались в помещении, в котором находится оперативное направление, контролирующее одну из ракетных армий.
     - Особенность и уникальность нашего направления заключается в том, - рассказывает дежурный офицер направления подполковник Юрий Первушин, - что мы отслеживаем пуски, которые проводятся не только в интересах РВСН, но и ВМФ, Космических войск с космодромов и полигонов России.
     Общаясь с ним, я прихожу к выводу, что здесь почти о каждом офицере можно написать отдельный очерк...
     Блуждая по патернам, мы добрались до помещений, обеспечивающих жизнедеятельность этого огромного подземного города. Дизельная электростанция находится в зале, в котором можно было бы играть в баскетбол. Но все это пространство занимают огромные дизельгенераторы.
     - Эти «мастодонты», - рассказывает начальник дежурного расчета энергомеханического отдела капитан Денис Медведев, - будут обеспечивать наш объект электричеством в случае отключения внешнего источника питания. ЦКП не лишится электроэнергии ни на секунду.
     Как утверждают офицеры, в постперестроечное время чиновники Мосэнерго устроили вынужденную проверку надежности этой системы. И она превосходно справилась со своей задачей.
     - Впрочем, - продолжает капитан Медведев, - плановые тренировки, имитирующие полное пропадание электроснабжения, проводятся постоянно.
     После двухчасовой экскурсии по различным аппаратным я окончательно убедился в том, что ЦКП может жить автономно, в полном объеме решая свои задачи. Вся деятельность этого большого города направлена на то, чтобы «мозг» РВСН выжил при любом развитии событий.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex